Формы бухгалтерского учета: классификация и сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание

Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т.е. способ регистрации учетной информации, осуществляемый вручную или с использованием средств автоматизации с применением учетных регистров. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых организаций . .7
2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета . . . . . . . . . . . . 13
3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

      Продолжение табл. 2

1 2 3 4
  Расчеты по налогам  и сборам 68 А
  Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению 69 П
  Расчеты с персоналом по оплате труда 70 П
  Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 А-П
Раздел  VII. Уставный капитал 80 П
Капитал Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 84 А
Раздел  VIII. Продажи 90 П
Финансовые  результаты Прочие доходы и расходы 91 П
  Прибыль и убыток 99 П

      1. Простая форма бухгалтерского учета. Сущность ее состоит в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм совершенных операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре – книге учета хозяйственный операций ф. № К-1. Форма книги по объему применяемых счетов не фиксирована, каждая малая организация самостоятельно определяет необходимое количество счетов, которые используются в учете и отражаются в этой книге. Кроме того, для учета расчетов по оплате труда, по подоходному налогу, с бюджетом ведется ведомость учета заработной платы (ф. В-8).

      Малая организация может вести книгу  учета хозяйственных операций в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги (журнала), в которой учет операций совершается в течение всего отчетного года. В этом случае она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати малого предприятия. Ведение книги не исключает использования в установленном порядке и других форм учета: кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов; лицевых счетов по заработной плате и др.

       Порядок заполнения регистров по простой  форме бухгалтерского учета представлен  на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 

                 запись хозяйственных операций;                       сверка

      Рис. 2 Схема бухгалтерского учета по простой  форме

      Малая организация может применять простую форму бухгалтерского учета:

    • если отсутствуют собственные основные средства;
    • поступления материалов незначительны и полностью используются на производство продукции (работ, услуг) в отчетном месяце;
    • расчеты с покупателями за проданную продукцию, а также с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги ведутся сразу по факту совершения операции, т.е. отсутствуют соответствующие задолженности на конец месяца;
    • имеет место простое производство с ежемесячной продажей продукции без наличия незавершенного производства, работа по заказам;
    • не осуществляется авансирование поставщиков по их затратам;
    • возможен учет доходов и расходов на основе полученных и уплаченных наличных денежных средств.

       2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малой организации рекомендуется малым организациям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. В качестве учетных регистров применяются восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества организации и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей по счетам бухгалтерского учета. Второй способ ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (см. рис. 3). 
 
 
 
 
 

     Рис. 3. Порядок заполнения форм бухгалтерского учета с использованием ведомостей 

     2. МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ  ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА 

     Мемориально-ордерная форма счетоводства получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность этой формы учета – поступающие в бухгалтерию документы на протяжении определенного периода накапливаются и регистрируются в группировочных и накопительных ведомостях по группам однородных хозяйственных операций. На основании сгруппированных документов каждая бухгалтерская проводка оформляется отдельным мемориальным ордером, к которому прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В мемориальном ордере указываются его номер, краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операций (табл. 3).

     Таблица 3

     Мемориальный  ордер за май 200_ г.

Основание (ссылка на документы  или содержание) По  дебету счета (номер) По  кредиту счета (номер) Сумма
      частная общая
1 2 3 4 5
         

     Синтетический учет при мемориально-ордерной форме  ведут в двух регистрах – в  Регистрационном журнале и Главной  книге.

     Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров), которые записываются в хронологическом порядке с указанием номера, даты и суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц (табл. 4).

     Таблица 4

     Регистрационный журнал за сентябрь 200_ г.

Порядковые  номера мемориальных ордеров Дата  ордера Сумма
1 2 3
     

     Затем мемориальные ордера записываются в  Главную книгу, которая имеет  развернутую двухстороннюю форму. Для каждого синтетического счета  отводится отдельный разворот двух страниц (табл. 5). В этой книге записи мемориальных ордеров производят по каждому счету с указанием корреспондирующих счетов, что позволяет обобщать показатели за тот или иной период времени. По окончании каждого месяца в Главной книге подсчитывают итоги оборотов по дебету и кредиту, выводят сальдо по каждому счету и составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам.

     Таблица 5

Главная книга

Счет 51 «Расчетные счета»

Дата Номер мемо-риаль-ных орде-ров Кредит  счетов Итого по де-бету Дата Номер мемо-риаль-ных орде-ров Дебет счетов Итого по креди-ту
    Сч. 75 «Рас-четы с учре-дите-лями» Сч. 76 «Рас-четы с раз-ными деби-тора-ми» Сч. 66 «Рас-четы по кратко-сроч-ным кре-дитам и  зай-мам» И т.д.       Сч. 50 «Кас-са» Сч. 58 «Фи-нансо-вые  вложе-ния» Сч. 60 «Рас-четы с пос-тав-щика-ми и под-ряд-чика-ми» И т.д.  
                           

     Аналитический учет при мемориально-ордерной форме  ведется преимущественно на карточках  или одновременно на карточках и  в книгах. Записи в регистры аналитического учета производят непосредственно  с первичных или сводных документов, прилагаемых к мемориальным ордерам. По истечении месяца на счетах аналитического учета подсчитывают итоги сумм оборотов и составляют оборотные ведомости.

     Оборотные ведомости по синтетическим и  аналитическим счетам взаимно сверяются. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс и другие отчетные таблицы.

     В этой форме удачно сочетается использование  книг и карточек, возможны ежемесячная проверка правильности записей в учетных регистрах и обнаружение допущенной ошибки, широкое применение разделения труда счетных работников. Недостатки мемориально-ордерной формы учета – большой объем учетной работы приходится на конец отчетного периода. По окончании месяца, перед тем как сделать отчет, необходимо составить оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам, проверить правильность записей во всех регистрах и исправить выявленные ошибки. Это обстоятельство приводит не только к неравномерной нагрузке счетного персонала в течение месяца, но и к задержке представления бухгалтерской отчетности. Кроме того, данная форма учета рассчитана в основном на использование ручного труда и почти не приспособлена к автоматизации. Порядок записей при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета представлен на рис. 4. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4. Порядок заполнения форм бухгалтерского учета при мемориально-ордерной форме 
 
 
 
 
 
 

     3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета 

     Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства, – журналу-ордеру. Она широко применяется в организациях различных форм собственности. В основе ее использования лежит принцип накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, а оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Журнал хронологической регистрации не ведется.

     Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

     В журнально-ордерной форме счетоводства применяются в основном два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы.

     Журналы-ордера – это бухгалтерские  регистры, построение по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в них производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц и зависимости от характера и содержания операции (табл. 6).

     Таблица 6

     Журнал-ордер  № 1 по кредиту счета 50 «Касса» в дебет  счетов

Строка  № Дата (или  за какие числа) Номер и наименование счетов Итого по кредиту
    51 «Расчетные  счета» 52 «Валютные  счета» 57 «Переводы  в пути» 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» И т.д.  

     По  строению различают два вида журналов-ордеров. Журналы-ордера первого вида служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету; они являются накопительными ведомостями, где отражаются кредитовые обороты данного счета или по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Записи в журнале-ордере № 1 производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами (приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами). При незначительном количестве кассовых документов допускаются записи операций в регистры (производить не ежедневно, а за 3-5 дней или реже) в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производят записи, например: 1-3, 15-17 и т.д. Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах. На протяжении месяца данные для контроля и оперативных целей берутся из остатков средств, показанных в отчетах кассира.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета: классификация и сравнительная характеристика