Анализ реализации и объема производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
Цель настоящего исследования является анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты анализа анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции, а именно понятие и задачи и информационное обеспечение анализа
показателей производства и реализации продукции, а так же виды и методику анализа формирования и выполнения производственной программы;
– провести анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС», а именно анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции и анализ ассортимента и структуры продукции;
– рассмотреть пути повышения качества продукции на предприятии, а именно конкурентоспособность как один из методов повышения качества продукции на предприятии и повышение качества с помощью нововведений.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 5
1.1. Понятие и задачи и информационное обеспечение анализа показателей производства и реализации продукции 5
1.2. Виды и методика анализа формирования и выполнения производственной программы 8
2. Анализ анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 16
2.1.Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции 16
2.2.Анализ ассортимента и структуры продукции 22
3. Пути повышения качества продукции на предприятии 29
3.1. Направления путей совершенствования эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 29
3.2. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности, в кризисных условиях 38
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Анализ реализации и объема производства продукци АМИ.doc

— 457.00 Кб (Скачать документ)

      В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться  натуральные (штуки, метры, тонны и  т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и  др.), стоимостные показатели объемов  производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

      Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация  изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

      В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая  влияние изменения цен» нашли  отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике  оценки объектов бухгалтерского учета  в денежных единицах одинаковой покупательной  стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты [11, с.91].

      Вторая  концепция лежит в основе «Методики  переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

      – пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

      – корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

                                    (1.2.1.)

где    VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

      VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

      Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

      Тогда сопоставимый с базисным фактический  объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле

                                                (1.2.2.)

где     ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

      С применением вышеназванных методов  нейтрализуется влияние изменения  цен на конкретный товар или товарную группу.

      Проанализируем  методику проведения анализа формирования и выполнения производственной программы.

      1) Анализ объема продукции.

      Анализ  объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста.

                                           (1.2.3.)

                                           (1.2.4.)

где   ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

      ТП0 – объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

      На  основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

                                     (1.2.5.)

      2) Анализ ассортимента продукции.

      Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

      Номенклатура  – перечень наименований изделий  и их кодов, установленных для  соответствующих видов продукции  в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ [16, с.132] .

      Ассортимент – перечень наименований продукции  с указанием объема ее выпуска  по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой  ассортимент.

      Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции  по основным видам, включенным в номенклатуру.

      Оценка  выполнения плана по ассортименту может  производиться:

      – по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);

      – по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

      – по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%,

где     ВПа – выполнение плана по ассортименту, %;

      ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

      ВП0 – плановый выпуск продукции.

      3) Анализ структуры продукции.

      Структура продукции – это соотношение  отдельных видов изделий в  общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

      Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета  по всем изделиям, метод средних  цен и пр.

      Прямой  счет по всем видам изделий производится по формуле:

                                      (1.2.6.)

где   ΔВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

      ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

      ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

      При использовании средних цен расчет производится по формуле:

                                   (1.2.7.)

где     Ц1, Ц0 – средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

      VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

      4) Анализ качества продукции.

      Качество  продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

      Различают обобщающие индивидуальные и косвенные  показатели качества.

      К обобщающим показателям качества относят:

      – удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

      – удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

      – удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

      – удельный вес аттестованной продукции [16, с.134] .

      Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка  в продукте и т.д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

      Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

      В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменений.

      Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

      Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

      Качество  продукции является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы предприятия, как  выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

      Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

                                             (1.2.7.)

                                               (1.2.8.)

                              (1.2.9.)

где    Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

      С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

      VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества;

      РПК – количество реализованной продукции повышенного качества.

      Косвенным показателем качества продукции  является брак.

      Он  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

      Выпуск  брака ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

      В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

      5) Анализ ритмичности выпуска продукции.

      Ритмичность – равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном  планом.

      Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается  качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль [16, с.135] .

      Существуют  прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

      – коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:

      Крит. = VВП1,0 : VВП0                                   (1.2.10.)

      – коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому выпуску ( ):

                            (1.2.11.)

где   n – число суммируемых плановых заданий.

      Косвенными  показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции и др.

      В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для того используют:

      а) разность между плановым и засчитанным  выпуском продукции;

      б) разность между фактическим и  возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

Информация о работе Анализ реализации и объема производства продукции