Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности прибыли и рентабельности как показателей эффективности деятельности предприятия.
Исходя из цели, поставленной в работе, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие прибыли как экономической категории.
2. Изучить факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий.
3. Раскрыть рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия.
4. Провести анализ прибыли и рентабельности на примере ООО «Роспродснаб».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли 6
1.2 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий 14
Глава 2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия 18
2.1 Понятие рентабельности 18
2.2 Показатели рентабельности 20
Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Роспродснаб» 24
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Роспродснаб» 24
3.2 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли 25
3.3 Анализ рентабельности 27
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 34

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли и рентабельности.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

3

 

Содержание

 

Введение              3

Глава 1. Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации              6

1.1 Понятие, сущность и виды прибыли              6

1.2 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий              14

Глава 2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия              18

2.1 Понятие рентабельности              18

2.2 Показатели рентабельности              20

Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Роспродснаб»              24

3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Роспродснаб»              24

3.2 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли              25

3.3 Анализ рентабельности              27

Заключение              30

Список литературы              32

Приложение              34

 

 

 


Введение

 

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.

Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.

Новизна проблемы исследования системы формирования и использования прибыли на предприятии важна уже по той причине, что недостаточно полно изучена в российской экономической науке. Разработка данного направления, освещение его закономерностей с точки зрения науки открывает новые горизонты в исследованиях увеличения получаемой прибыли на российских предприятиях, и в целом повышения эффективности работы предприятия. Поскольку система формирования и использования прибыли и деятельность в области увеличения прибыльности деятельности предприятий до сих пор остается недостаточно разработанной и изученной, любое исследование, направленное на выявление закономерностей этой деятельности, представляет собой большой интерес.

Методологической и теоретической основой работы являются работы ведущих отечественных и зарубежных авторов. Для решения поставленных задач были использованы различные отечественные и зарубежные методики, позволяющие оценить результаты практически всех сфер деятельности. учреждения. Поэтому были использованы методика анализа, изложенная в работах таких авторов как: Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия и т.д.

Все вышесказанное указывает на актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является изучение сущности прибыли и рентабельности как показателей эффективности деятельности предприятия.

Исходя из цели, поставленной в работе, можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие прибыли как экономической категории.

2. Изучить факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий.

3. Раскрыть рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия.

4. Провести анализ прибыли и рентабельности на примере ООО «Роспродснаб».

Предметом работы является формирование прибыли и рентабельности, объектом – ОАО «Роспродснаб».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 


Глава 1. Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации

 

1.1 Понятие, сущность и виды прибыли

 

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.[4]

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

- в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

- используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской дея­тельности и производительности труда;

- выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и яв­ляется важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

На основании вышеизложенного понятие прибыли в обобщённом виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности фак­торов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

1) В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприяти­ем от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих фак­торов — доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе до­черних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных. 

2) Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

3) Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюд­жет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей доб­ровольного характера, включая благотворительные фонды, направления при­были в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

4)                 Факторы ис­пользования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, по­крытие убытков и прочих затрат.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практи­ка, имеется два основных источника получения прибыли. [5]

Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной нова­ции продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со сторо­ны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффек­тивность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и уме­ния постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по су­ти, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

                  во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

                  во-вторых, от создания конкурентоспо­собных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки по­ставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

                  в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

                  в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал це­ликом или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. [45]

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариа­ции, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности прак­тически невозможно, но существует система методов смягчения его отрица­тельных последствий. К ним относятся самострахование (создание резерв­ных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д.

Основными показателями прибыли являются:

                  общая прибыль (убыток) отчетного периода -  балансовая прибыль (убыток);

                  валовая прибыль;

                  прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

                  прибыль от финансовой деятельности;

                  прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

                  налогооблагаемая прибыль;

                  чистая прибыль.

На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Прибыль на предприятии зависит не только от реализа­ции продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделя­ют так называемую «балансовую прибыль».

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реа­лизации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализацион­ные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержа­ние законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).

Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

1. Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

2. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

3. Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

4. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется  как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

- штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

- процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

- курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

- прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

- убытков от стихийных бедствий;

- потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

- поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

- прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,                                                                          (1)

где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и услуг;

Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пв.о – доходы (убытки) от реализации внереализационных операций.

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой ба­лансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от опе­раций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основ­ных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. [7]

Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

1. Валовая прибыль увеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам не выше себестоимости.

2. При осуществлении прямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этих видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяется по рыночной стоимости имущества за вычетом балансовой стоимости реализованного или выбывшего имущества.

3. Выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям

4. Налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.

5. По имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия.

6. Валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):

а) доход от долевого участия в деятельности других предприятий

б) доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок.

в) доход юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению

г) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять  налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резерв­ные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло­жения, отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

                  отчислений в резервный и другие  аналогичные  фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

                  рентных платежей в бюджет;

                  доходов по ценным бумагам и  от долевого участия в деятельности других предприятий;

                  доходов от казино, видеосалонов и пр.;

                  прибыли от страховой деятельности;

                  прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;

                  курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

                  прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и  импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неис­пользованная, или убыток, непокрытый деньгами. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные  и другие цели. [8]

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль  - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о  деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

 

1.2 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятий

 

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции. Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношении материальных и трудовых затрат и других факторов.

Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности. [13]

Реальный состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. Затраты на оплату труда;

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Амортизация основных фондов;

5. Прочие затраты.

Размер прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины-объема выручки от реализации продукции.

Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

Исходя из выше указанного постановления выручка от реализации продукции в соответствующих ценах может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т. д.

Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем устанавливается самим предприятием на длительный период для целей налогообложения. Итак, виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно прибыли.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

-                     уровень организации производства и управления;

-                     структура капитала и его источников;

-                     степень использования производственных ресурсов;

-                     объем, качество и структура продукции;

-                     затраты на производство и себестоимость изделий;

-                     прибыль по видам деятельности и направлениям использования.

На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: постоянные и переменные. В современных условиях предприятия имеют возможность организовать управленческий учет по международной системе, основным принципом которого является наличие раздельного учета этих затрат по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и всегда стремиться получить максимум прибыли

Постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся:

-         арендная плата;

-         амортизация основных фондов;

-         износ нематериальных активов;

-         износ малоценных и быстро изнашивающихся предметов, расходы по содержанию зданий, помещений;

-         затраты по подготовке и переподготовке кадров;

-         затраты капитального характера и другие виды затрат.

Переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Эта группа включает:

-         расходы на сырье;

-         транспортные расходы;

-         расходы на оплату труда;

-         топливо, газ и электроэнергию для производственных целей;

-         расходы на тару и упаковку;

-         отчисления в различные фонды.

Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0,00 %.

Можно сделать выводы. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Глава 2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия

 

2.1 Понятие рентабельности

 

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами и используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности. [15]

Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:

                                                              (2)

где V – объем продукции,

Ц – цена единицы продукции,

с/с – себестоимость единицы продукции,

Фо – стоимость основных производственных фондов,

Ф н.об – стоимость нормируемых оборотных средств.

Показатель рентабельности тесно связан с показателем прибыли (рентабельность производства – прибыльность предприятия), но в отличие от последнего является относительным, позволяющим оценить эффективность использования экономических ресурсов.

Первая  группа показателей, отражая уровень рентабельности различных экономических субъектов общества от отдельного частного предпринимателя без образования юридического лица, предприятия до страны, межгосударственной организации, международного региона и мира в целом, показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее  роль заключается в обеспечении  социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов, стран) в более доходные. Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.

Вторая группа представлена множеством параметров в зависимости  от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

Третья группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.

Четвертая группа показателей формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта - прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного  изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.

Особую роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы  предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности  зависят  как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так  и конечные результаты предпринимательской деятельности.

Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры необходимы при финансовом анализе состояния и перспектив развития как отдельных  сторон, так и   предпринимательской деятельности в целом.

Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности должно стать неотъемлемой составной частью финансового менеджмента всех экономических субъектов.  Особенно велика его роль на базовом уровне экономики – коммерческом предприятии. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности  в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационного нормативной системы функционирования организаций.

 

2.2 Показатели рентабельности

 

Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции.

Рентабельность производства – это получение прибыли с одного рубля производственных фондов.

                                                                   (3)

где Побщ – прибыль общая (балансовая).

                                                                                  (4)

где Пр – прибыль от реализации продукции.

В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. [14, с. 49]

1. Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; и, как, отношение балансовой прибыли от реализации продукции; и, как, отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

2. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

3. Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат можно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

Показатели рентабельности следует рассматривать в динамике, анализируя причины их изменения. В таблице 1 представлены некоторые показатели рентабельности.

 

Таблица 1 - Показатели рентабельности

Наименование

Формула расчета

Примечания

1. Рентабельность продаж

Означает или повышение цен при постоянных издержках или снижение издержек при фиксированных ценах. Снижение цен, повышение себестоимости показывает падение спроса на продукцию предприятия.

2. Рентабельность активов

Отражает эффективность использования всего инвестированного капитала. Низкий уровень по сравнению с другими предприятиями свидетельствует о перевложении капитала или о низком спросе.

3. Рентабельность основного капитала

Высокое значение показателя отражает эффективное использование основных средств предприятия. Рассматривается в совокупности с показателем рентабельности активов. При росте показателя рентабельность основного капитала и снижении показателя рентабельность активов требуется дополнительный анализ динамики структуры оборотных активов.

4. Рентабельность собственного капитала

Изменение этого показателя обычно отражается на уровне котировки акций фирмы на фондовых биржах.

5. Средняя норма рентабельности

Средняя норма рентабельности показывает стабильность работы предприятия за определенный период времени.

 

Обозначения:

Пр – прибыль от реализации;

V – объем продаж за отчетный год;

А – активы (итог баланса) на конец отчетного года;

Ок – основной капитал;

Ск – собственный капитал (балансовая стоимость) на конец отчетного года;

Пб – прибыль балансовая;

Пч – прибыль чистая.

Относительные показатели характеризуют эффективность работы предприятия. Отношение объема продаж к активам (V/Акт) и отношение объем продаж к основному капиталу (V/Ок) показывают эффективность использования всех имеющихся средств, в первом случае, и, эффективность использования средств, вложенных в основной капитал – во-втором.

Отношение объема продаж к оборотным активам (V/Акт) – показывает активность коммерческой деятельности предприятия.

Отношение объема продаж к материально-производственным запасам (V/МПЗ) показывает оборачиваемость материально-производственных запасов.

Таким образом, для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами и используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности

Под оптимальной рентабельностью понимается такой её уровень, при котором средств, полученных в результате деятельности предприятий, будет достаточно для финансирования капитальных вложений в отрасль, увеличения оборотных средств, наиболее эффективного формирования и использования фондов экономического стимулирования и уплаты подоходного налога.


Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Роспродснаб»

 

3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Роспродснаб»

 

Оптово-розничная фирма ООО “Роспродснаб” находится по адресу: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д. 19.

Целью создания ООО “Роспродснаб”  является  ведение  коммерческой  и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли  в  порядке  и на условиях, определяемых действующим законодательством РФ.

Все  виды  деятельности  Общества  осуществляются  в  соответствии   с действующим законодательством РФ.

Предметом  деятельности ООО “Роспродснаб” является:

- осуществление торгово-закупочной деятельности;

- оптовая и розничная торговля на территории РФ;

- закупка, производство и реализация продовольственных товаров  и  др. пищевой продукции;

- оказание транспортно-экспедиционных услуг;

- организация посреднической, маркетинговой, и т.п. деятельности.

Проанализируем 2009 и 2010 года.

Из таблицы №1 видно, что объем выпуска продукции в 2009г. составил 3484 т. численность персонала 92 человека, выручка от реализации 12442 тыс руб.. А в 2010г. объем выпуска цельномолочной продукции снизился до 3020т. или 86,7%.из-за снижения платежеспособности предприятие вынуждено было в 2010г. уменьшить численность работников до 72 человек. Хотя прибыль возрастает в 2009г., ее рост может быть связан с ассортиментными сдвигами в сторону увеличения выпуска более доходных изделий.

На предприятии отмечается рост показателей отражающих эффективность использования производственного потенциала. Так фондотдача за рассматриваемый период возросла от 0,8руб. до 2,7 руб. в 2010г., увеличилась и материалоотдача за последние два года.

Рост производительности труда обеспечен при снижении численности рабочих.

Рост эффективности производства характеризует и показатели рентабельности.

Рентабельность производства увеличилась с 5,9%-2008г. до 9,2-2010г. в то же время уровень рентабельности продукции не высок и в 2010г. составил 3,6%. Это свидетельствует о необходимости выявления резервов увеличения прибыли.

 

Таблица 2 - Технико-экономические показатели

Показатели

2008г.

2009г.

темп

роста,

%

2010г.

темп роста

 

1.объем выпуска, тыс.руб.

3373

3484

103,3

3020

86,7

2. выручка от РП, тыс.руб.

8927

12442

139,4

10564

84,9

3.балансовая прибыль, тыс руб.

655

213

32,5

366

171,8

4.прибыль от РП, тыс.руб.

659

212

32,2

378

178,3

5.себестоимость РП, тыс.руб.

