Программа антикризисного финансового оздоровления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние промышленных предприятий, которое приводит к банкротству многих предприятий. Неэффективность системы управления российских предприятий, которая прежде всего обусловливается: отсутствием стратегии в деятельности предприятий и организаций, недостаточным знанием конъюнктуры рынка; отсутствием трудовой мотивации работников, неэфф

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Понятие антикризисной программы организации 4
1.2. Модели восстановления платежеспособности 8
2.2. План финансового оздоровления 17
2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «МЕРЛИН» 20
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Мерлин» 20
2.2.Анализ и оценка имущественного положения предприятия ЗАО «Мерлин» 20
2.3. Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия
ЗАО «Мерлин» 23
2.4. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

701145 Программа антикризисного финансового оздоровления организации.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в том, что  неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние  промышленных    предприятий, которое  приводит к банкротству многих предприятий. Неэффективность системы управления российских предприятий, которая прежде всего обусловливается: отсутствием стратегии в деятельности предприятий и организаций, недостаточным знанием конъюнктуры рынка; отсутствием трудовой мотивации работников, неэффективностью финансового менеджмента и управления, издержками производства. Резкое обострение проблем неплатежей, долгов, которое приводит к несостоятельности предприятий.

Целью данной работы является изучение программы антикризисного финансового оздоровления организации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучение антикризисной программы организации
  • рассмотрение модели платежеспособности
  • методика составление плана финансового оздоровления

Предметом исследования является оценка программы антикризисного финансового оздоровления организации.

Объектом исследования является ЗАО «Мерлин»

Источниками  написания  работы  служили  учебные пособия Абрюшиной  М.С., Артеменко В.Г., Ефимовой О.В. и  других авторов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ АНТИКРИЗИСНОГО  ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие  антикризисной программы организации

 

Важнейшая цель антикризисной  программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.[13,c.118]

При разработке и реализации антикризисных программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.

Поскольку научных и  практических разработок антикризисных  программ компаний недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показателей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.

Формированию антикризисной  программы должен предшествовать обстоятельный  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.[3,c.187]

Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.

Традиционно в комплексных  социально-экономических программах на первом месте были мероприятия  в области производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.

Поэтому в антикризисных  программах целесообразен раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.

Большое значение имеет  преобразование форм управления компанией  в процессе ее реструктуризации. Нередко  это выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.[5,c.240]

Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.

Рассмотрены только некоторые  методологические подходы к преодолению спада производства, его неплатежеспособности и убыточности для практического же использования такого эффективного инструменте антикризисного управления, как программы реструктуризации и финансового оздоровление предприятий требуются научные исследования. В первую очередь необходим; типовая методика формирования программ реструктуризации убыточных предприятий в различных отраслях экономики.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения  предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

  • попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
  • антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
  • в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

Комплексная антикризисная программа включает:

  • развитие маркетинговой службы предприятия, способной обеспечить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
  • совершенствование деятельности подразделений;
  • расширение системы сервисного обслуживания
  • совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.

Эти меры подкреплены  антикризисным бизнес-планом, в котором предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков.[7,c.95]

В ряде регионов страны по инициативе местных органов власти объединяются кредитные ресурсы, которые  аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой поддержки промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:

  • реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
  • выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
  • защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции российских товаропроизводителей;
  • введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся технологией производства и потребления товаров; другие — на разовые перевозки грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных процессов;
  • эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.

Во многих регионах созданы  советы по антикризисным программам, которые:

  • разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому оздоровлению предприятий;
  • анализируют ход выполнения антикризисных программ, содействуют осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;
  • ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;
  • заслушивают сообщения территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных законодательством процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.

На смягчение последствий  кризиса и оживление экономики  направлены региональные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.[9,c.49]

1.2. Модели  восстановления платежеспособности

 

В настоящее время  многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.

В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация  экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма. [9,c.312]

Реформирование экономики  России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.

Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление  кризиса предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.

В Российской Федерации  к внутренним причинам можно отнести:

  • неэффективное управление;
  • неразвитость маркетинговых, финансовых служб;
  • недостаточное планирование;
  • неудачу проникновения на ключевые рынки;
  • недостаточное обновление продукции;
  • ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;
  • низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
  • нехватку управленческих информационных систем;
  • отсутствие своевременной внутренней отчетности;
  • недостаточную капитализацию доходов;
  • избыточный долг.

Среди внешних можно  выделить следующие причины:

  • неразвитое законодательство;
  • нестабильная политическая ситуация;
  • отраслевые условия;
  • общие экономические условия;
  • проблемы с трудовыми ресурсами;
  • иностранная конкуренция;
  • изменение вкусов потребителей;
  • сокращающийся рынок.

Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.

Таким образом, арбитражный  управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.[11,c.152]

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы.

Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.

Директор предприятия  должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются  состав комиссии и время проведения инвентаризации.

Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.

Информация о работе Программа антикризисного финансового оздоровления организации