Антикризисное управление в туристическом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание

Туристический бизнес, в особенности открытие туристического агентства очень многим кажется наиболее привлекательным. Причина здесь довольно проста – минимальные вложения, да и увеличивающийся поток отдыхающих (см. приложение 1) – отличный стимул для инвесторов рискнуть и открыть свою турфирму. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы снять офис, купить мебель, нанять менеджеров и можно считать прибыль.

Содержание

Введение 3
1. Трудности туристического бизнеса. Обзор. 4
1.1. Сложности в работе турагентства 4
1.2. Антикризисные мероприятия при открытии филиала 8
2. Анализ рынка туристических услуг и расчет рентабельности 14
2.1 Анализ и маркетинг рынка туристических услуг в городе 14
2.2. Расчет рентабельности дополнительного офиса 17
3. Анализ полученных результатов 25
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 822.50 Кб (Скачать документ)

Филиал негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Электростали Московской области

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

НА ТЕМУ: АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка: Сысоева Т.И.

Группа: ПМ-07

Преподаватель:

к.э.н., доц. Сажин П.Ю.

 

 

 

 

 

 

Электросталь 2011 г.

 

Содержание

    стр.

 

Введение

 

Введение

 

В данной курсовой работе мне хотелось бы рассмотреть методы антикризисного управления на примере небольшой туристической фирмы, открывающей дополнительный офис.

Туристический бизнес, в  особенности открытие туристического агентства очень многим кажется  наиболее привлекательным. Причина здесь довольно проста – минимальные вложения, да и увеличивающийся поток отдыхающих (см. приложение 1) – отличный стимул для инвесторов рискнуть и открыть свою турфирму. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы снять офис, купить мебель, нанять менеджеров и можно считать прибыль. Но почему же тогда 70% свежеиспеченных туристических агентств закрываются в первый же год работы, а из оставшихся 30-ти% 20% влачат полунищее вялотекущее существование. Не зная трудностей и подводных камней люди бросаются в открытие турфирмы, как в омут с головой и прогорают. Независимым агентствам в условиях жесткой конкуренции все сложнее выживать. Как грамотно построить рекламную компанию, где выбрать место для офиса, зачем тщательно и подолгу беседовать с претендентами на должность менеджера, ответы на все эти вопросы необходимо знать, чтобы открыть турагентство.

Но вот, мы открылись, работали, грамотно и своевременно применяя различные навыки антикризисного управления, и, попали в те самые заветные 10% стабильных и прибыльных турфирм. Клиентов с каждым днем все больше и больше, в сезон два менеджера явно не справляются с потоком желающих отдохнуть. Надо развиваться дальше. Пред нами два пути: первый – расширить помещение и нанять еще людей, и второй – открыть дополнительный офис. Рассмотрим, как наиболее перспективный второй – создание сети.

 

  1. Трудности туристического бизнеса. Обзор.

 

1.1. Сложности в работе  турагентства.

 

Бизнес в сфере туризма  можно разделить на два основных типа – операторский и агентский. Первый тип связан с производством  туристского продукта. Это крупные компании - туроператоры, которых, согласно Единому федеральному реестру, на российском рынке сейчас около 4-х тысяч. Большую часть из них составляют фирмы, специализирующиеся на выездном туризме, то есть на отправке россиян за границу.

Туроператоры формируют  для рынка готовые туристические  решения, заключая договоры с гостиницами, авиаперевозчиками, транспортными компаниями, и передают их в розницу - в туристические агентства. Большинство операторов имеют и свои собственные розничные точки, однако основная доля их бизнеса все же приходится на операторскую работу, поскольку полностью реализовать свой продукт только через собственную торговую сеть нереально.

Турагентский бизнес в отличие от туроператорcкого, имеет неплохую рентабельность - 8%-12%. Его издержки существенно ниже  – агентам не нужно оплачивать вперед контракты с авиакомпаниями и отелями, как операторам, а их расходы, по сути, сводятся к аренде помещения, рекламе, и зарплате персонала. Следует заранее подготовиться к регистрации и получению разрешений. С января 2007г. деятельность туристических фирм не лицензируется. Однако требуется соблюдать требования, выдвигаемые законами и нормами, которые регулируют эту отрасль (основные это - закон о защите прав потребителей, закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "Правила оказания услуг по реализации туристского продукта"). В 2007г. эти требования сильно изменились (в частности, отмена лицензирования туристических услуг вылилась в повышенную ответственность туроператора и турагента перед клиентом), поэтому необходимо внимательно с ними ознакомится.

Один из самых простых  вариантов открытия агентства – это франчайзинг. Франчайзинг стал главной движущей силой развития бизнеса во всем мире. Например, в США фирмы, использующие франчайзинговые схемы, дают до половины национального валового дохода. Если убрать из статистики заведомо "нефранчайзинговые" фирмы - железную дорогу, вооружения и т.д., то увидим, что франчайзинг - монополист в сфере потребительских товаров и услуг. Все известные мировые бренды в той или иной степени используют систему франчайзинга. Сегодня это хороший способ развития фирмы. Теперь это поняли и в России. Передать стороннему агентству свой бренд и отлаженную схему бизнеса за умеренную плату готов целый ряд уже зарекомендовавших себя на рынке компаний. Франчайзинговая схема обезопасит начинающего предпринимателя от ошибок, позволит сэкономить на обучении персонала и продвижении. Однако франчайзеры свой бренд доверят не каждому новичку. Помимо денег, могут быть выставлены жесткие условия по месту расположения точки, опыту работы сотрудников в отрасли, что, в принципе, совершенно справедливо.

Главные вопросы, которые  стоит задать на старте, - это «кто покупатель» и «как его найти». Мечта любого агентства – снять комнату в офисе огромной корпорации и обслуживать ее сотрудников.

Другой вариант –  снять офис в большом торговом центре или около метро. Высокая проходимость точки – хорошая предпосылка к стабильным продажам. А вот в спальном районе набрать клиентуру очень сложно. Поэтому в более выигрышном положении будут находиться офисы продаж, расположенные я в больших торговых центрах.

Сняв офис, жизненно необходимо оборудовать его качественной связью. Несколько телефонов и выделенная линия в интернет - необходимый минимум. Возможность в интерактивном режиме получить полную информацию о наличии свободных мест в отелях и авиабилетов - обязательное условие оперативности и, как следствие, выживания компании.

Стоит ли агентству фокусироваться на одном продукте? Чем больше туров  может предложить оно своему клиенту, тем больше преимуществ перед конкурентами у него будет. В предложении агентства могут находиться продукты от 3-4 до 50 операторов.

Сегодня появилось немало компаний, специализирующихся на каком-то одном направлении: отдых в Подмосковье, лечебные туры... В портфеле туристического агентства обязательно должен присутствовать набор вариантов отдыха, пользующихся массовым спросом, — «рейтинговых» направлений: и зимних, и летних. Именно так можно привлечь значительное число клиентов. Наиболее популярные у россиян летние туры — это Испания, Турция и Кипр. Зимой — Таиланд и Египет. Именно эти маршруты обеспечат достойный оборот и хороший старт начинающей компании. И лишь после того, как дела пойдут успешно, можно начать корректировать свой бизнес, переходя к специализации.

Однако фокусироваться на нескольких или на одном поставщике тоже бывает небесполезно. Именно агентства, находящиеся на хорошем счету у оператора, получают возможность бесплатно обучаться и посещать курорты, которые им впоследствии предстоит продавать своим клиентам. Обычно в активной базе крупного туроператора находится до нескольких тысяч агентств, из которых пара десятков являются стратегическими партнерами и пользуются всеми вытекающими из этого привилегиями

В туризме все больше набирают обороты продажи с использованием интернета. Веб-сайты являются основной частью маркетинговой стратегии успеха, используемой международной индустрией туризма. Наличие сайта для турфирмы в наше время стало необходимостью. И прежде всего не потому что он является визиткой фирмы, а потому что он создает ряд преимуществ для занятий туристической деятельностью.

Вот только некоторые  из них:

- Простой доступ к  полной информации о турфирме, предлагаемых турах, услугах и  направлениях;

- Реклама новых туристических  предложений; 

 - Возможность заинтересовать новых и удержать уже имеющихся клиентов;

- Возможность для  клиентов получить ответы на  наиболее популярные вопросы,  связанные с оформлением документов  и непосредственно с самим  путешествием;

- Мотивация перспективы  связаться быстро с нами, а не с нашим конкурентом, для получения большей информации, вариантов и ответов на вопросы, решения проблем.

Правда, веб-сайты – это всего лишь дополнительные витрины для обычного агентства. Продавать туры через всемирную сеть не позволяет законодательство: между агентом и клиентом должен быть заключен бумажный договор, скрепленный обычной подписью клиента и подписью с печатью агента.

