Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ОРШАНСКИЙ ОЛМОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Организационно-правовой статус предприятия и структура управления
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
1.3 Анализ финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Сущность и методика анализа издержек предприятия
2.2 Классификация затрат на производство продукции предприятия
2.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости
2.4 Основные направления снижения затрат на производство продукции предпредприятия
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНОЙ ПРПРОДУКЦИИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ НА ОАО «ОМЗ»
3.1 Анализ себестоимости производимой продукции предприятия
3.2. Факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции
3.3. Определение резервов снижения себестоимости продукции ОАО 1111«Оршанский молочный завод»
3.4 Разработка мероприятий по снижению затрат на производство молочной 1111продукции предприятия

Работа состоит из  1 файл

Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод».docx

— 248.84 Кб (Скачать документ)

Итого снижение общезаводских  расходов составит: 54,9 тыс. руб. или  на 25,5%. Их общая запланированная  сумма на 2006 год –160,34 тыс. руб.

Как один из резервов снижения себестоимости продукции по накладным  расходам является снижение затрат на привлеченный транспорт за счет выполнения перевозок транспортом ОАО «Оршанский молочный завод».

Хозяйствам, доставляющим молоко своим транспортом, доплачивают  за доставку от фермы до предприятия. Расчеты за транспортные расходы  ведут исходя из фактической массы  груза, расстояние – по соответствующим  единым тарифам на автоперевозки.

Для доставки сырья от заводов  других районов и отгрузки продукции  при комбинате создан автотранспортный цех, где имеются и молоковозы (ГАЗы и КАМАЗы), и рефрижераторы, и бортовые машины.

В холодное время года продукция  отгружается на крытых бортовых машинах, а в период летнего сезона, как  скоропортящийся продукт, отгружается  и увозится в КАМАЗах-рефрижераторах.

Предприятием в 2006 году планируется  расширить собственный парк транспорта, а именно закупить 2 автомашины: УАЗ-3309 и ИЖ-27-15. Первоначальные затраты  на приобретение машин (125 тыс. руб.) окупятся в течении 2-3 лет, так как основную долю перевозок предприятие производило  арендованным транспортом. Кроме того, предприятие имеет возможность  оказывать транспортные услуги сторонним  организациям, получая дополнительную прибыль от нового вида услуг. Планируемый  годовой эффект от приобретения собственного транспорта составит 148,5 тыс. руб.

Себестоимость перевозок  выросла более чем в 2 раза в 2005 г. по отношению к базисному 2003 году, что в основном связано с повышением стоимости на топливо и запасные части. Таким образом, существует необходимость  снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей. В то же время  предприятию следует изыскивать возможности по снижению стоимости  топлива за счет поиска поставщиков, предлагающих его по более низким ценам и предоставляющих скидки на оптовые покупки.

В итоге проведенного анализа  затрат на транспортировку продукции  на предприятии можно сделать  вывод, что на предприятии необходимо проводить политику снижения себестоимости  перевозок. Для этого необходимо разработать эффективную маркетинговую  политику, основанную на поиске новых  партнеров, поставляющих более дешевые  материальные ресурсы.

В результате проведенного анализа, следует отметить, что в  целом предприятие ОАО «Оршанский молочный завод» работает стабильно, без  простоев, по возможности по предоплате, оплачивает, хотя и с задержкой  по независящим от предприятия причинам, текущие платежи в бюджет и  внебюджетные фонды, имеет авансовые платежи за электроэнергию и теплоэнергию, связь.

На предприятии ведется  активная работа по снижению себестоимости  готовой продукции, экономии сырья  и материальных ресурсов; оплате налогов  в бюджет и внебюджетные фонды, выплате  заработной платы, поддержанию дисциплины производства. Исходя из предпринятых мер, есть реальная надежда выхода их кризисного состояния.

Финансовое состояние  ОАО «Оршанский молочный завод» можно  охарактеризовать как стабильное. В  настоящее время предприятие  имеет прибыль. Убытки 2005 года связаны  со снижением объемов потребления  молочной продукции населением, с  увеличением расходов по транспортировке  и так далее.

На заводе ведется постоянная работа по совершенствованию технологии производства, экономии материальных, трудовых и финансовых затрат, направленная на снижение себестоимости выпускаемой продукции. Это позволяет устанавливать закупочную цену на молочные вилы продукции на среднерайонном уровне.

