Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:43, контрольная работа

Описание

Современный менеджмент рассматривает антикризисное управление как комплекс мер, охватывающих все сферы управленческой деятельности: финансы, управление персоналом, маркетинг, отношения с прессой, клиентами и поставщиками и другие. Разработаны методики комплексного анализа показателей деятельности компании, максимально полно отражающие состояние предприятия. Широко известен медод SWOT – анализа, а в последнее время большую популярность получила Система Сбалансированных Показателей, позволяющая оперативно и максимально точно реагировать на малейшие изменения в текущих показателях.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………….2
2. Цели и задачи антикризисного управления…………………………….4
3. Краткая характеристика основных направлений антикризисного управления………………………………………………………………..6
4. Особенности управления хозяйственной деятельностью предприятия в условиях кризиса………………………………………………………..11
5. Организация расчетов с кредиторами в досудебной санации и в рамках арбитражного управления………………………...……………………17
6. Заключение………………………………………………………………23
7. Список используемой литературы……………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

антикриз.управление_контрольная.docx

— 43.13 Кб (Скачать документ)
  1. Введение ………………………………………………………………….2
  2. Цели и задачи антикризисного управления…………………………….4
  3. Краткая характеристика основных направлений антикризисного управления………………………………………………………………..6
  4. Особенности управления хозяйственной деятельностью предприятия в условиях кризиса………………………………………………………..11
  5. Организация расчетов с кредиторами в досудебной санации и в рамках арбитражного управления………………………...……………………17
  6. Заключение………………………………………………………………23
  7. Список используемой литературы……………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный менеджмент рассматривает  антикризисное управление как комплекс мер, охватывающих все сферы управленческой деятельности: финансы, управление персоналом, маркетинг, отношения с прессой, клиентами и поставщиками и другие. Разработаны методики комплексного анализа показателей деятельности компании, максимально полно отражающие состояние предприятия. Широко известен медод SWOT – анализа, а в последнее  время большую популярность получила Система Сбалансированных Показателей, позволяющая оперативно и максимально  точно реагировать на малейшие изменения  в текущих показателях.

Довольно активно используется в современной практике методика управления рисками, которая позволяет  оценить вероятность наступления  неблагоприятных последствий от принимаемых решений. Эти методы помогают значительно снизить риски  возникновения кризисных ситуаций, но не исключают их полностью. Поэтому  большое значение имеет умение предвидеть наступающий кризис, готовиться к  нему и преодолевать его последствия.

Появление в России значительного  числа предприятий, находящихся  в состоянии кризиса, обусловливает  необходимость активизации системы  антикризисного управления, заключающейся  в одновременном преодолении  хаотичности внутреннего состояния  и внешней деятельности предприятий, а также повышении предсказуемости  их функционирования. Поскольку поведение  предприятия в условиях кризиса  обладает существенной спецификой, то и антикризисное управление в  значительной мере отличается от традиционного.

В связи с этим возникает  объективная потребность анализа  деятельности кризисных предприятий  для выявления причин возникновения  кризисных ситуаций и эффективного управления ими. Особенно возрастает значение диагностики и профилактики возникновения  кризиса на предприятии как основы эффективного антикризисного управления. Этим и обусловлена актуальность темы настоящей работы.

Финансовый кризис заставляет всех руководителей независимо от формы  собственности предприятия полностью  пересмотреть свою финансово-экономическую  политику. Это необходимо для того, чтобы сократить непроизводительные затраты, повысить финансовую устойчивость бизнеса, эффективность вложений и  менеджмента и наиболее полно  реализовать свои конкурентные преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи антикризисного управления.

 

Антикризисное управление это  процесс предотвращения или преодоления  кризиса организации. В этом определении  объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение ещё не наступившего кризиса и преодоление  уже наступившего кризиса.

В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены  во времени, характеризуют качественно  различающиеся состояния предприятия  и предполагают использование разных инструментов управления.

Решение первой задачи антикризисного управления предотвращение кризиса  предполагает всесторонний, системный  и стратегический подход к анализу  и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий  черты. Такой подход можно назвать  антикризисным управлением в  широком смысле.

Антикризисное управление в  широком смысле это сохранение и  укрепление конкурентного положения  предприятия. Это управление в условиях неопределённости, риска. В этом случае антикризисное управление применяется  на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).

Решение второй задачи преодоление  кризиса всегда носит специфический  характер, и поэтому его можно  назвать антикризисным управлением  в узком смысле.

Антикризисное управление в  узком смысле это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной  ситуации, оно направлено на вывод  предприятия из данной кризисной  ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.

Концептуальная установка  антикризисного управления организациями  выражается в следующих основных положениях:

кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

кризисы в определённой степени  можно ускорять, предварять и отодвигать;

к кризисам можно и необходимо готовиться;

кризисы можно смягчать, кризисные  процессы в определённой степени  управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти  процессы и минимизировать их негативные последствия;

управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика основных направлений антикризисного управления.

Антикризисное управление - это совокупность методов, форм и процедур, используемых для оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, региона или страны в целом, а также для создания условий выхода его из состояния кризиса.

Коснемся лишь антикризисных  мер, предпринимаемых для оптимизации  деятельности частного предприятия. Выделяют несколько разновидностей кризисных  ситуаций, которым подвержена финансово-хозяйственная  деятельность субъектов экономики.