Кроме того, большинство  туристов испытывает потребность персонально  пообщаться с менеджером. Доказательством служит тот факт, что и курорт, и даже направление для поездки клиенты выбирают чаще всего в процессе общения с представителем агентства. Лишь единицы из тех, кто заглядывает  в офис туристической компании, знают заранее, что именно они хотят купить и способны принять решение о покупке самостоятельно. Так что традиционной и самой распространенной форме туристического бизнеса, турагентствам, в ближайшее время ничего не угрожает.

Сезонность бизнеса  – еще одна большая опасность, которая подстерегает новое агентство. Количество людей, едущих отдыхать летом, несравнимо с зимой. Пики продаж приходятся на вторую половину апреля (люди собираются отдохнуть в майские праздники), июль – начало августа (разгар семейных отпусков), сентябрь (на курорты едут бездетные пары и молодежь), конец ноября – начало декабря (новогодние туры). И есть совершенно провальные месяцы, которые хоронят большинство начинающих турагентств: октябрь и январь-февраль. В иной месяц может не оказаться вообще ни одного клиента. А оплачивать аренду офиса все равно придется.

 Есть, конечно, круглогодичный  Египет и горнолыжные туры. Но  они достаточного оборота не  обеспечивают. Не всегда выживают  даже те, кто начал работать  в апреле и захватил первый  пик продаж. Заработанных к осени  денег может не хватить до следующей весны.

 На самом деле  шансов пережить зиму гораздо  больше, если начать полноценно  работать в апреле: на ажиотажном  спросе на путевки на майские  праздники можно неплохо заработать. Но для того, чтобы стартовать  весной, подготовку к открытию агентства надо начинать еще осенью.

Помимо всего вышесказанного начинающим турагентам  следует  обратить внимание на такие нюансы, как:

- Отсутствие стабильности, подверженность внешним обстоятельствам - политической, эпидемиологической ситуации, техногенным проблемам в регионах, в которые продаются туры.

- Невысокий объем выручки. Хороший доход можно получить, лишь через полтора-два года работы.

- Дефицит кадров. Для удачного старта имеет смысл найти опытного профессионала. Однако, таких в отрасли мало, и все они на хорошем счету в больших компаниях. Правильно подобранные, опытные кадры - это основа успеха. Не секрет, что туризм - очень персонифицированный бизнес, и клиенты доверяют конкретным людям, своим менеджерам, и это один из пунктов риска: при уходе из компании опытный менеджер может увести значительную часть клиентов. В туризме как нигде сильна зависимость от конкретных людей.

 

1.2. Антикризисные мероприятия при открытии филиала.

 

Когда турагентство начинает приносить неплохую прибыль, а клиентская база становится такой большой, что менеджеры не справляются с объемом заявок, впору задуматься: а как же развиваться дальше? Варианты, конечно, существуют разные, один из них — открытие филиала. Необходимо заранее тщательно продумать все возможные детали и постараться свести риски к минимуму. Рассмотрим нюансы, на которые нужно обратить внимание в первую очередь, чтобы бизнес не оказался под угрозой.

Прежде чем открывать новый офис, нужно трезво оценить свои силы. Нам нужно:

- достаточное количество финансов на поддержку филиала, пока он не начнет приносить прибыль;

- организация эффективной рекламной кампании;

- необходимое количество новых клиентов, чтобы не делить туристов между двумя своими же офисами.

Казалось бы, очевидно, что при открытии филиала прибыль всего бизнеса удвоится. Но в данном случае простые правила сложения не работают. До тех пор, пока новый офис не окупится, все расходы на содержание теперь уже двух офисов придется покрывать за счет прибыли от первого. И если уровень дохода основного агентства не так велик, то идею развития собственной мини-сети стоит отложить.

Если филиал открывать в том же городе, где находится уже существующее агентство, то в первое время делить пополам придется и собственную клиентскую базу. Поэтому еще один показатель «готовности» к расширению — постоянный избыток заявок от туристов.

Также перед открытием  дополнительного офиса надо определиться, что это будет: филиал, обособленное подразделение или отдельное юрлицо. При открытии второго агентства стоит очень внимательно ознакомится с законодательной базой о туристической деятельности, проштудировать Налоговый и Гражданский кодексы, узнать, какой пакет документов понадобится. От организационно-правовой формы зависит очень многое.

Но филиал и обособленное подразделение — не единственные варианты расширения бизнеса. Можно открыть офис, оформив его как отдельное юридическое лицо, использовать единую вывеску и единые стандарты работы. Но с правовой точки зрения это не филиал, а именно отдельное предприятие со своей документацией и бухгалтерией.

Информация о работе Антикризисное управление в туристическом бизнесе