Анализ реализации и объема производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
Цель настоящего исследования является анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты анализа анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции, а именно понятие и задачи и информационное обеспечение анализа
показателей производства и реализации продукции, а так же виды и методику анализа формирования и выполнения производственной программы;
– провести анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС», а именно анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции и анализ ассортимента и структуры продукции;
– рассмотреть пути повышения качества продукции на предприятии, а именно конкурентоспособность как один из методов повышения качества продукции на предприятии и повышение качества с помощью нововведений.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 5
1.1. Понятие и задачи и информационное обеспечение анализа показателей производства и реализации продукции 5
1.2. Виды и методика анализа формирования и выполнения производственной программы 8
2. Анализ анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 16
2.1.Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции 16
2.2.Анализ ассортимента и структуры продукции 22
3. Пути повышения качества продукции на предприятии 29
3.1. Направления путей совершенствования эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 29
3.2. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности, в кризисных условиях 38
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Анализ реализации и объема производства продукци АМИ.doc

— 457.00 Кб (Скачать документ)

      Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

      Анализ  структуры товарной продукции представлена в таблице 2.2.2..

      Таблица 2.2.2.

Анализ  структуры товарной продукции ОАО «АЛНАС»

Изделие Опто-вая  цена за 1 туб., тыс. руб. Объем производства продукции, туб* Товарная  продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.
план факт план Фактически  при плановой структуре факт
1 2 3 4 5 6 7 8
Насосы 5 000 5 760 5 040 28 800 29 550 25 200 –4 350
Двигатели 6 000 5 600 5 544 33 600 34 475 33 264 –1 211
Насосы  ФС 7 000 2 743 3 168 19 200 19 700 22 176 +2 476
Двигатели ФС 7 500 1 920 2 688 14 400 14 755 20 160 +5 385
Итого 16 023 16 440 96 000 98 500 100 800 +2 300
 

      * туб – тысяч условных банок.

      Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом, цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:

      

      

      

      Данные  графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции  на коэффициент выполнения плана  по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квн):

      Квн = 16 440 / 16 023 = 1,026025.

      Если  бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам  продукции и не нарушилась запланированная  структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн.руб. При фактической структуре  он выше на 2 300 млн.руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем, ее выпуске.

      Такой же результат можно получить и  более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для  этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

 

     Расчет  изменения средней цены 1туб за счет структурного фактора представлена в таблице 2.2.3.

      Таблица 2.2.3

Расчет  изменения средней цены 1туб за счет структурного фактора

Изделие Оптовая цена 1 туб, тыс.руб. Структура продукции, % Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.
план факт +, –
1 2 3 4 5 6
Насосы 5 000 35,95 30,66 –5,28 –264,0
Двигатели 6 000 34,95 33,72 –1,23 –73,8
Насосы  ФС 7 000 17,12 19,27 +2,15 +150,5
Двигатели ФС 7 500 11,98 16,35 +4,36 +327,3
Итого 100,00 100,00 +140,0
 

      Для расчета влияния структурного фактора  на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб ( ) за счет структуры (таблица 2.2.3.):

                                      (2.2.1.)

      Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном  выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном  выражении:

       140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300 млн. руб.

      Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

                             (2.2.2.)

6131 тыс.руб.

5991 тыс.руб.

       +140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн.  руб.

      Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, которая представлена в таблице 2.2.4.

      Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн.руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий насосов ФС и двигателей ФС в общем объеме продаж.

      Таблица 2.2.4.

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие Опто-вая  цена 1 туб, млн. руб. Объем производства продукции, туб* Выручка по плановым ценам, млн. руб. Изменение выручки за счет структуры продукции, млн.руб.
план факт план факт при  плановой структуре факт
1 2 3 4 5 6 7 8
Насосы 5,0 5700 4850 28500 28250 24250 –4000
Двигатели 6,0 5600 5300 33600 33305 31800 –1505
Насосы  ФС 7,0 2700 3050 18900 18735 21350 +2615
Двигатели ФС 7,5 1900 2560 14250 14125 19200 +5075
Итого 15900 15760 95250 94415 96600 +2185
 

      Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции  и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. Основные технико-экономические показатели ОАО «АЛНАС» за 2006 – 2008 годы представлены в таблице 2.2.5.

Таблица 2.2.5 

Технико-экономические показатели ОАО «АЛНАС» за 2007-2009 г.

Наименование  показателей Единица измерения 2007 год 2008 год 2009 год
         
1. Выручка  от реализации продукции, товаров  и услуг тыс.руб. 2 742 675 4 042 049 4 115 937
2. Себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг тыс.руб. 1 992 285 2 756 018 3 220 622
3. Прибыль  (убыток) от продаж  тыс.руб. 402 887 825 391 344 017
4. Чистая  прибыль (убыток) тыс.руб. 199 973 536 410 150 128
5. Производство:        
Насосы шт. 6 907 6 458 4 890
Двигатели шт. 5 964 5 523 5 289
6. Объем  реализации продукции  тыс.руб. 4 042 049 4 115 937 3 732 230
7. Объем  товарной продукции тыс.руб. 3 059 396 3 229 913 3 377 003
8. Основные  средства тыс.руб. 907 644 876 814 1 197 576
9. Незавершенное  строительство  тыс.руб. 59 565 234 020 283 462
10. Численность  работающих чел. 3 130 3 155 3 122
11. Фонд  заработной платы тыс.руб. 43 807 480 49 552 430 43 539 412
Продолжение Таблицы 2.2.5
1 2 3 4 5
12. Среднемесячная  заработная плата руб. 13 996 15 706 13 946
13. Выработка на 1 работника тыс.руб. 978 1 024 1 082

      Технико-экономические  показатели ОАО «АЛНАС» за 2007-2009 г. показывают на значительное увеличение чистой прибыли в 2008 году с 199 973  тыс.руб. до 536 410 тыс.руб. и в дальнейшем на ее уменьшение в 2009 году до 150 128 тыс.руб. Производство продукции (насосы и двигатели) ежегодно уменьшаются в связи с уменьшением заказов на данную продукцию, при этом объем товарной продукции хотя и незначительно, но увеличиваются.

      Численность работающих в 2008 году увеличилась на 25 человек, в связи, с чем увеличился и фонда заработной платы. К 2009 году ситуация меняется уменьшение численности работников на 33 человека привело к уменьшению заработной платы и к сожалению к увеличению выработки на 1 работника с 1 024 тыс.руб. до 1 082 тыс.руб., что свидетельствует о увеличении нормирования труда работника.

      Таким образом, при формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. За счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн.руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий насосов ФС и двигателей ФС в общем объеме продаж. 

 

3. Пути  повышения качества продукции  на предприятии 

3.1. Направления  путей совершенствования эффективности  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия 

      Разрыв  экономических связей, кризис неплатежей, инфляция оказали негативное воздействие  на эффективность использования  оборотных средств предприятия, привели к возникновению дефицита в собственных оборотных средствах, снижению обеспеченности необходимой части запасов и затрат.

      В сложившихся условиях особую роль должна сыграть разработка эффективных мер по управлению оборотными средствами ОАО «АЛНАС», особенно в части запасов и затрат, необходимых предприятию для обеспечения непрерывности производственных процессов и его содержания.

      Составим  схему планирования мероприятий  по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АЛНАС» (рис.3.1.1).

      Таким образом, можно выделить следующие  направления по совершенствованию  деятельности ОАО «АЛНАС»:

Информация о работе Анализ реализации и объема производства продукции