Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ОРШАНСКИЙ ОЛМОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Организационно-правовой статус предприятия и структура управления
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
1.3 Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Сущность и методика анализа издержек предприятия
2.2 Классификация затрат на производство продукции предприятия
2.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости
2.4 Основные направления снижения затрат на производство продукции предпредприятия
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНОЙ ПРПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ НА ОАО «ОМЗ»
3.1 Анализ себестоимости производимой продукции предприятия
3.2. Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции
3.3. Определение резервов снижения себестоимости продукции ОАО 1111«Оршанский молочный завод»
3.4 Разработка мероприятий по снижению затрат на производство молочной 1111продукции предприятия

Работа состоит из  1 файл

Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод».docx

— 248.84 Кб (Скачать документ)

С увеличением объема производства относительно сокращаются условно-постоянные расходы на выпуск единицы продукции, в результате снижается полная себестоимость  единицы и всей продукции предприятия  и отрасли.

С увеличением доли амортизации  в себестоимости продукции повышается значение улучшения использования  основных производственных фондов в  снижении затрат на производство продукции.

4. Факторы улучшения использования  природных ресурсов.

Изменение природных условий  оказывает влияние на себестоимость  продукции главным образом в  горнорудной, лесозаготовительной  и других отраслях добывающей промышленности. К этой группе факторов относят такие  факторы, как состав и качество природного сырья и т.д.

5. Отраслевые и прочие  факторы: ввод и освоение новых  (ликвидация малоэффективных) цехов,  производств, предприятий; подготовка  и освоение производства на  действующих предприятиях; изменение  размещения производства по предприятиям  и др.

К прочим факторам, влияющим на себестоимость продукции, относят  изменение цен на сырье, материалы, топливо и тарифов на электроэнергию и перевозку грузов, а на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции  влияет также изменение цен на готовую продукцию.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение  новой техники, комплексная механизация  и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов  материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с  массово-поточным производством себестоимость  продукции значительно ниже, чем  на предприятиях, вырабатывающих эту  же продукцию в небольших количествах.

В настоящее время многие промышленные предприятия сталкиваются с проблемами, связанными с высоким  уровнем себестоимости производимой ими продукции, что сказывается  на прибыльности деятельности предприятий, так как им приходится устанавливать  цены на продукцию в несколько  раз ниже ее себестоимости. Поэтому  встает необходимость разработки целостной  системы поиска резервов, способной  решать проблемы эффективного использования  внутрихозяйственных резервов с  помощью методов их выявления, анализа  и планирования.

ГЛАВА 3. Анализ затрат на производство молочной продукции и пути ее снижения НА ОАО «ОМЗ»

3.1 Анализ себестоимости  производимой продукции предприятия

Для практического использования  в системе управления формированием  затрат и издержек целесообразно  выделить и рассмотреть классификацию  затрат с учетом вида расходов –  по статьям калькуляции и элементам  затрат.

Анализ себестоимости  продукции по статьям и элементам  затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и  определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно  сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на данном предприятии.

В отличие от статей калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим  содержанием по общепринятым элементам.

При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты  распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами  на оплату живого труда. В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие  направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.

Для анализа по данным отчета о затратах на производство ОАО «Оршанский молочный завод» (форма №5 «Сведения  о затратах на производство и реализацию продукции») составляются аналитические  таблицы.

Произведем анализ себестоимости  по элементам затрат по ОАО «Оршанский молочный завод» (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Анализ себестоимости  по элементам затрат ОАО «Оршанский молочный завод» за 2003-2005 гг.

Элемент затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Отклонения

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Отклонения

2004 г. к 

2003 г.

2005 г. к 

2004 г.

2004 г. к 

2003 г.

2005 г. к 

2004 г.

