Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание

Развитие экономики в советские времена шло в направлении концентрации и укрупнения предприятий и организаций почти во всех сферах деятельности. Это обеспечивало их подконтрольность со стороны различных министерств и ведомств, создавало предпосылки для разработки крупномасштабных проектов и программ.
Система централизованного планирования, управления и распределения была достаточно жизнеспособна; свобода самостоятельного регулирования хозяйственных отношений между предприятиями имела чисто условный характер.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..2
2. История и развитие франчайзинга……………………………………………5
3. Сущность франчайзинга………………………………………………………7
4. Виды франчайзинга……………………………………………………………8
5. Основные принципы франчайзинга………………………………………...11
6. Преимущества франчайзинга………………………………………………..12
7. Основные риски………………………………………………………………14
8. Разработка системы франчайзинга………………………………………….15
9. Заключение…………………………………………………………………...16
10. Список используемой литературы…………………………………………..17
11. Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

3.      франчайзер, являясь правообладателем, предполагает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою репутацию на рынке товаров (работ, услуг) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

4.      франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагает собой высокую этику деловых отношений, исключающих попытки превращающих в пирамидные формы, т. е. расширение и продажу дистрибьюторских сетей. Суть франчайзинга – ведение своего бизнеса, суть сетей – продажа частей сети и привлечение как можно больше участников;

5.      для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;

6.      за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи;

7.      договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

 

 

 

 

Виды франчайзинга

 

Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырех видов:

1.      франчайзинг товаров;

2.      производственный франчайзинг;

3.      сервисный франчайзинг;

4.      франчайзинг бизнес – формата.

Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. [Приложение №1].

Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.

Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, т. к. они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом являются частью контролируемой франчайзером системы сбыта.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной.

В тех случаях, когда торговое предприятие специализируется на отдельной группе товаров, франчайзинг товаров имеет право на жизнь, т. к. продавец организует продажу товара конкретной фирмы и имеет возможность привести свой имидж в соответствие с имиджем производителя и быть узнаваемым на рынке аналогичных товаров. Примером эффективной работы в этом направлении может служить компания «Дженирал моторс», которая до настоящего времени является лидером автомобильной промышленности.

Франчайзинг товаров может быть применен в системе сбыта нефтепродуктов, особенно при выделении автозаправочных станций из более крупных сбытовых структур. Хотя в связи с изменением предпочтений потребителей к системе услуг, оказываемых на АЗС, применение чистого франчайзинга товара в этой отрасли ограничено. Наиболее эффективной формой отношений будет франчайзинг бизнес - формата. Франчайзинг в нефтеперерабатывающей промышленности наиболее распространен в Австралии.

Франчайзинг товара может быть также использован при продаже косметики и фирменной одежды.

Производственный франчайзинг -  это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологией. [Приложение №2]

Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания «Coca Cola». Централизованное производство безалкогольных напитков не выгодно в связи с удаленностью от потребителей и большими неоправданными затратами. Поэтому компанию обеспечивает конечных производителей специальным концентратом и предоставляет право на использование технологии. В 1995 году компания вышла на российский рынок путем заключения франчайзинговых договоров. Она не ведет самостоятельного строительства заводов по производству продукции; предметом продажи является рецепт производства и хорошо зарекомендовавшая себя товарная марка.

В аналогичных схемах собственных прав может быть отделен от собственника имущества, осуществляя контрольные функции через договоры франчайзинга.

Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:

1.      разделение труда и специализация производства;

2.      повышение объема производства и расширение производственной программы;

3.      обеспечение экономичности производства;

4.      увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;

5.      освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Схема производственного франчайзинга работоспособна практически во всех отраслях производства при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтверждаемых охранными документами, в том числе на товарный знак.

Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг – не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным «Руководством по франчайзингу», которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензированного договора является лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляет право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи. [Приложение №3]

Знакомая всем франчайзинговая система «Mc Donald’s» на ряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенной промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего продолжительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует  правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с продвижением покупки франшизы. Франшиза – это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т. д., предлагаемых франчайзером к продаже.

На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательной деятельности.

Франчайзинг бизнес – формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающем сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес – формата дает возможность не только расширять бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес – формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (в данном случае она будет франчайзером), так и предприятиями, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.[Приложение №4] [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы франчайзинга

 

Успех франчайзинга базируется на исполнимости следующих основных принципов:

1.      постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров;

2.      общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика;

3.      Совместное присутствие на рынке;

4.      оказание поддержки и обмен информацией;

5.      высокая степень предпринимательской инициативы;

6.      планирование и прогнозирование развития системы;

7.      совместная политика в регионах деятельности;

8.      преимущества конкуренции;

9.      отлаженная система поставок.

Можно выделить ряд основных преимуществ, которые появляются у сторон, организующих свою деятельность, на основе системы франчайзинга.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества франчайзинга

 

Преимущества для франчайзера:

1.      значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг и увеличение степени контроля на рынке;

2.      возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;

3.      регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;

4.      проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольного законодательства;

5.      возможность расширения опыта ведения бизнеса на основе использования информации о франчайзи;

6.      заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успех и процветании, следовательно, в увеличении продаж, что в определенной степени гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительного дохода;

7.      получение дополнительного дохода от уступки прав использования товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;

8.      получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, так как франчайзи имеет свои источники финансирования;

9.      экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов, которые осуществляет франчайзи;

10. экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных ресурсов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т. п.), т. к. франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности.

Преимущества для франчайзи:

1.      франчайзи является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений;

2.      франчайзи вступает в готовый бизнес, что в значительной степени гарантирует ему процветание;

3.      франчайзи имеет право на изучение опыта и использование знаний франчайзера, приобретает возможность постоянной поддержки со стороны франчайзера;

4.      франчайзи выступает под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании, что делает его более привлекательным для потребителя, в отличии от мелкого неизвестного предпринимателя;

Информация о работе Франчайзинг