Анализ слабых сторон деятельности предприятия показывает, что у  ОАО «Оршанский молочный завод» имеются  резервы повышения конкурентоспособности  молочной продукции. Это: контроль за качеством  используемых продуктов; ускорение  процесса производства; контроль издержек обращения, а самое главное - снижение затрат на производство продукции.

Цена продукции Орщанского молокозавода будет ниже, чем цены наших конкурентов, путем поиска поставщиков наиболее дешевых материалов, снижения издержек производства. Важным отличительным преимуществом продукции  завода перед импортной будет  являться натуральность сырья, свежесть, экологичность и ее качество.

В процессе своей деятельности маслозаводу приходится решать проблемы, свойственные всем переработчикам сельскохозяйственного  сырья. Главная из них та, что в  последние годы в молочном животноводстве наметилась негативная тенденция к снижению поголовья крупного рогатого скота и снижению ее продуктивности.

Далее необходимо сформулировать основные мероприятия по снижению затрат на производств продукции на перспективу  для данного предприятия.

При определении мероприятий  следует отметить, что на предприятии  ОАО «Оршанский молочный завод» полностью  изысканы возможные резервы снижения себестоимости продукции по сокращению норм расхода материалов (на 12% по сравнению  с типовыми), улучшению технологии производства выпускаемых изделий (использование безотходной технологии).

Обобщим мероприятия ОАО  «Оршанский молочный завод» по снижению издержек производства в табл. 3.11.

Таблица 3.11

Мероприятия ОАО «Оршанский молочный завод» по снижению затрат на производство молочной продукции

Мероприятие

Капитальные затраты

(дополнительные затраты  на освоение мероприятий), тыс.  руб. 

Годовой эффект (планируемое  снижение себестоимости), тыс. руб.

1. Снижение затрат на  производство продукции путем  ввода газовой котельной

40,0

72,1

2. Снижение затрат на  привлеченный транспорт за счет  выполнения перевозок транспортом  ОАО «Оршанский молочный завод»

125,0

148,5

3. Снижение общезаводских  расходов

-

54,9

Итого

165,0

275,5


Определим резервы снижения затрат на производство основной промышленной продукции ОАО «Оршанский молочный завод».

Планируемый резерв увеличения объема реализации продукции составит произведение роста объема производства масла и цены на 1 кг масла:

(25 тыс. кг – 11,2 тыс.  кг) х 82 руб.= 1131600 руб.

Резерв сокращения затрат на производство продукции –275,5 тыс. руб. (см. табл. 3.11).

Таблица 3.12

Резервы снижения себестоимости  продукции за счет увеличения объема реализации продукции и сокращения затрат на ее производство

Наименование

Сумма, тыс. руб.

Объем производства 2005 года

Себестоимость товарной продукции 2005 года

6567,7

5282,5

Резерв увеличения объема реализации продукции

Резерв сокращения затрат на производство продукции

Дополнительный затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции

1131,6

275,5

165,0

Возможный уровень себестоимости  продукции

Фактический уровень себестоимости  продукции

Резерв снижения себестоимости  продукции

0,6490

0,8044

0,1362


Определим резерв снижения себестоимости  продукции масла предприятия:

5282,5 – 275,5 +165 5282,8

Таким образом, за счет увеличения объема производства и снижения издержек в плановом году возможно снижение уровня себестоимости основной молочной продукции предприятия – масла  на 0,133 руб.

Итак, на основе рассмотренной  методики, мы определили резервы снижения издержек производства молочной продукции  предприятия ОАО «Оршанский молочный завод», наметили пути улучшения эффективности  деятельности данной организации.

По характеру использования  резервы связаны с повышением технического и технологического уровня производства, обновлением и модернизацией  оборудования, улучшением организации  производства, труда и управления.

Основными проблемами работы предприятия являются: удорожание стоимости  приобретенных сырья, материалов, услуг  ввиду бартерных цен, которые  выше цен по перечислению на 10%; фактическая  себестоимость готовой продукции  выше рыночных цен в регионе из-за неплатежеспособности потребителей готовой  продукции; большой удельный вес  в себестоимости занимает стоимость  предъявленного пара, который необходим  по технологии.

Для снижения затрат и увеличения прибыльности на предприятии предлагается предпринять следующие меры:

- строительство котельной  для производства собственного  пара;

- уменьшение транспортно-заготовительных  расходов за счет приобретения  собственного транспорта;

- снижение общезаводских  и общехозяйственных расходов.