Материальные затраты

7024

7892

4793

868

-3099

51,9

68,9

54,9

17

-14

Заработная плата

1149

1468

1328

319

-140

8,5

12,8

15,2

4,3

2,4

Отчисления в фонды

417

532

353

115

-179

3,1

4,6

4,0

1,5

-0,6

Амортизация основных средств

151

170

152

19

-18

1,1

1,5

1,7

0,4

0,2

Прочие затраты

4796

1395

2104

-3401

709

35,4

12,2

24,1

-23,2

11,9

Полная себестоимость

13537

11457

8730

-2080

-2727

100,0

100,0

100,0

-

-


Как видно из таблицы, в 2004 году произошло снижение себестоимости  продукции предприятия на 2080 тыс. руб. по сравнению с 2003 годом в  связи с сокращением выпуска  товарной продукции предприятия.

По сравнению с 2004 годом  себестоимость продукции в 2005 году уменьшилась на 2727 тыс. руб. или на 23,8%, это произошло в основном в результате уменьшения материальных затрат на производство продукции.

Как свидетельствуют данные таблицы основными элементами себестоимости  молочной продукции являются материальные затраты и прочие затраты.

Материальные затраты  в анализируемом периоде составили: 2003 год – 51,9%, 2004 год – 68,9%, 2005 год  – 54,9%. В составе материальных затрат основную долю составляет сырье, то есть молоко, закупаемое у сельскохозяйственных производителей и у населения.

Наглядно изменение структуры  затрат предприятия за 2003-2005 гг. представлено графически (рис. 3.1).

Структура элементов затрат, свидетельствует, что производство ОАО «Оршанский молочный завод» очень  материалоемкое. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости  составляют материальные затраты, причем в 2004 году их удельный вес возрос на 17%, а в 2005 году их доля снизилась  на 14%, что связано с уменьшением  объема производства завода.

Анализ данных таблицы  показывает, что в структуре элементов  затрат на производство произошли значительные изменения. В 2005 г. увеличилась доля прочих затрат, также возрос удельный вес затрат на заработную плату, амортизация  основных фондов. Доля прочих расходов велика из-за большого веса в них  таких расходов как содержание помещений, аренда оборудования, налога на землю, содержание охраны.

Удельный вес заработной платы в структуре затрат увеличился за 2003-2005 гг. на 6,7%. Доля амортизационных  отчислений в структуре себестоимости  в 2005 году возросла на 0,6% по сравнению  с 2003 годом.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты  на рубль продукции, который выгоден  тем, что очень универсальный: может  рассчитываться в любой отрасли  производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к себестоимости произведенной продукции в действующих ценах.

В системе показателей  экономической эффективности производства анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 рубль затрат, а также снижение затрат на 1рубль реализованной продукции (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

Анализ затрат на 1 рубль  товарной и реализованной продукции  за 2003-2005 гг. ОАО «ОМЗ»

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Отклонения

Темп роста, %

2004 г. к 

2003 г.

2005 г. к 

2004 г.

2004 г. к 2003 г.

2005 г. к 2004 г.

Объем производства товарной продукции, тыс. руб.

14925

13955

10199

-970

-3756

93,5

73,1

Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

17352

18419

19578

1067

1159

106,2

106,3

Полная себестоимость  товарной продукции, тыс. руб.

13537

11457

8730

-2080

-2727

84,6

76,2

Себестоимость реализованной  продукции, работ, услуг, тыс. руб.

14085

15633

17615

1548

1982

111,0

112,7

Затраты на 1 рубль товарной продукции, работ, услуг, коп.

90,7

82,1

85,6

-8,6

3,5

90,2

104,3

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции, работ, услуг, коп.

81,2

84,9

90,0

3,7

5,1

104,6

106,0


Данные табл. 3.2 говорят  о том, что себестоимость затрат на 1 рубль произведенной (товарной) продукции сложилась ниже уровня 2003 года на 9,8% и составила в 2004 году 0,82 руб. против 0,91 руб., и выше уровня 2004 года на 4,3% и составила в 2005 году 0,86 руб. Таким образом, на протяжении анализируемого периода себестоимость  на 1 рубль произведенной продукции  имеет тенденцию к уменьшению благодаря опережающему росту доходов  над ростом затрат.

По данным табл. 3.2 видно, что  в течение анализируемого периода  наблюдается рост себестоимости  реализованных товаров и услуг, и темп роста себестоимости выше темпа роста выпущенных и реализованных  продукции и работ.

