Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: провести анализ показателей рентабельности предприятия Соль-Илецкое ММПП ЖКХ.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
 рассмотреть теоретические аспекты показателей рентабельности предприятия, и их виды
 дать организационно-экономическую характеристику Соль-Илецкому ММПП ЖКХ;
 провести анализ показателей рентабельности Соль-Илецкого ММПП ЖКХ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 5
1 Общие понятия рентабельности…………………………………………. 7
1.1 Определение рентабельности………………...………………………….. 7
1.2 Показатели рентабельности…………………………………………..…. 8
1.3 Виды рентабельности………………………………………………...….. 11
2 Анализ показателей рентабельности на примере Соль-Илецкого
ММПП ЖКХ…………………………………………………………………….. 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика хозяйственной дея-тельности Соль-Илецкого ММПП ЖКХ……………………………………….. 14
2.2 Анализ рентабельности Соль-Илецкого ММПП ЖКХ………………. 18
2.3 Анализ рентабельности производства продукции……………………. 20
2.4 Анализ рентабельности продаж………………………………………… 24
2.5 Анализ рентабельности собственного капитала……………..………… 26
2.6 Анализ рентабельности важнейших видов услуг………………….....… 30
Заключение………………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

рентабельность.docx

— 111.49 Кб (Скачать документ)

Чистая  рентабельность показывает, сколько  чистой прибыли приходится на единицу выручки. Если в 2010 году она составляла 2,37 руб., то в 2011 году снизилась до 39 копеек.

Экономическая рентабельность показывает эффективность  использования всего имущества организации.

В целом  можно отметить очень низкий уровень  показателей рентабельности предприятия, что свидетельствует о низкой эффективности производственной деятельности предприятия.

Рассмотрим  более подробно основные показатели рентабельности Соль-Илецкого ММПП ЖКХ.

 

2.3 Анализ рентабельности производства продукции

 

Анализ  рентабельности производства продукции  дает возможность установить тот  уровень рентабельности, с которым  работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции, работ, услуг.

Для анализа рентабельности производства рассмотрим таблицу 2.

 

Таблица 3 – Рентабельность производства продукции

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Отклонение (+, -)

2010г.

2011г.

Товарная  продукция, работы, услуги предприятия в оптовых ценах

  тыс. руб.

87041

97533

+10492

Полная  себестоимость

тыс. руб.

86513

101147

+14634


 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

Прибыль (убыток) от производства работ, услуг

тыс. руб.

528

(3614)

-4142

Рентабельность  производства

%

0,61

-3,57

-4,18


 

Рентабельность производства продукции определяется по формуле (1) или (10):

 

                                                        

,                            (1)

                                                   

,                                             (10)

 где Rз - рентабельность производственной деятельности, %;

Прп – прибыль от реализации, тыс. руб.;

В–выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.;;

З. – сумма затрат по реализованной продукции, тыс. руб.

 

Из этой факторной  модели следует, что на рентабельность производственной деятельности влияют такие факторы как: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг и сумма затрат по реализованной продукции.

  Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние каждого фактора  на показатель рентабельности  производства продукции.  В таблице 4 представлен расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства продукции в отчетном 2010 году по сравнению с предыдущим 2011 годом.

 

 

Таблица 4– Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства продукции

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб

Сумма затрат по реализованной продукции, работам, услугам тыс. руб.

База

Усл1

Усл2

Отчет

87041

97533

97533

97533

86513

86513

101147

101147

00) / З0

10) / З0

11) / З0

11) / З1

0,61

12,74

-4,17

-3,57


 

- Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

DRп = Rусл1 – Rбаз =  12,74% - 0,61% = 12,13%.

 

- Изменение уровня рентабельности за счет изменения суммы затрат по реализованной продукции, работам, услугам:

DRук = Rусл2 – Rусл1 = -4,17% - 12,74% =-16,91%

 

-Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой величины нераспределенной прибыли:

DRнп = Отчет – Rусл2 = -3,57% - (-4,17%) =0,6%

Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:

DR = Rотч – Rбаз = -3,57% - 0,61% = - 4,18%.

 

Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

DR = 12,13 +(-16,91) +0,6 =-4,18 %

 

По результатам проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

Наибольшее уменьшение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с увеличением суммы затрат по реализованной продукции, работам, услугам. При увеличении суммы затрат на 14634 тыс. руб. уровень рентабельности уменьшился на 16,91%.

За счет увеличения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 10492 тыс. руб., уровень рентабельности производственной деятельности увеличился на 12,13%

 В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2010 г. по сравнению с 2011 г. составило -4,18%.

Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое [14 , С355-354].

 

 

 

2.4 Анализ рентабельности продаж

 

По  данным отчета о прибылях и убытках  можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя. В таблице 5 указаны данные для определения рентабельности продаж.

 

Таблица5 - Рентабельность продаж

 

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Отклонение (+, -)

2010г.

(Базисный)

2011г.

(Отчетный)

Выручка от реализации за вычетом НДС (В)

тыс. руб.

87041

97533

+10492

Производственная  себестоимость (С)

тыс. руб.

86480

101145

+14665

Коммерческие  расходы (КР)

тыс. руб.

33

2

-31

Управленческие  расходы

тыс. руб.

-

-

-

Рентабельность  продаж

%

0,6

-3,7

-4,3


 

Рентабельность  продаж (оборота) определяется по формуле (3)или (10):

 

                                         ,                                              (3)

                                         

                                    (10)

 

Из этой факторной  модели следует, что на рентабельность продаж влияют такие факторы как: выручка, себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим  в обобщенном виде влияние каждого  фактора  на показатель рентабельности продаж.

- Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

 

D Rвоб = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1 – (Во – Со – КРо –УРо)/Во]*100%

где В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

КР  и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР  и УРо – управленческие расходы  в отчетном и базисном периодах.

Управленческие  расходы на данном предприятии отсутствуют.

DRвоб = [(97533-86480-33)/97533-(87041-86480-33)/87041]*100% = +10,4%

 

-Влияние изменения себестоимости продукции:

D Rсоб = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%

пс = [(97533-101145-33/97533-(97533-86480-33)/97533]*100% =

= -14,7%

 

- Влияние изменения коммерческих расходов:

D Rкроб = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%

  D Rкроб = [(97533-101145-2)/97533-(97533-101145-33)/97533 ]*100% = =0%

 

Совокупное  влияние факторов составляет:

D Rоб = 10,4+(-14,7)+0= -4,3%

 

По результатам проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

Повышение себестоимости работ, услуг привело к снижению рентабельности продаж на 14,7%. За счет изменения коммерческих расходов рентабельность продаж не изменилась. В общем, рентабельность продаж отчетного периода снизилась на 4,3% .

 

2.5 Анализ рентабельности собственного капитала

 

По  данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности собственного капитала, которая  показывает  величину чистой прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящуюся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы.

Анализ рентабельности собственного капитала исчисляется по формулам (5) или (11):

 

                                          *100                                                (5)

                               *100                                      (11)

          где RKL– рентабельность производственного капитала, %;

ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.;

KL – средняя балансовая величина собственного капиталя, тыс. руб.;

УК– средняя балансовая величина уставного капиталя, тыс. руб.;

ДК– средняя балансовая величина  добавочного капиталя, тыс.руб.;

НП– средняя балансовая величина нераспределенной прибыли, тыс.руб.;

            

             Из этой факторной модели следует, что на рентабельность собственного капитала влияют такие факторы как: чистая прибыль и средние балансовые величины: уставного капитала, добавочного капитала и нераспределенной прибыли.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние каждого фактора  на показатель рентабельности собственного капитала. В таблице 6 приведен расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности собственного капитала в отчетном 2011 году по сравнению с предыдущим 2010 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6-Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности собственного капитала

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Чистая прибыль, тыс. руб..

Средняя балансовая величина уставного капитала тыс. руб.

Средняя балансовая величина добавочного капитала тыс. руб.

Средняя балансовая величина нераспределенной прибыли тыс. руб.

База

Усл1

Усл2

Усл3

Отчет

2064

378

378

378

378

3

3

3

3

3

29931

29931

29931

29931

29931

291829

291829

291829

291829

318437

П0/(УК0+ДК0+НП0)

П1/(УК0+ДК0+НП0)

П1/(УК1+ДК0+НП0)

П1/(УК1+ДК1+НП0)

П1/(УК1+ДК1+НП1)

0,64

0,12

0,12

0,12

0,11


 

- Изменение уровня рентабельности собственного капитала за счет изменения величины чистой прибыли:

DRп = Rусл1 – Rбаз =  0,12% - 0,64% = -0,52%.

 

- Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой величины уставного капитала:

DRук = Rусл2 – Rусл1 = 0,12% - 0,12% =  0%

 

- Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой величины добавочного капитала:

DRдк = Rусл3 – Rусл2 = 0,12% - 0,12% = 0%

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия