Антикризисные программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Описание

Антикризисные программы Казахстана, Китая, Японии...

Работа состоит из  1 файл

Антикризисные программы Казахстана и Китая.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  и в развитых странах уровень  доверия к власти в силу конъюнктурных  обстоятельств далеко не одинаков. Рейтинг Буша к концу его президентского срока, как известно, был очень  низким, зато высок авторитет, с которым  пришел к власти Обама. Наконец, если Германия в свое время получила хорошую прививку против экстремистских идей и действий, то традицией Франции является та или иная степень радикализации противоречий и политических позиций. Не случайно она остается практически единственной из великих держав, где кризис вызвал мощную (двухмиллионную) уличную манифестацию.

     Проявления  социально-политической нестабильности, возможные в период кризиса, выстраиваются  в следующую иерархию (по нарастающей):

     - локальные протесты (уже происходят  почти везде);

     - падение рейтингов правительств и их руководителей (налицо во многих странах);

     - общенациональные протесты (помимо  Франции, в ряде малых стран  Европы);

     - падение правительства (в Исландии, Венгрии, Чехии, Латвии);

     - дискредитация всей правящей  элиты и приход к власти радикалов, в Европе - скорее правых, чем левых, в развивающемся мире наоборот;

     - катастрофическое развитие событий  - хаос, развал, вооруженные столкновения, безвластие.

     Демократические страны с большим опытом организации  массовых выступлений, широкими свободами, сильной оппозицией могут быстрее столкнуться с начальными стадиями дестабилизации. Уже осенью 2008 - зимой 2008/2009 гг. по западноевропейским странам прокатилась первая волна забастовок и демонстраций (стачки работников энергетических предприятий в ряде городов Великобритании, борьба персонала «Люфтганзы» В Германии против увольнений и за повышение зарплаты, многочисленные выступления во Франции и т.д.), но этим, как правило, все и ограничилось. Более заметными стали согласованные выступления, организованные в столицах стран ЕС Европейской конфедерацией профсоюзов и входящими в нее национальными профсоюзными объединениями в середине мая. По 100 тыс. человек приняли участие в манифестациях в Берлине и Брюсселе, 30 тыс. - в Праге, а всего - около 350 тыс.

     Собственно  говоря, в демократических странах  подобного рода выступления в  обычной ситуации и не являются симптомами дестабилизации: это нормальный механизм урегулирования противоречий и балансировки групповых интересов. Разумеется, когда речь заходит о таких протестных акциях, как крупнейшая за последние 20 лет всеобщая забастовка, прошедшая 29 января 2009 г. во Франции, дело приобретает более серьезный оборот.

     Конечно, в условиях кризиса балансировка интересов становится гораздо более  сложной и трудновыполнимой задачей. С этим, очевидно, связано не только нарастание стачечной волны в европейских странах, но и снижение эффективности забастовок как метода борьбы наемных работников, приводящее к радикализации протестного движения. Отсюда - появление новых форм протеста, например блокирование менеджмента предприятий их работниками. От такого рода протестных действий пострадали топ-менеджеры британской фирмы «Скапа», французской транспортной компании «ФМ Логистик», французских заводов американских компаний «Молекс» и «Катерпиллер», европейского филиала фирмы «Сони» И др. На шинном заводе «Континенталь» в Кларуа (Северная Франция) протестующие против его закрытия рабочие учинили в апреле 2009 г. настоящий погром.

     И все же дестабилизации препятствуют не только многочисленные «рубежи обороны», которые существуют в демократических странах с их развитым гражданским обществом и мощными институциональными опорами «<крепостями и казематами», по выражению А.Грамши), но и гибкость, опытность правящего класса, его умение маневрировать, прибегать к согласованиям и компромиссам. Отказ от непопулярныx мер, частичные шаги навстречу протестующим, смена первых лиц, отставка правительства, объявление досрочных выборов, победа на них внутрисистемной оппозиции - все это может умело использоваться для выпуска «избыточного пара», снижения градуса социальной напряженности, предохранения основ существующей системы от потрясений.

     Падение авторитета правительств и их руководителей  наблюдается во многих странах. Показательны данные, полученные во время опроса, проведенного весной 2009 г. в США, Великобритании и Германии Ciao Surveys Соmраnу (опрошено по 500 человек в каждой стране). Если в США соотношение между теми, кто полагает, что правительство справляется с кризисом, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения, составило 1 к 3 (9% против 27%), то в Германии - 1 к 5,5 (6% против 33%), а в Великобритании - 1 к 7 (5% против 35%). Вместе с тем почти половина опрошенных во всех трех странах (49% в США, 47% в Германии и 46% в Великобритании) выбрала опцию «пока не справляется, но старается». Это показывает, что население этих стран пока занимает выжидательную позицию, предоставляя своим правительствам определенный кредит доверия. Еще более интересная ситуация сложилась во Франции: по данным СОФРЕС, несмотря на низкий рейтинг Саркози (36%), 77% французов оценивают его действия как решительные, 63% - как смелые, 62% - как оперативные и при этом 59% (против 29%) считают направление проводимой им политики неверным .

     Уже на начальном этапе кризиса определились «слабые места» Европы - страны, где происходили бурные массовые протесты и беспорядки. Помимо Франции, это Греция, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Венгрия, Молдавия. Не случайно половина из них - страны с еще не устоявшимся, переходным типом хозяйства, обычно с экспорто-ориентированной экономикой, где еще не успели сложиться прочные демократические традиции. В некоторых из этих стран, как уже говорилось, в результате беспорядков пали правительства, в Литве был избран президентом независимый кандидат.

     Но  если в демократических странах  нарушения стабильности, относительно рано начавшись, часто останавливаются  на допустимом уровне, то в условиях авторитарных режимов события, видимо, будут развиваться по другой схеме. Такие режимы в большинстве случаев дольше сохраняют внешнюю стабильность, но затем могут (хотя и не обязательно) быстро пройти все стадии дестабилизации.

     Есть, однако, специфическое обстоятельство, которое может помешать проявлению этой закономерности: как показали в свое время события на площади Тяньаньмэнь в Пекине, авторитарные режимы легче (и на более ранних стадиях) идут на применение жестких насильственных методов противодействия дестабилизации, тем самым повышая издержки участия в протесте.

     Перспективы сохранения стабильности

     Сказанное позволяет сделать ряд предположений  относительно перспектив сохранения стабильности в некоторых государствах мира, по крайней мере, при том ходе кризиса, который определился в течение  первого его года.

     Соединенные Штаты, где кризис приобрел довольно острые формы, имеют, на мой взгляд, достаточно хорошие шансы выйти из него без катастрофических социальных и политических потрясений. Конечно, многое зависит от продолжительности и конкретного развертывания кризисных процессов. Но по всем исходным условиям, а также по масштабам антикризисной политики США обладают преимуществом перед другими затронутыми рецессией странами. Особенно важно, что они располагают наибольшими возможностями для инновационной перестройки своей экономики.

     У Великобритании экономических ресурсов намного меньше; существенно ниже в ней и уровень доверия  к правительству. Надежды на ограничение  в этой стране проявлений нестабильности связаны с национальными традициями, в основном не позволившими протестам выйти за внутрисистемные цивилизованные рамки и во время «великого кризиса» 1929-1933 гг. «Клапаном» для протестных настроений здесь, скорее всего, окажутся досрочные выборы, смена правительства и отстранение от власти (вероятно, надолго) дискредитировавших себя лейбористов.

     В Германии, напротив, прошедшие в 2009 г. очередные парламентские выборы, подтвердили полномочия канцлера А.Меркель, позволив ей переформировать правительство, отказавшись от формата «большой коалиции». Предвыборная борьба станет каналом выражения протеста и массовой активности, а предстоящий уход социал-демократов в оппозицию ослабит влияние ее внесистемных сил. Дальнейшее будет зависеть от длительности кризиса и более или менее острых его поворотов.

     Наиболее  уязвимой среди крупных европейских держав является, наверное, Франция. Успехи Саркози во внутренней политике гораздо скромнее, чем во внешней. Не исключены острые политические кризисы с неясным исходом, усиление влияния правых и левых радикалов. В Италии неизбежный рост социального недовольства, по-видимому, будет ослабляться искусными популистскими маневрами Берлускони, породившими нечто вроде культа личности, и несостоятельностью левоцентристской оппозиции (а также отчасти канализироваться в усиление регионального сепаратизма на Севере).

     Самыми  слабыми звеньями Европейского Союза  являются, конечно, малые страны Центрально- и Юго-Восточной Европы. Если судить по их внутренним возможностям, в некоторых  из них не исключен катастрофический ход событий. Единственное, что может  его предотвратить, - это своевременная и масштабная экономическая помощь со стороны других членов ЕС. Смогут ли они ее оказать, зависит от их собственного состояния, а также от того, много ли стран будут нуждаться в помощи и не потребуется ли такая помощь более или менее одновременно.

     Существует  обстоятельство, которое может непредсказуемым  и неблагоприятным образом отразится  на стабильности европейских держав. Речь идет о наличии там обширного  контингента иммигрантов, способных  привнести в их внутреннюю жизнь черты, присущие скорее развивающимся странам. Немалое значение имеет тот факт, что на этой части населения сильнее всего сказывается влияние кризиса. При каком-то повороте событий протестные действия, исходящие из среды иммигрантов, могут послужить запалом для массовых беспорядков, при другом - вызвать обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, сыграв на руку правым радикалам.

     Что касается развивающихся стран, то особого  внимания заслуживают перспективы  Китая. Многие предсказывают ему  довольно скорый и сравнительно безболезненный выход из экономических трудностей (строго говоря, применительно к Китаю даже сложно говорить о кризисе, так как, несмотря на более чем 30-процентное падение экспорта, снижения промышленного производства там не произошло).

     Однако  при оценке его перспектив необходимо учитывать весь комплекс перечисленных  выше условий. Между тем они крайне противоречивы. С одной стороны, страна сильнейшим образом зависит  от экспорта, с другой - накопленные  резервы позволяют ее руководству предпринять смелую и энергичную попытку переориентировать производство на внутренний рынок. С одной стороны, перед Китаем стоит труднейшая задача «переваривания» огромной резервной армии труда, грозящая в случае неудачи сильнейшими социально-политическими потрясениями, с другой - история расправы на площади Тяньаньмэнь свидетельствует о возможности прибегнуть в такой ситуации к широкомасштабным репрессиям. В итоге можно говорить о широком диапазоне потенциальных сценариев развития событий в Китае.

     Значительным своеобразием отличается ситуация в Латинской Америке. «Левый поворот», произошедший в политике многих стран региона, может (за счет социальных мер левых правительств) облегчить, по крайней мере на время, положение массовых групп населения, смягчив удары кризиса. Дальнейшее зависит как от силы сопротивления бывших привилегированных слоев, так и (прежде всего) от экономических перспектив той или иной страны. В этом смысле в наилучшем положении находятся такие страны, как Бразилия и Мексика, в худшем - малые страны Центральной Америки. 
 

  1. Антикризисные программы
    1. Антикризисная политика Китая
 

     Сегодня, когда буквально весь мир охвачен  финансовым кризисом и ищет пути выхода из него, взоры многих политиков, финансистов  обращаются к Пекину. Там надеются найти спасительные рецепты, которые смогут оказать позитивное влияние на мировые судьбы. Китай на первый план ставит задачу сохранения и упрочения устойчивого и динамичного экономического развития государства. Для этого предполагается придерживаться гибкой и осмотрительной макроэкономической политики, уделять внимание таким мерам, как снижение налогов и увеличение ассигнований из центрального бюджета с целью улучшения благосостояния граждан, активизации внутреннего спроса, отказа от экстенсивных способов развития и т.д. Так же выработать и привести в действие комплекс мер по стимулированию национальной экономики, содействовать сохранению стабильности в производстве и на рынке труда, помочь конкретным отраслям и предприятиям. Эти шаги должны включать: выработку программы подъема отраслей, имеющих исключительное значение для китайской экономики, черной и цветной металлургии, автомобилестроения, судостроения, нефтехимической промышленности; активизацию процесса технической реконструкции предприятий, поддержку их инновационной деятельности; усилия в области занятости и социального обеспечения.

Информация о работе Антикризисные программы