Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 48.65 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 1. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ.

  1. 1. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности.

Под аудитом бухгалтерской  отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит  выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

• бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными  пользователями ее, в том числе  руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью  в целом;

• бухгалтерская отчетность может  быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности  неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду  возможной пристрастности ее составителей;

• степень достоверности бухгалтерской  отчетности, как правило, не может  быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной  и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской  отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и  уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации  с приемлемой уверенностью сделать  выводы относительно:

• соответствия бухгалтерского учета  экономического субъекта документам и  требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской  отчетности;

• соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская  организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации  о достоверности бухгалтерской  отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны  пользователей.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации  о степени достоверности бухгалтерской  отчетности, не должно трактоваться как  гарантия аудиторской организации  в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской  отчетности являются:

а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений  проверяемым экономическим субъектом  требований нормативных документов;

в) отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений, требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Выявленные аудитором  нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей  бухгалтерской отчетности;

б) несущественно на величину показателей  бухгалтерской отчетности, но могут  нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или  третьим лицам.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор  может по согласованию с экономическим  субъектом предпринять одно или  несколько из следующих действий:

а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

б) письменно предупредить руководство  проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий  может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Ответственность руководителей  экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов:

1. Аудиторская организация не  несет ответственности за невыполнение  руководством экономического субъекта  и его экономическими и производственными  подразделениями требований нормативных  актов РФ. Ответственность за  соблюдение установленных этими  актами норм и правил несет  руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен  исходить из того, что экономический  субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.

2. При проверке соблюдения нормативных  актов экономическим субъектом  аудитор должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты аудиторских  и юридических организаций для  получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению  и применению хозяйственного и иного  законодательства Российской Федерации;

в) разработаны ли внутренние рабочие  документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и  финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

 

1. 2. Действия аудитора при обнаружении нарушений требований нормативных актов.

1. При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов, он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

2. При оценке влияния выявленных  нарушений на достоверность бухгалтерской  отчетности аудитор должен учесть  возникновение таких последствий,  как:

а) взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом  отчетном периоде;

б) появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится  на структуре имущества проверяемого субъекта;

в) прекращение деятельности экономического субъекта;

г) появление сомнений в правдивости  и достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

3. Аудитору необходимо учесть, что  к нему могут быть применены  меры ответственности в случае  сокрытия им обнаруженных фактов, подтверждающих наличие состава  преступления в действиях (бездействии)  экономического субъекта. При наступлении  подобных обстоятельств аудитору  следует руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении  искажений бухгалтерской отчетности", а также целесообразно получить  консультацию у юриста о возможных  последствиях.

4. Когда получить информацию  о действительном или предполагаемом  нарушении требований нормативных  актов невозможно, аудитор должен  реально оценить влияние отсутствия  необходимых документов на достоверность  выводов, содержащихся в аудиторском  заключении.

5. Аудитору следует учесть влияние  невыполнения требований нормативных  актов экономическим субъектом  на другие аспекты аудита, в  особенности на достоверность  сведений, представленных руководством  экономического субъекта. Если нарушения  не были, обнаружены системой  внутреннего контроля или не  были включены в сведения, которые  представило руководство, аудитор  вправе пересмотреть оценку возможных  рисков, а также степень достоверности  сведений, представляемых руководством  экономического субъекта.

6. Если невыполнение требований  нормативных документов по бухгалтерскому  учету и налогообложению является  существенным, то аудитор обязан  сделать следующее:

а) отразить все такие нарушения  в своей рабочей документации;

б) учесть влияние отмеченных нарушений  на надежность аудиторских доказательств  и дальнейшее планирование процедур аудита;

в) сообщить руководству экономического субъекта о замеченных нарушениях в  своей письменной информации;

г) сообщить пользователям бухгалтерской  отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и  т.п.).

7. Если аудитор пришел к выводу, что руководство экономического  субъекта, включая и работников  экономических служб, причастно  к фактам невыполнения требований  нормативных документов по бухгалтерскому  учету и налогообложению, то  аудитор должен сообщить об  этом высшему органу управления  экономического субъекта.

8. Факты невыполнения требований  нормативных актов должны быть  учтены аудитором при составлении аудиторского заключения следующим образом (при этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и "Существенность и аудиторский риск"):

а) если аудитор пришел к выводу, что факты невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению существенно  повлияли на достоверность бухгалтерской  отчетности, то аудитор должен представить  условно положительное или отрицательное  заключение;

б) если руководство и (или) персонал экономического субъекта препятствуют аудитору в получении достаточной  информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно  исказили бухгалтерскую отчетность, аудитор должен составить отрицательное  заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;

в) если аудитор не может установить факты нарушения требований нормативных  актов из-за ограничений, причиной которых  были случайные обстоятельства, а  не действия руководства и (или) персонала  экономического субъекта, то аудитор  может дать условно положительное  заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;

г) если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения  и внес необходимые исправления  в бухгалтерскую отчетность и  данные по налогообложению, то аудитор  вправе дать положительное заключение.

9. Аудитор может прийти к выводу  о необходимости прекратить или  приостановить проверку, если руководство  и персонал экономического субъекта  не принимали меры по устранению  фактов нарушения требований  нормативных актов.

10. Выявленные факты нарушений  требований нормативных актов  следует довести до сведения  руководства проверяемого экономического  субъекта в соответствии с  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Письменная информация  руководству экономического субъекта  по результатам проведения аудита" (раздел "Результаты аудиторской  проверки"). В письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита должны иметься ссылки на нормативные акты и на те их разделы (параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены нарушения.

 

1. 3. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и своевременное  представление достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Экономические субъекты обязаны в  случаях, предусмотренных действующим  законодательством Российской Федерации  и нормативными актами, заключать  с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За не заключение (несвоевременное  заключение) таких договоров и  создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в  установленном порядке.

Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности