Антикризисные программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Описание

Антикризисные программы Казахстана, Китая, Японии...

Работа состоит из  1 файл

Антикризисные программы Казахстана и Китая.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

     Специалисты Китая считают, что финансовый кризис возник из мыльного пузыря на рынке  недвижимости и слабого контроля ряда финансовых организаций. В Соединенных  Штатах чрезмерны потребительские расходы и слишком раздуты финансовые структуры. На глобальном уровне мы наблюдаем очевидный дисбаланс и несоответствие кредитно-денежной системы и производственной сферы. Вот почему только монетаристскими методами вряд ли удастся погасить разгоревшийся пожар. Такие меры довольно ограничены и могут спровоцировать новый виток финансовых спекуляций, инфляции и т.д.

     Для предотвращения возможности распространения  кризиса Госсоветом КНР была разработана  программа из десяти направлений, на развитие которых правительство выделило 4 трлн. юаней. Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, новых высоких технологий, экономичного жилья. Эти сферы, по прогнозам китайских властей, потянут за собой другие и обеспечат необходимое расширение внутреннего спроса. При этом в Китае снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняет функции ЦБ) до 3% годовых. Средняя банковская ставка по кредитам составила 5,58% в год, что обеспечивает благоприятные условия для реализации программы Госсовета КНР. Еще в 2007 г. руководство КНР приняло меры для снижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта. В сфере внешнеэкономических связей Китай будет сокращать объем внешней торговли с США и странами Евросоюза. В текущей ситуации Китай попытается активизировать развитие внешнеторговых связей со странами Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) за счет импорта энергоносителей и экспорта готовой продукции. При этом Китай для успешной реализации своих проектов по импорту энергоносителей будет осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры стран. В КНР в сельской местности проживает большая часть населения. Естественно, что вопросы сельского хозяйства являются приоритетными для коммунистической партии и правительства. Учитывая тот факт, что решающую борьбу с угрозой финансового кризиса они намерены вести на поле реальной экономики, сельское хозяйство получит всю необходимую поддержку и помощь.

     За  три десятилетия социалистический Китай в ходе масштабных преобразований нашел динамичный путь модернизации, представив миру модель развития социалистической системы с новой общественной формой. Коммунистическая партия Китая неизменно руководит новой великой революцией, непрерывно продвигает вперед процесс осуществления мечты о модернизации и национальном возрождении, к которым стремились несколько поколений наших людей.

Анализ  антикризисной программы  Правительства Китая.

 

     Денежно-кредитная  политика

     Один  из важнейших элементов этой части антикризиской политики – регулирование денежной массы. Проблема заключается в том, что до кризиса Китай боролся с инфляцией, перегревом экономики другим способом – путем сокращения и сужения ликвидности, с тем чтобы уменьшить опасность инфляции. 
Теперь денежно-кредитную политику пришлось круто повернуть на 180 градусов – добиваться того, чтобы экономика максимально «дышала». Это достигается путем увеличения денежной эмиссии. Ожидается, что в результате принятых мер прирост денежного агрегата М2 в этом году должен на 3–4% превысить суммарно темпы роста ВВП и увеличение товарных цен, т.е. составить примерно 17%.  
Далее, по мнению китайского правительства, необходимо увеличить общий объем выдаваемых кредитов и достичь показателя в 5 трлн юаней. Вместе с тем планируется снижение процентных ставок по депозитам до 2,25% (уровень 1998 года) и нормы обязательного резервирования для крупных коммерческих банков. 
Составлен план инвестирования в основные китайские фонды. Так, главными направлениями вложения 4 трлн юаней за период с IV квартала 2008 года до конца 2010 года признаны строительство жилья, экологических сооружений и создание соответствующей инфраструктуры, а также восстановительные работы в случае стихийных бедствий. 
Вкладываются средства в жилищное строительство, в основном в строительство домов экономкласса и реконструкцию трущоб, которых немало в Китае, особенно в районах добычи угля. Денежные ресурсы расходуются на то, чтобы снабдить водой село, на строительство железных дорог и на базовые медицинские объекты. 
Уже есть определенные результаты: в конце 2008 – начале 2009 года в Китае сданы в эксплуатацию 191 тыс. домов экономкласса и еще 295 тыс. возводятся в настоящее время. Реконструировано более 110 тыс. частных домов, в том числе – в угледобывающих районах. Обеспечены питьевой водой 5 млн сельских жителей, болотным газом – 1 510 000 сельских дворов. Развернуто строительство сельских дорог, электросетей, ускорилось выполнение проекта по переброске вод южных рек на север. Завершено строительство 120 крупных ирригационных сооружений. Произведена очистка 65 крупных и средних водохранилищ.  
Реконструировано водоснабжение 40 крупных орошаемых районов. Возросли темпы строительства железных дорог Харбин – Далянь, Ухань – Гуанчжоу, Наньнин – Гуанчжоу, Гуйян – Гуанчжоу, ряда скоростных автомагистралей. Построены аэропорты общей площадью 80 тыс. кв. м. Кроме того, возвели огромное количество больниц, школ, профессиональных училищ, культурных центров.

     Налоговая политика

     Главная роль в борьбе с кризисом в Китае  отводится налоговой политике. Для того чтобы предприятия и население были достаточно мобильными и обладали необходимой покупательной способностью, повышая внутренний спрос, в последнее время китайские власти резко уменьшили давление на них налогового пресса. Так, осуществляется преобразование налога на добавленную стоимость, планируется ввести налоговые скидки на экспорт и, к счастью для жителей Китая, повысить уровень индивидуального дохода, не подлежащего налогообложению. 
Основное направление промышленной политики – государственная поддержка десяти приоритетных отраслей (80% добавленной стоимости промышленности, треть ВВП, 30% занятости в городах) путем регулирования налогов, денежно-кредитной политики, вложений в собственные инновации и реструктуризации.

Государство обеспечит поддержку таких отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, автомобилестроение, текстильная промышленность, производство оборудования, судостроение, легкая промышленность, нефтехимия, электроника, логистика. В этих отраслях занята большая часть населения Китая и на них приходится значительная часть средств. Сейчас создаются специальные фонды по поддержке этих отраслей путем повышения технологического уровня предприятий, выведения из строя физически и морально устаревших производственных мощностей, использования новых источников энергии.

     Поддержка населения

     В КНР большое значение уделяется  поддержке малоимущих граждан –  это делается за счет обеспечения  прожиточного минимума. В октябре 2008 года прожиточный минимум в городах  составлял 133 юаня (около 20 долл.) на человека в месяц. В 1995 году средний размер пенсии был равен 321 юаня, к 2007 году он составлял уже 963 юаней, а в 2008 году вырос еще на 100 юаней.  
Эту цифру планируется поднять до 1200 юаней. Наряду с этим пенсии индексируются в соответствии с ростом цен и изменением банковской ставки по вкладам. 
В рамках программы поддержания уровня жизни малоимущего населения оказывается поддержка людям, пострадавшим от стихийных бедствий, а это порядка 40 млн человек. В частности, в Сычуани выдается трехмесячное пособие из расчета 1 цзинь зерна и 10 юаней на человека в день.

     К чему пришло правительство  Китая

     Уже сейчас на макроэкономическом уровне наблюдаются первые результаты принятых мер, но при этом китайские власти видят как позитивные стороны, так  и негативные. Например, доход жителей  города увеличился на 11,2% с учетом ценового фактора, а благосостояние жителей деревни повысилось на 8,6%. 
Однако есть и негативные аспекты. Сюда относится слишком быстрый рост денежной массы: увеличение агрегата М2 в I квартале 2009 года на 25% (против планируемых на год 17%) вызывает угрозу инфляции. 
Только за три месяца 2009 года кредитов было выдано на сумму 4,58 трлн юаней, т. е. почти достигнут годовой ориентир. 
Прирост добавленной стоимости на цензовых промышленных предприятиях оказался в I квартале 2009 года на 11,3 процентных пункта меньше, чем за соответствующий период 2008 года, но в марте – вдвое выше, чем за два первых месяца 2009 года, что, безусловно, является позитивной тенденцией. 
Экспорт стали из Китая за январь – март 2009 года упал на 85,4%. Страна впервые стала только импортером стали, и отрасль из прибыльной в 2008 году стала убыточной. 
Отмечается значительный рост потребления электроэнергии, которое всегда рассматривается как показатель состояния экономики: потребляют энергию, значит все в порядке в экономике; не потребляют – промышленность не работает. В марте потребление электроэнергии резко пошло вверх, но это происходило на фоне продолжающегося сокращения ее производства в марте и первой декаде апреля. 
В то же время эксперты отмечают дальнейшее снижение темпов экономического роста. В I квартале 2009 года на 24,9% сократился объем внешней торговли, в том числе сокращение экспорта ставило 19,7%, а импорта – 30,9%. Китайская промышленность работает на зарубежный рынок, и поскольку последний сократился, появились избыточные производственные мощности в целом ряде отраслей. Уменьшился приток прямых иностранных инвестиций – за январь–февраль 2009 года на 15,8%. 
Произошло снижение прибыли предприятий, соответственно, упали доходы государства. Последний транш из казны резко сократился. Доходов нет. Снижается индекс цен, замедляется розничная торговля. 
Китайские власти очень тревожит то обстоятельство, что в стране не выполнен план по созданию новых рабочих мест. Растет безработица, а рабочих мест было создано меньше, чем даже в I квартале прошлого года.
 

     2.4 Политика Японии

 

     Как это ни парадоксально звучит, но, пожалуй, наибольшие экономические  трудности в Азии сейчас переживает самая развитая страна данного региона  – Япония. Возможно, потому, что, номинально являясь азиатской страной, она  уже давно стала неотъемлемой частью наиболее развитой капиталистической зоны планеты.

     Среди важнейших первоочередных мероприятий  Правительства, позволяющих избежать негативных тенденций, способствующих дальнейшему углублению кризиса  необходимо отметить прежде всего поддержку  достаточно высокого уровня занятости и оказание социальной помощи временно безработным. Не менее важным является также и комплексная финансовая помощь важнейшим субъектам экономической деятельности, которая может быть осуществлена только путём проведения сбалансированной кредитно-финансовой политики.

     Экстренная  реализация ряда мероприятий предусматривает  как обеспечение условий для  сохранения действующих и создания новых рабочих мест так и создание системы социальной защиты временно безработных.

     Правительство предусматривает проведение денежно-кредитной политики, соответствующей конкретным экономическим условиям, при этом организационная и финансовая поддержка будет оказываться преимущественно по следующим направлениям:

     - Всемерное содействие в развитии  институтов финансового посредничества;

     - Оказание финансовой помощи малым,  средним и крупным предприятиям;

     - Обеспечение финансовой поддержки  зарубежным проектам, выполняемым  Японскими компаниями;

     - Создание Корпорации по скупке  акций различных проблемных банков и расширение её деятельности;

     - Массированная финансовая поддержка  устойчивости фондового рынка; 

     - Повышение требований по обеспечению  прозрачности данных о деятельности  предприятий и их бухгалтерской  отчетности при одновременном  уточнении правил налогообложения;

     - Оказание финансовой помощи по  ипотечному кредитованию и по  земельным трансакциям; 

     - Оказание разносторонней помощи  развивающимся странам (преимущественно,  расположенным в Азии), в которых  действуют Японские компании;

     - Важным финансовым вкладом в преодоление кризисных явлений в стране является реформа налогообложения, которая предусматривает временное снижение ставок налога на приобретение жилья, снижение для МСП налогов из сумм, затрачиваемых на социальные нужды работников предприятия, а также расширение налоговых льгот, связанных с затратами на НИОКР.

     Комплекс  стратегических мер поддержки экономики  и выхода из кризиса будет финансироваться  из государственных резервов путём  перевода средств на специальные  счета для реализации инвестиционных и кредитных программ. Реализация стратегических мероприятий по преодолению последствий кризиса и по обеспечению дальнейшего социально-экономического развития страны, со стороны.

     Все действия по преодолению кризиса  должны находиться в полном соответствии с текущими экономическими условиями. Предполагается, что возрождение экономической активности начнётся в конце 2010 г.

     На  первом этапе основным приоритетом  будет целенаправленное и эффективное  использование всех необходимых  средств для замедления экономического спада при одновременном стремлении избежать негативных последствий кризиса.

     На  втором этапе, основной целью будет  смягчение перехода от самой низшей точки кризисного падения экономики  к её возрождению. На этом этапе приоритетным будет проведение инвестиционной политики, направленной на развитие экономической инфраструктуры и инновационной деятельности, что обеспечит рост потен­циала национальной экономики.

     На  третьем этапе (с конца 2010 г.) предполагается начать уверенный подъём экономики  с помощью объединения таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширение экспорта новых продуктов и услуг, созданных благодаря успешной коммерциализации инновационных разработок.

     Принятый  правительством комплекс экономических  мероприятий рассчитан не только на преодоление последствий сдвоенного кризиса, но и предусматривает достижение долгосрочных стратегических целей.

     2.5 "Антикризисный  пакет" Бундесрат  - палаты земель  германского парламента

 

     Одна  из целей пакета состоит в том, чтобы не допустить рост числа безработных. Уже сегодня из-за международного экономического и финансового кризиса на фоне временного переизбытка рабочей силы растет число немцев, занятых неполную рабочую неделю. Несмотря на кризис, в 2008 г численность занятых в ФРГ достигла 40,8 млн человек - это самый высокий уровень с момента объединения Германии.

Информация о работе Антикризисные программы