Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности. Задачи работы – провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия; оценку имущественного положения ; оценку ликвидности и платежеспособности. вероятности банкротства предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………............………………...............3
1.Теоретические основы аудита учета бухгалтерской отчетности….............................5
1.1. Правовые основы аудиторской деятельности……………………............................5
1.2. Нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерскую отчетность.......7
1.3. Обзор литературных источников аудита бухгалтерской отчетности……...........10
2. Общая характеристика аудиторского лица………………………………................13
2.1. Организационно – экономическая характеристика……………………................13
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия...............................15
2.3. Оценка имущественного положения предприятия...............................................18
2.4. Оценка ликвидности и платежеспособности. вероятности банкротства предприятия.......................................................................................................................22
3. Аудит бухгалтерской отчетности................................................................................27
3.1. Объекты аудита. Источники информации. Типичные ошибки в отчетности…..27
3.2. Расчет уровня существенности и оценка аудиторского риска…………………...30
3.3. Планирование проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности…34
3.4. Аудиторские доказательства и применения аудиторских процедур…………….38
3.5. Письменная информация руководителя аудируемого лица……………………...48
3.6. Аудиторское заключение…………………………………………………………...51
4. Пути совершенствования бухгалтерского учета и контроля на предприятии……54
Заключение…………………………………………………..........…………..………….60
Список использованной литературы………………………………............…………...62
Приложение 1.....................................................................................................................64
Приложение 2 ....................................................................................................................65

Работа состоит из  1 файл

аудит бухгалтерской отчетности.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

Относящиеся к отчетному году первичные документы после подготовки отчетности должны быть сброшюрованы, на них составляется сводный реестр, в котором указываются отчетный период, перечень видов документов, их количество. Первичные документы, полученные в начале следующего года, подтверждающие хозяйственные операции отчетного периода, необходимо группировать вместе с документами отчетного периода.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. Ответственность за сохранность первичных учетных документов несет главный бухгалтер организации.

После того, как бухгалтерская отчетность составлена, нужно сопоставить данные из различных форм. При этом обращаю внимание, что бухгалтерская и налоговая отчетность составляются на основе разных учетных регистров, по разным правилам и соответственно проверить правильность составления налоговой отчетности по данным бухгалтерской отчетности не представляется возможным. Единственным налогом, который начисляется по данным бухгалтерского учета, является налог на имущество. Следовательно, суммы стоимости различных видов имущества, показанные в приложении к декларации по налогу на имущество на соответствующие отчетные даты, должны совпадать с суммами, отраженными в бухгалтерских балансах по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября.

Проверка взаимоувязки показателей отчетных форм является одной из важнейших процедур, завершающих составление бухгалтерской отчетности, а также проверки правильности ведения бухгалтерского учета.

 

3.2. Расчет уровня существенности и аудиторского риска

 

Понятия существенности и риска используются в качестве основы методологии и инструмента планирования аудита.

Существуют два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска: оценочный; расчетный.

Оценочный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют уровень существенности и аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний и низкий.

Расчетный метод предполагает количественный расчет величины уровня существенности и аудиторского риска.

Указанные методы аудиторы используют в планировании аудита.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности и приемлемый аудиторский риск:

- на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур;

- в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

- на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

Пример расчета приемлемого аудиторского риска приведен в таблице ниже.

Рассмотрю порядок определения уровня существенности.

Аудитор должен иметь в виду, что отдельные, отмеченные им искажения сами по себе могут не иметь существенного характера, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) могут иметь существенный характер. Возможны несколько случаев.

1. Аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях, если одновременно:

- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;

- качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными.[10]

2. Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:

- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности;

- отмеченные отклонения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.

3. Используя свое профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий: - отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности;

- имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.

Для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур. Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации сделать в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Для нахождения уровня существенности можно использовать таблицу

Таблица 10

Базовые показатели

Значение
базового
показателя

Доля,
%

Значение,
применяемое
для нахождения
уровня
существенности,
тыс. руб.

1

2

3

4

Балансовая прибыль предприятия

 

5

 

Выручка (нетто) без НДС,
акцизов и других платежей

 

2

 

Валюта баланса

 

2

 

Собственный капитал (итог
разд.III баланса)

 

10

 

Общие затраты предприятия

 

2

 

Уровень существенности рассчитывают следующим образом. По итогам финансового года в непроверяемом экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяют финансовые показатели, перечисленные в гр. 1 табл. 2. Их значение может быть занесено в гр. 2 в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность (тыс. руб.). От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в гр. 3 таблицы, и результат заносится в гр. 4. Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Предприятие может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы не характерна для данного предприятия. Предприятие может не иметь выручки от продаж, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг.В этих случаях в соответствующих графах таблицы ставят прочерк. Аудитор должен проанализировать числовые значения гр.4.

Значения, сильно отклоняющиеся в большую и / или меньшую сторону от остальных, он может отбросить. На базе оставшихся показателей рассчитывают среднюю величину, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

Рассмотренный порядок имеет рекомендательный характер. Аудиторские организации должны разработать собственный порядок нахождения уровня существенности с учетом обязательных требований Правила (стандарта) "Существенность и аудиторский риск". Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

- изменить значения коэффициентов в гр. 3;

- вводить новые, исключать отдельные показатели, менять финансовые показатели, приведенные в гр. 1;

- менять порядок усреднения при нахождении показателя;

- принимать во внимание значения финансовых показателей за предыдущие годы и учитывать их динамику;

- предусмотреть не один показатель уровня существенности, а несколько - для различных статей баланса;

самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.

 

3.3. Планирование проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

 

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

- установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

- определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.[11]

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов. Аудиторы должны получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе "Основная информация о клиенте".

На этапе предварительного планирования осуществляется общее знакомство с системой внутреннего контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтерского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профессионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, принятых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтерского учета и достоверности отчетности . Если по результатам общего знакомства будет сделан вывод о ненадежности системы внутреннего контроля, "низком" ее уровне, то полагаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля предприятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надежности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однородным группам хозяйственных операций.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности