Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ОРШАНСКИЙ ОЛМОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Организационно-правовой статус предприятия и структура управления
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
1.3 Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Сущность и методика анализа издержек предприятия
2.2 Классификация затрат на производство продукции предприятия
2.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости
2.4 Основные направления снижения затрат на производство продукции предпредприятия
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНОЙ ПРПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ НА ОАО «ОМЗ»
3.1 Анализ себестоимости производимой продукции предприятия
3.2. Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции
3.3. Определение резервов снижения себестоимости продукции ОАО 1111«Оршанский молочный завод»
3.4 Разработка мероприятий по снижению затрат на производство молочной 1111продукции предприятия

Работа состоит из  1 файл

Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод».docx

— 248.84 Кб (Скачать документ)

Влияние факторов первого  порядка на изменение уровня себестоимости  единицы продукции изучают с  помощью факторной модели.

Используя факторную модель и данные таблиц, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости  масла методом цепной подстановки  за 2003–2004 гг.

Таблица 3.6

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости масла  за 2003–2004 гг.

Показатель

Q

А

B

Решение

С план

План

План

План

1119,9 / 26,6 + 15,7 = 57,8

С усл. 1

Факт

План

План

1119,9 / 22,4 + 15,7 = 65,7

С усл. 2

Факт

Факт

План

976,6 / 22,4 + 15,7 = 59,3

С факт

Факт

Факт

Факт

976,6 / 22,4 + 17,6 = 61,2

Изменение

7,9

-6,4

1,9

3,4


Общее изменение себестоимости  единицы продукции за 2003–2004 гг. составляет:

,

в том числе за счет изменения

а) объема производства продукции:

б) суммы постоянных затрат:

в) суммы удельных переменных затрат:

Таблица 3.7

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости масла  за 2004–2005 гг.

Показатель

Q

А

B

Решение

С план

План

План

План

976,6 / 22,4 + 17,6 = 61,2

С усл. 1

Факт

План

План

976,6 / 11,2 + 17,6 = 104,8

С усл. 2

Факт

Факт

План

525,3/ 11,2 + 17,6 = 64,5

С факт

Факт

Факт

Факт

525,3 / 11,2 + 18,7 = 65,6

Изменение

43,6

- 40,3

1,1

4,4


Общее изменение себестоимости  единицы продукции за 2004–2005 гг. составляет:

,

в том числе за счет изменения

а) объема производства продукции:

б) суммы постоянных затрат:

в) суммы удельных переменных затрат:

Затем более детально изучают  себестоимость единицы продукции  по каждой статье затрат, для чего фактические  данные сравнивают с плановыми или  данными за прошлые периоды (табл. 3.8).

Приведенные данные показывают, что перерасход затрат произошел  по всем статьям. Особенно большой перерасход допущен по материальным затратам и  энергии на технологические цели.

Наглядно структура себестоимости  производства масла представлена на рис. 3.2 – 3.4.

Таким образом, наибольшую долю в затратах на производство масла  на предприятии составляют сырье  и материалы, а также топливо  и электроэнергия. Если удельный вес  сырья снизился за 2003-2005 гг. на 4,5%, то доля топлива и энергии увеличилась  на 4,6%. Также возрос удельный вес  общепроизводственных, общехозяйственных  и коммерческих расходов. Предприятию  необходимо изыскивать резервы для  снижения статей данных затрат.

3.3. Разработка мероприятий  по снижению затрат на производство  молочной продукции предприятия

Объем производства молока постоянно  сокращается. Одна из главных причин кризисной ситуации в молочном животноводстве - проводимая ценовая финансово-кредитная  политика. Главный недостаток ценообразования  на продукцию агропромышленного  комплекса заключается в том, что происходит резкое ухудшение  эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью, нарушение  паритета цен.

Деятельность предприятия  направлена на обеспечение взаимовыгодных экономических интересов завода и сельхозтоваропроизводителей, ускорение  взаиморасчетов. Это позволило в  течение 2005 года оплатить полученное сырье  на 98%, заключить договоры на поставку молока с новыми хозяйствами и  в итоге получить молоко в количестве, достаточном для обеспечения  нормальной работы предприятия.

Способ снижения издержек требует того, чтобы продукция  не считалась низкого качества среди  потребителей, потому что в такой  ситуации преимущество в области  себестоимости перестает приносить  дополнительную прибыль. В связи  с этим необходимо ужесточить существующий контроль за качеством.

Для разработки соответствующей  ценовой стратегии необходимо четко  определить цели ценообразования. Они  вытекают из анализа положения предприятия  на рынке. Следовательно, цели ценообразования  не должны рассматриваться как отдельно взятые.

От выбора метода ценообразования  зависит многое. Он позволяет учесть особенности покупательского спроса и конкуренции и определить оптимальную  цену. Для нашего предприятия будем  пользоваться наиболее простым и  распространенным методом «средние издержки + прибыль», который заключается  в начислении наценки на себестоимость  продукции.

Метод является очень популярным, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, предприятие всегда лучше  знает свои издержки, чем спрос  покупателей и цены конкурентов. Поэтому нет необходимости пересматривать цены вслед за колебаниями спроса. Во-вторых, признано, что это один из самых справедливых методов ценообразования  по отношению к продавцу и покупателю. В-третьих, он уменьшает ценовую  конкуренцию.

Снижение цены на основную продукцию завода – масло сливочное - ниже не рационально, т.к. предприятие  имеет невысокий уровень рентабельности и может испытывать после этого  финансовые затруднения. Поэтому предприятию  нужно обеспечить получение целевой  прибыли. В ряде случаев предусматриваются  дифференцированные скидки.

Для определения резервов снижения себестоимости продукции  на предприятии используем методику подсчета резервов снижения себестоимости  продукции по Савицкой Г.В.

Данная методика предполагает определение величины резерва –  увеличение объема производства, как  явного фактора снижения себестоимости.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма  же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается  себестоимость изделий.

Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной  техники и технологии производства, улучшение организации труда  и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Дополнительные затраты  на освоение резервов увеличения производства продукции определяются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, электроэнергии и прочих переменных расходов, которые  изменяются пропорционально объему производства продукции.

В 2005 году на ОАО «Оршанский молочный завод» начато строительство  газовой котельной с тремя  котлами Е1/9Г, что позволит снизить  затраты на производство выпускаемой  молочной продукции.

Технологический пар на предприятии  используется в основном для производства молочной продукции. При переработке  молока со слабо выраженными посторонними привкусами и запахами улучшению  качества способствует применение повышенных температур пастеризации.

В зависимости от химического  состава молочного жира, свойств  молока температуру пастеризации устанавливают  в осенне-зимний период в интервале 105-1150С, а весенне-летний 103-1080С. Для нагрева сливок до температуры выше 1000С применяют установки специальной конструкции. В технологическом процессе изготовления молочных продуктов используют также сепарирование и пастеризацию молока.

Мощности технологических  камер, их устройство позволяет производить  молочную продукцию в полуавтоматическом режиме, что существенно сказывается  на качестве продукции. Здание котельной  спроектировано так, что позволяет  до минимума уменьшить потери при  транспортировке теплоносителя.

Увеличение объема производства технологического пара обеспечит возможность  применения новых технологий в данном производстве.

Строительство котельной  начато за счет собственных средств  завода. При вводе новой котельной  затраты на производство продукции  в себестоимости производства молочной продукции будут составлять намного  ниже.

Рассчитаем резерв снижения себестоимости основной продукции  молокозавода (сливочного масла) за счет внедрения данного организационно-технического мероприятия.

Согласно калькуляции  изготовления единицы основной продукции  ОАО «Оршанский молочный завод» (табл. 3.8) стоимость пара составляет 8,2 руб.

Согласно проектным разработкам  стоимость пара на единицу продукции  после внедрения мероприятия  составит 5,6 руб., то есть снизится на 2,6 руб. или на 32%.

Планируемое количество продукции  – масла на 2006 год составляет на предприятии 25 тонн. Таким образом, резерв снижения затрат на пар на производство запланированного выпуска продукции  составит:

25000 х (8,2 - 5,6) = 65000 руб.

Фактическая себестоимость 1 кг сливочного масла в 2005 году составила 65,6 руб. (табл. 3.5). В результате снижения затрат на пар данный показатель снизится на также на 2,6 руб. и составит 63 руб.

Результаты расчетов обобщим  в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Резерв снижения себестоимости  продукции на счет снижения материальных затрат на 2006 год

Наименование

2005 г.

2006 г.

Отклонение

Стоимость пара на единицу  продукции, руб.

8,2

5,6

-2,6

Объем производства продукции, тонн

11,20

25,0

13,8

Себестоимость единицы продукции, руб.

65,6

63,0

-2,6

Затраты на выпуск продукции  отчетного года, тыс. руб.

734,72

705,6

-29,12


Итак, за счет снижения материальных затрат (затрат на технологический  пар) за счет внедрения новой технологии производства продукции себестоимость  молочной продукции уменьшается.

При использовании новой  котельной уменьшится трудоемкость изготавливаемой продукции, что  связано с улучшением организации  технологического процесса изготовления масла.

Трудоемкость продукции  до внедрения мероприятия УТЕ1 составляла 0,678 чел.-час., после внедрения мероприятия согласно проектным расчетам она уменьшится на 10,5% и составит УТЕ0 = 0,607 чел.-час.

Среднечасовая оплата труда  согласно установленной на заводе среднедневной  тарифной ставки основных рабочих (153,6 руб.) составит ОТ = 19,2 руб. (153,6 : 8 час.).

Для определения резерва  по формуле 3.6 умножим разность между  трудоемкостью изделий до внедрения  и после внедрения соответствующих  мероприятий на планируемый уровень  среднечасовой оплаты труда и  на количество планируемых к выпуску  изделий (25 тыс. кг):

Р ↓ ЗП = (0,678 – 0,607) х 19,2 х 25000 = 34080 руб.

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда (единый социальный налог - 26%), включаемых в себестоимость продукции:

34080 х 0,26 = 8861 руб.

Итого резерв: 34080 + 8861 = 42941 руб.

Основной причиной невыполнения запланированных предприятием мероприятий  по снижению издержек производства является отсутствие в ОАО «Оршанский молочный завод» денежных средств по причине  нехватки оборотных средств, наличия  дебиторской задолженности, увеличения бартерных операций. Для закупки  дешевых материалов и комплектующих, транспорта предприятию необходимо изыскивать пути привлечения денег  на расчетный счет, расширять маркетинговую  деятельность по поиску заказчиков с  «живыми» деньгами, расширению рынков сбыта продукции.

Предприятием выбран прямой канал, используется собственная торговая сеть. В то же время производится отгрузка продукции оптовым и  розничным торговцам. Таким образом, одним из направлений совершенствования  деятельности фирмы в современных  условиях является использование многоканальных маркетинговых систем, предполагающих движение товаров к различным  потребителям одновременно различными путями.

Для защиты такой позиции  необходимо задействовать такие  маркетинговые средства как товарная и престижная реклама, контроль за качеством  на всех уровнях управления, обратная связь с потребителями, контроль за издержками по местам их возникновения.

Необходимо расширение предполагаемого  ассортимента продукции и предлагаемых услуг, обладающих низкой себестоимостью и, следовательно, низкой ценой. В связи  с этим необходимо уменьшить объемы бартерных операций и заменить их денежными расчетами для уменьшения стоимости приобретаемого сырья.

Резервы экономии накладных  расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования  средств на командировки, почтово-телеграфные  и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой  продукции, оплаты простоев и др.

В результате анализа выявлено (табл. 3.8), что общехозяйственные  расходы предприятия в 2005 году возросли на 20% по сравнению с 2003 годом, в связи  с этим необходимо разработать направления  снижения данной калькуляционной статьи в себестоимости.

Общая сумма общехозяйственных  расходов по производству масла и  молока за 2005 год составила:

(0,5 руб. х 381200 кг) + (2,2 руб.  х 11200 кг) = 215240 руб.

Перспективные резервы снижения общехозяйственных расходов на ОАО  «Оршанский молочный завод» отражены в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Резерв снижения себестоимости  продукции на счет снижения общехозяйственных  расходов на 2006 год, тыс. руб.

Наименование

2005 г.

2006 г.

Отклонение

Расходы по командировкам  и разъездам

36,2

18,2

-18,0

Содержание легкового  автотранспорта

17,54

14,24

-3,3

Почтово-телеграфные, телефонные, типографские и канцелярские расходы  по заводоуправлению

106,3

82,8

-23,5

Содержание зданий и сооружений административного назначения (отопление, освещение, водоснабжение, канализация)

45,6

41,1

-4,5

Текущий ремонт зданий и сооружений общезаводского характера

9,6

4,0

-5,6

Итого

215,24

160,34

-54,9

Информация о работе Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»