8218

11822

143,9

9763

82,6

6.численность персонала, чел.

94

92

97,9

72

78,3

7.прмышленно-производственный

персонал, чел.

68

67

98,5

57

85,1

8.среднегодовая стоимость осн. произ. фондов, тыс.руб.

11186

8138

72,8

3957

48,6

9.материальные затраты, тыс.руб.

5100

9562

187,5

6250

65,4

10.фондоотдача

0,8

1,5

187,5

2,7

180,0

11.призводительность труда, тыс.руб.

131

186

142,0

185

99,5

 

 

 

3.2 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли

 

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица 3, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», представленной в приложении 1.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения.

Прибыль от реализации растет медленнее, чем выручка от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.[14]

Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной и прибыль отчетного периода. Это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.

 

Таблица 3 - Динамика показателей прибыли

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2009г.в%

к 2008г.

2010г.в%

к 2009г.

1.выручка от РП (работ, услуг)

8927

12442

10564

139,4

84,9

2.себестоимость РП (работ, услуг)

8218

11822

9763

143,9

82,6

3.валовый доход

709

620

801

87,4

129,2

4.расходы периода (коммерческие и

Управленческие)

51

408

423

800,0

103,7

5.прибыль (убыток) от реализации

659

212

378

32,2

178,3

6.сальдо операционных результатов

0

0

0

 

 

7.прибыль (убыток) от финансово-

хозяйственной деятельности

655

213

366

32,5

171,8

8.сальдо внереализационных

результатов

0

-21

115

 

-547,6

9.прибыль (убыток) отчетного периода

655

192

481

29,3

250,5

10.чистая прибыль

411

150

361

36,5

240,7

11.нераспределенная прибыль

(убыток) отчетного периода

0

0

0

0

0

 

 

Вместе с там динамика финансовых результатов включает негативные изменения. Опережающими темпами растут расходы периода (800,0), убытки от прочей реализации и внереализационные расходы. Все это привело к снижению прибыли отчетного периода на 58,1% (87,4-29,3).

По данным таблицы следует что прибыль по отношению к 2010 году возросла на 250,5%, что отнюдь не привело к соответствующему увеличению чистой прибыли.

Что касается динамики финансовых результатов, то здесь можно отметить следующие изменения.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции, чего нельзя было отметить в анализе за 2008-2010г.г.

Хотя чистая прибыль и не увеличилась за счет увеличения прибыли отчетного периода, но все равно она растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода. Это также, как и в 2008-2010г.г. свидетельствует об использовании молзаводом механизма льготного налогообложения.

Финансовые результаты могут быть оценены как и в 2008-2010г.г. по показателям рентабельности товаров (продукции, работ, услуг). В 2010 году рентабельность составила 3,5% (366/10564*100), что выше, чем за предшествующий период 2008 года –1,7%.

 

 

3.3 Анализ рентабельности

 

Используя данные таблицы 4, рассчитаем рентабельность активов, собственного капитала, продаж и производственной деятельности.

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Показатели рентабельности ООО «Роспродснаб» в 2009-2010 гг.

№ п/п

Наименование показателя

Способ  расчета

2009 г.

2010 г.

Отклонение

1

Рентабельность продаж

R1  =

1,71

3,57

1,86

2

Общая рентабельность отчетного периода

R2  = * 100

1,54

4,55

3,01

3

Рентабельность собственного капитала

R3  = * 100

2,35

12,15

9,8

4

Экономическая рентабельность

R4  = * 100

1,15

2,48

1,33

5

Фондорентабель-ность

R= * 100

2,61

9,24

6,63

6

Рентабельность основной деятельности

R6  = * 100

1,8

3,74

1,94

7

Рентабельность перманентного капитала

R7  = *100

3,7

4,3

0,6

 

 

Результаты проведенных расчетов показателей рентабельности ООО «Роспродснаб» позволяют сделать вывод, что рентабельность продаж показывает увеличение удельного веса прибыли от реализации в каждом рубле выручки.

Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.

Рентабельность собственного капитала показывает, эффективность использования собственных средств организации, данный показатель увеличился с 2,35 до 12,15 %.

Экономическая рентабельность увеличилась на 1,33% и составила 2,48.

Фондорентабельность увеличилась на 6,63% и составили 9,24.

Рентабельнсть основной деятельности увеличилась на 1,94 и составила 3,74.

Рентабельность перманентного капитала увеличилась на 0,6 и составила 4,3.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно.

 


Заключение

 

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

В курсовой работе освещены теоретические аспекты управления прибылью предприятия в современных условиях, а именно – механизм формирования и показатели прибыли, методы управления прибылью и ее распределение в современных условиях налогообложения.

Во-первых, прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта созданного производительным трудом работников занятых в сфере производства и товарного обращения. Сумма прибыли и рентабельность являются основными показателями оценки конкурентоспособности организации или предприятия.

Во-вторых, прибыль используется в предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, накоплении собственных оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, выплаты материального поощрения работников, обеспечение социального развития трудового коллектива и др.

Однако для характеристики результативности работы важно знать не только абсолютную величину прибыли, но и её относительный показатель, то есть рентабельность, которая во многом зависит от производства и реализации продукции и товаров, и от состояния материально-технической базы предприятий.

Под оптимальной рентабельностью понимается такой её уровень, при котором средств, полученных в результате деятельности предприятий, будет достаточно для финансирования капитальных вложений в отрасль, увеличения оборотных средств, наиболее эффективного формирования и использования фондов экономического стимулирования и уплаты подоходного налога.

Мировая практика стандартной оценки хозяйственной и финансовой деятельности предлагает использование системы взаимосвязанных показателей прибыли и рентабельности. Одни из них применяют для оценки текущего положения дел на предприятии, другие при проведении динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и хозрасчётным предприятиям), по предприятиям – аналогичным и предприятиям конкурентам.

В целом по предприятию можно сделать выводы.

Объем выпуска продукции в 2009г. составил 3484 т. численность персонала 92 человека, выручка от реализации 12442 тыс руб.. А в 2010г. объем выпуска цельномолочной продукции снизился до 3020т. или 86,7%.из-за снижения платежеспособности предприятие вынуждено было в 2010г. уменьшить численность работников до 72 человек. Хотя прибыль возрастает в 2009г., ее рост может быть связан с ассортиментными сдвигами в сторону увеличения выпуска более доходных изделий.

 

 

 


Список литературы

 

1.                  Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2010. – 345с.

2.                  Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятий (объединений) / Под ред. В.А. Раевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 415 с.

3.                  Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. проф. Н.П. Любушина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 471 с.

4.                  Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности / М.И. Баканов. – М.: Экономика, 2010. – 352 с.

5.                  Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика. – 2010. – 183 с.

6.                  Бальжинов, А.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.В. Бальжинов, Е.В. Михеева. – Улан-Удэ: ИНФРА, 2008. – 119 с.

7.                  Басовский, Л.Е. Экономический анализ: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунев, А.Л. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 222 с.

8.                  Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 527 с.

9.                  Гинзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2010.- 480 с.

10.             Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толкач, И.В. Щитникова. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2010. – 291 с.

11.             Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 112с.

12.             Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. – 3-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2008. – 696 с.

13.             Савчук, В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. / В.П. Савчук. – Киев: Издательский дом «Максимум», 2008. – 314 с.

14.             Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент. / Е.С. Стоянова. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 255с.

15.             Чуев, И.Н. Анализ финансово-хозяйственной: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 352 с.

16.             Шеремет, А.Д. Методика финансового ана­лиза / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М., 2009. – 208 с.

 

 

 

 

 

 


Приложение

 

Отчет о прибылях и убытках за 2010 год

 

Коды

Форма № 2 по ОКУД

0710002

 

Дата (год, месяц, число)

2011

01

25

Организация: ООО «Роспродснаб»

по ОКПО

1125399

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

5190400349

Вид деятельности:

по ОКВЭД

63.11, 63.12

Организационно-правовая форма / форма собственности: ООО /Общество с ограниченной ответственностью

 

по КОПФ/ОКФС

 

47/41

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

384

 

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

1

2

3

4

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

 

 

010

10564

12442

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

9763

11822

Валовая прибыль

029

801

620

Коммерческие расходы

030

423

408

Управленческие расходы

040

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

050

378

212

Прочие доходы и расходы

 

 

 

Проценты к получению

060

-

-

Проценты к уплате

070

-

-

Доходы от участия в других организациях

080

-

-

Прочие операционные доходы

090

-

-

Прочие операционные расходы

100

-

-

Внереализационные доходы

120

-

-

Внереализационные расходы

130

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

366

23

Отложенные налоговые активы

141

 

 

Отложенные налоговые обязательства

142

 

 

Текущий налог на прибыль

150

 

 

Прочие обязательные платежи из прибыли

151

 

 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

361

150

СПРАВОЧНО.
Постоянные налоговые обязательства (активы)

 

200

10

5

Базовая прибыль (убыток) на акцию

 

 

 

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия