Анализ реализации и объема производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
Цель настоящего исследования является анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты анализа анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции, а именно понятие и задачи и информационное обеспечение анализа
показателей производства и реализации продукции, а так же виды и методику анализа формирования и выполнения производственной программы;
– провести анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС», а именно анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции и анализ ассортимента и структуры продукции;
– рассмотреть пути повышения качества продукции на предприятии, а именно конкурентоспособность как один из методов повышения качества продукции на предприятии и повышение качества с помощью нововведений.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 5
1.1. Понятие и задачи и информационное обеспечение анализа показателей производства и реализации продукции 5
1.2. Виды и методика анализа формирования и выполнения производственной программы 8
2. Анализ анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 16
2.1.Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции 16
2.2.Анализ ассортимента и структуры продукции 22
3. Пути повышения качества продукции на предприятии 29
3.1. Направления путей совершенствования эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 29
3.2. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности, в кризисных условиях 38
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Анализ реализации и объема производства продукци АМИ.doc

— 457.00 Кб (Скачать документ)
 

      Из  таблицы видно, что за отчетный год  план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 5 %, а по реализации – только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

      Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана, которая представлена в таблице 2.1.3.

      Таблица 2.1.3.

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции ОАО «АЛНАС», млн.руб.

Вид продукции План 01.01.2009 г.
на  сутки на месяц План  с начала месяца Фактический объем Отклонение  от плана
за  сутки с начала месяца
Насосы:            
выпуск 80 1 600 80 82 82 +2
отгрузка 82 1 640 82 78 78 –4
Двигатели:            
выпуск 125 2 500 125 124 124 –1
отгрузка 126 2 520 126 128 128 +2
Итого:            
выпуск 330 6 600 330 329 329 –1
отгрузка 333 6 660 333 330 330 –3
 

      Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

      Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

      В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с  нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств, которая представлена в таблице 2.1.4.

      Таблица 2.1.4.

Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март ОАО «АЛНАС», млн.руб.

Изделие Потре-битель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопос-тавка продукции Зачетный объ-ем в пределах плана
1 2 3 4 5 6
Насосы 1 800 850 –50 800
Двигатели 2 800 750   750
Насосы  ФС 3 600 700   600
Двигатели ФС 1 500 500   500
Двигатели С 2 1 200 1050 –150 1 050
Итого   8 000 8500 –800 7 200
 

      Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):

     

     Из  таблицы 2.1.4. видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год – на 5 %, которая представлена в таблице 2.1.5.

  Таблица 2.1.5.

  Анализ  выполнения договорных обязательств за 2009 г., млн.руб.

Месяц План  поставки продукции Недопоставка  продукции

Выполнение, %

за  месяц

с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
1 2 3 4 5 6 7
Январь 7 500 7 500 –300 –300 96,0 96,0
Февраль 7 800 15 300 –100 –400 98,7 97,4
Март 8 000 23 300 –800 –1200 90,0 94,8
Декабрь 9 500 95 850 –4800 100,0 95,0
 

      Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

      Таким образом, за пять лет объем производства ОАО «АЛНАС» возрос на 12 %, а объем реализации – на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. За 2009 год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации – только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. За декабрь месяц 2009 г. недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год – на 5 %. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. 

2.2.Анализ  ассортимента и структуры продукции 

      Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

      При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

      – определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

      – оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

      – изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

      – оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

      Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

      Выполнение  плана по ассортименту продукции  представлена в таблице 2.2.1.

      Таблица 2.2.1.

Выполнение  плана по ассортименту продукции по ОАО «АЛНАС»

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, млн.руб. Процент выполне-ния  плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана  по ассортименту
1 2 3 4 5
Насосы 28 800 25 200 87,5 25 200
Двигатели 33 600 33 264 99,0 33 264
Насосы  ФС 19 200 22 176 115,5 19 200
Двигатели ФС 14 400 20 160 140,0 14 400
Итого 9 600 100 800 105,0 92 064
 

      Из  таблицы 2.2.1. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .

      Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

      Увеличение  объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Информация о работе Анализ реализации и объема производства продукции