Таким образом, для решения  проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии  должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта  программа должна учитывать все  факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Итак, в общем плане  программа по снижению издержек производства на ОАО «Оршанский молочный завод» должна включать:

- комплекс мероприятий  по более рациональному использованию  материальных ресурсов;

- мероприятия, связанные  с определением и поддержанием  оптимального размера предприятия,  позволяющие минимизировать затраты  в зависимости от объема производства;

- мероприятия, связанные  с улучшением использования основных  фондов;

- мероприятия, связанные  с улучшением использования рабочей  силы;

- мероприятия, связанные  с совершенствованием организации  производства и труда.

 
ВЫВОДЫ и предложения

Проведенный анализ деятельности ОАО «Оршанский молочный завод» позволил сделать следующие выводы:

1) Отмечается положительная  тенденция роста общего объема  реализации продукции, работ и  услуг. За анализируемый период  этот показатель увеличился на 12,8% или на 2226 тыс. руб. В 2005 году  затраты на 1 рубль реализованной  продукции возросли по сравнению  с 2003 годом на 9 копеек.

2) Среднесписочная численность  персонала предприятия в рассматриваемом  периоде сократилась на 7 человек  и составила в 2005 году 33 работника.  Среднегодовая производительность  труда год от года увеличивается  и в 2005 году данный показатель  составил 593,3 тыс. руб. на 1 работника.  Рост производительности труда  связан с ростом объемов производства  и реализации продукции и с  сокращением численности работников. Стабильными темпами происходит  рост фонда оплаты труда, за  три года рост этого показателя  составил 575 тыс. руб. или 50%, рост  производительности труда составил 37%, таким образом, имеет место  опережение роста фонда оплаты  труда по отношению к производительности  труда. Это является неоправданным  и приводит к перерасходу средств  по элементу оплата труда в  себестоимости продукции.

3) Среднегодовая стоимость  основных средств увеличилась  за анализируемый период с  3210 тыс. руб. до 3286 тыс. руб., то  есть всего на 76 тыс. руб. Показатель  эффективности использования основных  средств - фондоотдача в 2005 году  увеличилась на 11% по сравнению  с 2003 годом.

4) В изучаемом периоде  наблюдаем увеличение в 2004 году  показателей прибыли и рентабельности, однако в 2005 году эти показатели  снизились.

5) Проанализировав активы  предприятия ОАО «Оршанский молочный  завод» в целом, можно отметить  следующие негативные тенденции,  которые способствуют росту финансовой  устойчивости предприятия в изучаемом  периоде с 2003 по 2005 годы, это уменьшение  доли оборотных средств за  счет сокращения доли дебиторской  задолженности и за счет уменьшения  времени оборачиваемости оборотных  средств.

На основе полученных данных можно сделать вывод о стабильности работы предприятия ОАО «Оршанский молочный завод» в изучаемом периоде  с 2003 по 2005 год. Так как в 2004 году по всем экономическим показателям  деятельности предприятия наблюдается  увеличение по сравнению с 2003 годом, однако в 2005 году эти показатели уменьшаются  по сравнению с 2004 годом, но происходит увеличение по сравнению с 2003 годом.

В ходе анализа выявлено, что предприятию нельзя почивать на лаврах и довольствоваться достигнутыми результатами. У предприятия имеются  значительные резервы снижения издержек производства. Для вовлечения этих резервов в процесс производства должны изучаться возможности роста  объемов производства, снижения себестоимости  по всем статьям, повышения качества продукции, улучшения использования  средств предприятия и т.д. На базе выявленных возможностей разрабатываются  конкретные мероприятия, охватывающие все стороны деятельности организации. Результаты анализа определяют направления  поиска резервов снижения издержек производства для предприятия.

В условиях свободной конкуренции  цена продукции, произведенной предприятиями, выравнивается автоматически, на нее  воздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель  стремится к получению максимально  возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на рынки, выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

Анализ и управление затратами  имеют большое значение для эффективности  предпринимательской деятельности. В экономике предприятия исходным принципом является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли  в размере, достаточном для осуществления  расширенного воспроизводства и  выплаты соответствующих налогов  государству и муниципальным  органам и образования фонда  потребления в объеме, обеспечивающем определенный стандарт жизни работников предприятия.

Информация о работе Анализ затрат на производство молочной продукции ОАО «Оршанский молочный завод»