В 2004-2005 гг. наблюдаем рост затрат на рубль реализованной продукции  в силу превышающего темпа роста  себестоимости реализованной продукции  над темпами роста объемов  реализации продукции. Причем темп роста  показателей 2005 года по отношению к  предыдущему году составил: себестоимости 112,7%, объема реализованной продукции 106,3%. В данном случае имеем ухудшение  показателей в отчетном году по сравнению  с прошлым годом. В итоге затраты  на 1 рубль реализованной продукции  за период 2003-2005 гг. возросли на 8,8 коп.

Следовательно, вывод следующий  – имеется ухудшение соотношения  показателей себестоимости и  объема реализуемой продукции в  течение 2005 года. При дальнейшем совершенствовании  хозяйственной деятельности предприятия, оно сможет выйти на уровень 2004 года, а затем постепенно и улучшить данные показатели.

Далее произведем факторный  анализ изменения суммы затрат на рубль товарной продукции.

Товарная продукция по двум видам продукции (масла и  молока) определяется объемами производства данной продукции в натуральных  единицах измерения и ценами на соответствующий  вид продукции.

Таблица 3.3

Факторный анализ товарной продукции  за 2003–2004 гг.

Показатель

Объем производ-ства

Структура

Цена

Решение

ТП план

План

План

План

26,6 * 76 + 885,4 * 10 = 10875,6

ТП усл.1

Факт

План

План

26,6 * 76 + 885,4 * 10 * 0,935 = 10300,1

ТП усл.2

Факт

Факт

План

22,4 * 76 + 770,1 * 10 = 9403,4

ТП факт

Факт

Факт

Факт

22,4 * 80 + 770,1 * 11,5 = 10648,2

Изменение

-575,5

-896,7

1244,8

-227,4


Общее изменение товарной продукции за 2004 год на 227,4 тыс. руб. произошло под влиянием следующих  факторов:

– сокращение объема производства на – 575,5 тыс. руб.;

– изменение структуры  производства – 896,7 тыс. руб.;

– повышение цени на продукцию 1244,8 тыс. руб.

Таблица 3.4

Факторный анализ товарной продукции  за 2004–2005 гг.

Показатель

Объем производ-ства

Структура

Цена

Решение

ТП план

План

План

План

22,4 * 80 + 770,1 * 11,5 = 10648,2

ТП усл.1

Факт

План

План

22,4 * 80 + 770,1 * 11,5 * 0,731 = 8265,8

ТП усл.2

Факт

Факт

План

11,2 * 80 + 381,2 * 11,5 = 4383,8

ТП факт

Факт

Факт

Факт

11,2 * 82 + 381,2 * 13 = 5374,0

Изменение

-2382,4

-3882,0

990,2

-4774,2


Общее изменение товарной продукции за 2005 год на 4774,2 тыс. руб. произошло под влиянием следующих  факторов:

– сокращение объема производства на – 2382,4 тыс. руб.;

– изменение структуры  производства – 3882,0 тыс. руб.;

– повышение цен на продукцию 990,2 тыс. руб.

3.2. Факторный  анализ себестоимости отдельных  видов продукции

По важнейшим видам  продукции проводят более глубокий анализ себестоимости и причин ее изменений.

Анализ начинают с изучения динамики и выполнения плана по производству каждого вида продукции с разбивкой  себестоимости на переменные и постоянные расходы.

 

Таблица 3.5

Анализ динамики и структуры  себестоимости основных видов продукции  ОАО «ОМЗ» за 2003-2005 гг., руб.

Продукция

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Отклонения

2004 г. к 

2003 г.

2005 г. к 

2004 г.

Масло

         

Полная себестоимость

57,8

61,2

65,6

3,4

4,4

в том числе

переменные расходы

42,1

43,6

46,9

1,5

3,0

постоянные расходы

15,7

17,6

18,7

1,9

1,1

Молоко

         

Полная себестоимость

8,1

9,6

10,8

1,5

1,2

в том числе

переменные расходы

6,2

7,6

8,2

1,4

0,6

постоянные расходы

1,9

2,0

2,6

0,1

0,6


Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости  анализируют отчетные калькуляции  по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу  продукции с плановым и данными  прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Информация о работе Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»