  1. стратегический кризис,
  2. тактический кризис,
  3. кризис платежеспособности.

Финансовое состояние  компании в кризисном положении  требует от менеджеров проведения ряда эффективных мероприятий. Антикризисное  управление позволяет произвести переход  от спада к развитию, а в дальнейшем - к ростовому темпу экономики. В условиях экономического кризиса  в компании снижаются показатели и коэффициенты платежеспособности, рентабельности, оборота, финансовой устойчивости и т.п.

Индикаторами, наглядно поясняющими  экономическое положение компании, являются итоговые финансовые результаты деятельности фирмы: величина валовой  прибыли и уровень рентабельности. Речь идет о реальной (управленческой) прибыли, убытки же бухгалтерские или "налоговые" не являются показателем  того, что предприятие находится  в кризисном финансовом положении. Напротив: часто формальные убытки используются как дополнительный источник доходов (экономия на налогах).

Для того чтобы комплекс мер по урегулированию кризисной  ситуации, необходимо пользоваться некоторыми методиками. Для начала необходимо разобраться в причинах кризиса. В этом может помочь исторический анализ. Начинать поиск основной причины  нужно с составления и анализа  графика изменения значимых показателей  деятельности. Анализировать его  необходимо по отрезкам. Это позволит выявить момент, в который проявились негативные факторы. Проведение структурного анализа связано с мониторингом ситуации в отношении величины валовой  прибыли. Она по своей сути схожа  с некоторой суммой финансовых результатов, полученных от разнообразных видов  деятельности, групп товаров и  т.п. Все это является так называемыми  центрами рентабельности. Для наилучшего определения негативных явлений  нужно выяснить, какие именно финансовые результаты проявили себя как отрицательные  факторы.

Каковы же причины возникновения  кризисного состояния на предприятии? Во-первых, любые перемены в рыночных условиях сразу же отражаются на состоянии  малого и среднего бизнеса. Не исключена  и вероятность злоупотребления  со стороны менеджеров организации  или обслуживающего персонала. Свое влияние на положение дел в  фирме оказывает и деятельность контролирующих или проверяющих  государственных органов. Новые  законы или нормативные акты, международные  соглашения также способны стать  причиной кризиса на предприятии. Перераспределение  власти в стране или в руководстве  предприятия также относится  к стрессовым факторам для бизнеса.

Кто может помочь в сложившейся  ситуации? Чтобы определиться, какая  же из причин (или их было несколько) повлияла на экономику предприятия, необходимо создать аналитическую  группу. В нее могут войти лица, подчиненные собственникам компании. Организационную деятельность данной аналитической группы, необходимо перепоручить бизнес-консультантам или независимым аудиторам. При этом руководство компании должно полноценно участвовать в работе группы и экспертов со стороны: предоставлять в срок необходимые данные, обеспечить для их работы оптимальные условия.

Таким образом, реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:

1. Осуществление мониторинга финансового  состояния предприятия с целью  раннего обнаружения признаков  его кризисного развития;

2. Определение масштабов кризисного  состояния предприятия;

3. Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие  предприятия;

4. Создание и реализация плана  антикризисного управления.

Финансовое состояние, как известно, - это комплексное понятие, характеризующееся  системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в  условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием  денежных средств, картина финансового  состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой  его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности  предприятия. Таким образом именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления. Анализ финансового состояния компании включает в себя следующие важнейшие разделы:

§ структура активов и пассивов;

§ анализ имущественного положения;

§ экспресс-анализ финансового состояния;

§ ликвидность;

§ финансовая устойчивость;

§ анализ деловой активности, а  также оборачиваемости средств  предприятия;

§ рентабельность капитала и продаж;

§ эффект финансового рычага;

§ эффект производственного рычага.

При анализе вопросов, относящихся  непосредственно к организации  производства продукции, антикризисный  управляющий должен проанализировать состояние оборудования, его происхождение, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания, потенциальные  возможности. На этом этапе управляющий  определяет, насколько имеющееся  оборудование представляет возможность  вывести предприятие из кризиса. Затем он переходит к анализу  вопросов, непосредственно связанных  с использованием оборудования. Это - виды применяемого сырья, состояние  складского хозяйства, недвижимости, учета  и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т.д. Одним  из главнейших на сегодняшний день вопросов является кадровый. Порой  необходима полная замена аппарата. Необходимо произвести работу по изучению поставщиков  сырья, цены на необходимое сырье и оборудование, возможности их перебойной поставки, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать и в дальнейшем. Кроме того, нужно исследовать вопросы снабжения электроэнергией, теплом, водой. После анализа этих проблем необходимо проанализировать положение предприятия на рынках и спрос на продукцию предприятия. Результатом такого анализа должен быть план по выведению предприятия из кризиса. План внешнего управления должен быть разработан внешним управляющим не позднее одного месяца с момента своего назначения и должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки внешнего управления. Можно сделать вывод, во-первых, антикризисное управление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Во-вторых, причины вызвавшие кризис на предприятии могут быть различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме. В-третьих, в законодательстве существуют необходимые механизмы для осуществления антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Антикризисное управление