Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение демографической ситуации Каякентского района РД:
- демографического положения в целом по Республике Дагестан;
- социально-демографической характеристики Каякентского района РД;
- демографических проблем и пути их преодоления в регионе.

Содержание

Введение
Глава 1. Демографическое положение в РД
1.1. Динамика численности и размещение населения
1.2. Демографические понятия о рождаемости
1.3. Миграция в РД и ее причины
Глава 2. Социально-демографическая характеристика Каякентского района
2.1. Историко-географические данные Каякентского района
2.2. Демографическая ситуация в Каякентском районе
Глава 3. Демографические проблемы в РД
3.1. Роль государства в решении демографических проблем
3.2. Демографическая политика в регионе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ измен.docx

— 103.00 Кб (Скачать документ)

При формировании основных задач семейной политики, на наш взгляд, следует  исходить из следующего.

  1. Необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных "щедрот", помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать самообеспечение, а не иждивенчество. Для этого необходимо, чтобы семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей.
  2. Сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных бесплатных социальных пособий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развития социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг. Содействовать семье в реализации воспитательных функций (льготные режимы занятости для родителей, сохранение и 310 развитие.
  3. Системы дошкольного воспитания, не подменяющей семью, а помогающей ей воспитывать детей, педагогическое просвещение родителей и т. д.).

4. Способствовать  сохранению семейной среды для  детей и восстановлению ее  для детей, лишившихся родительского  попечения (профилактика распада семьи, профилактика отказа от родившихся детей, правовая и экономическая поддержка опеки и усыновления и т.д.). В нашем государстве выплачиваются пособия на детей до 16 лет.

Расходы, связанные с активным воздействием на воспроизводство населения, которые должны повлечь и значительные изменения в структуре населения, создадут оптимальные соотношения между численностью работающих и иждивенцев и в будущем дадут большой экономический эффект.

К административно-юридическим мерам относятся различные законодательные акты, разрешающие и запрещающие аборты, установление минимального возраста для вступления в брак, законы о бракоразводных делах, законодательство о распределении жилья в зависимости от количества детей, размеры декретного отпуска, льготы для отцов при призыве в армию, льготы по трудовому законодательству для матерей малолетних детей, льготы выхода на пенсию и в пенсионном обеспечении в зависимости от количества воспитанных детей, законодательство по оплате временной нетрудоспособности и др.

Законом женщине предоставлена возможность  при желании отказаться от рождения ребенка и прибегнуть к искусственному прерыванию беременности в больничных условиях. Отпуск по беременности оплачивается в размере 100%.

Пенсионное  законодательство предусматривает  для женщин, родивших пять и более  детей и воспитавших их до 8 лет, право выхода на пенсию в 50 лет. По данным Министерства труда и социального развития РД, на 1 января 1989 года в городской местности республики насчитывалось 1985 женщин, реализовавших это право.

Меры идеологического характера включают в себя формирование "идеала" количества детей в современной семье и брака посредством различных средств пропаганды: радио, телевидения, печати, кино и др.

Одним из инструментов демографической политики служит формирование общественного  мнения в отношении оптимального числа детей в семье. Воспитание детей в семье требует средств, усилий и времени, оно заставляет родителей идти на определенные жертвы, отказаться от части комфорта. Но дети приносят ни с чем не сравнимую радость материнства и отцовства, способствуют укреплению семейных уз, развивают чувство ответственности перед семьей и обществом.

Интересы государства и общества требуют того, чтобы воспитание детей рассматривалось как важная функция, чтобы женщина-мать, всецело посвятившая себя воспитанию детей, пользовалась не меньшим уважением, чем женщина-врач, женщина-экономист, женщина-ученый.

Под влиянием различных факторов в  обществе складывается определенное мнение о количестве детей в семье. Это  мнение меняется очень медленно, значительно медленнее, чем те факторы, которые влияли на его формирование. Изменить "идеальную" величину количества детей трудно, эта величина очень устойчива. Поэтому кроме мер экономического и законодательного характера нужны пропагандистские меры. В этом отношении могут помочь газеты, журналы, радио, телевидение, а также литература и искусство.

Желательно выработать такие меры демографической политики, которые учитывали бы как общие для Российской Федерации, так и особенные для ее регионов факторы демографической политики: повышение рождаемости среди населения, придерживающегося малодетности, и относительно сдержанное отношение к многодетности.

Демографическая политика должна быть единой для всей страны, но при проведении демографической политики в отдельных регионах необходимо учитывать специфические условия развития в них демографических процессов.

Применительно к условиям Дагестана  можно выделить несколько особенностей протекания демографических процессов.

Это, прежде всего, сравнительно высокий  уровень рождаемости с ориентацией на 2-3-х детей у коренного населения, живущего не только в сельской местности, но и в городской.

Однако и в нашем регионе  переход к малодетной семье в  принципе неизбежен, и меры демографической  политики должны "удержать" рождаемость  на допустимом, оптимальном уровне, иначе говоря, здесь стоит задача не столько, как в других районах, поднять интенсивность рождаемости, сколько не допустить чрезмерного ее падения.

Другая особенность состоит  в том, что в республике есть еще  достаточно большие резервы снижения смертности населения, особенно младенческой. Быстрое снижение смертности может  в определенной мере компенсировать падение уровня рождаемости.

Следующей важной особенностью является сложный этнический состав населения. При проведении мер демографической политики необходимо учитывать это обстоятельство, которое осложняет проведение демографической пропаганды. И хотя общая ориентация городского населения в отношении рождаемости во многом имеет общие черты, базировавшиеся в прошлом на нормах ислама, все же такого рода различия надо иметь в виду. В этом плане большое значение имеет знание русского языка как средства межнационального общения и усвоение стандартов демографического поведения. Здесь предстоит еще сделать многое, особенно среди сельского населения. По данным переписи 1989 г., русским языком свободно владели 64,5% аварцев, 66,1% даргинцев, 74,3% кумыков, 78,3% лакцев и т.д.

Следует  учесть и рост подвижности сельского населения, дополнительного роста населения городов, прежде всего за счет коренного населения, что ставит проблемы адаптации сельских жителей к городским условиям.

Все эти обстоятельства обусловливают  необходимость проведения целой системы выборных демографических обследований с целью наблюдения за результативностью проведения мер демографической политики. Разработке такой программы должна предшествовать большая подготовительная работа, в том числе научного плана. Мы считаем целесообразным создание демографической комиссии на правах консультативного органа при Правительстве республики во главе с одним из ее руководителей. В нее должны войти наряду со специалистами-учеными, представителями различных слоев населения и работники заинтересованных министерств и ведомств.

Ее работа должна состоять, после  подготовительно-организационного этапа, в разработке программы демографической политики в республике и контроля за ее реализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Исследование демографических тенденций, особенностей и перспектив развития населения Дагестана показывает, что за перестроечные годы произошли кардинальные качественные и количественные изменения во всем населении Дагестана.

     Мы проанализировали социально-экономические, общественно-политические и культурные преобразования, происшедшие  Дагестане за 1990-2002 гг., которые коренным образом изменили характер демографического развития и обусловили значительное изменение в направлении уменьшения темпов роста населения. В республике наблюдается переход интенсивности рождаемости   т.е. имеет место тип воспроизводства населения.

     Сложившиеся в республике социально-экономические условия создают принципиально новую основу для формирования в Дагестане типа воспроизводства населения на основе низкой рождаемости и высокой смертности. Это характерно прежде всего для городского населения, на демографические стандарты которого во многом ориентируется все население республики.

       На параметры демографических процессов в Дагестане существенное влияние оказывает половозрастная структура населения, которая в республике молодая, и поэтому в ближайшее десятилетие рождаемость будет держаться на сравнительно высоком уровне.

          Возрастная структура - важная характеристика населения не только с демографической, но и с экономической точки зрения. Результаты наших исследований показали, что в ближайшей перспективе доля населения в трудоспособном возрасте сохранится на высоком уровне, что, безусловно, предполагает рост числа безработных. В связи с чем необходимо проводить эффективную демографическую политику с целью оптимизации воспроизводства населения, а также решения проблем трудоустройства людей. Проблемой эффективной региональной политики является выбор дополнительных мер для ее реализации. С учетом специфических особенностей региона и наряду с общегосударственными мероприятиями демографическая политика в регионе может быть более результативной, если найти удачное сочетание регулирующих мер. В отношении рождаемости эффект от общегосударственных мероприятий, направленных на оказание экономической помощи семье, будет больше, если дополнительно использовать через систему общественных фондов потребления надбавки семьям в виде преимущественного распределения материальных благ семьям с детьми (причем, все виды помощи предоставлять регулярно, без задержек). Эти мероприятия не будут иметь форму направленного стимулирования рождаемости, но в материальном и психологическом плане окажут ощутимую помощь. Целесообразно также изыскание средств для строительства жилья и распределение его в первую очередь семьям с тремя и более детьми, а также предоставление этим семьям льготных путевок, оказание бесплатных бытовых услуг семьям, имеющим малолетних детей.

   Эффективность демографической политики можно оценить по характеру изменения реальных параметров демографических процессов и по их сближению с прогнозируемыми, причем это совпадение должно быть не случайным, а устойчивым состоянием.

   Генеральной задачей для Дагестана является формирование такого типа воспроизводства населения, которое обеспечит в долгосрочной перспективе рост населения республики на основе трехдетной семьи, низкой смертности, высокого уровня подвижности населения при рациональном уровне и структуре брачности и минимализации разводимости.

  Решение этой задачи должно быть органично связано с планами социально-экономического развития республики, которые рассчитаны на создание рабочих мест для всего трудоспособного населения и обеспечение условий, которые могли бы изменить демографические процессы в желаемом в долгосрочной перспективе направлении.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Алиева В.Ф. Народонаселение Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 108.
  2. Алиева В.Ф., Эскеров Д.Б. Население и трудовые ресурсы: социально-экономические проблемы. Махачкала: Даг. книж. изд-во, 1990. 175 с.
  3. Алиева В.Ф. Население Дагестана на рубеже веков. Махачкала: Изд-во "Юпитер", 1999. 231 с.
  4. Алиева В.Ф. Русское население Дагестана. Причины оттока и пути стабилизации. Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. 67 с.
  5. Алхароев М. Еще раз о правах человека // Аргументы и факты - Северный Кавказ. № 20, май 2001; Аргументы и факты. № 27, июль 1993.
  6. Борзунова Т.И., Макарова Л.В., Морозова Г.Ф. Республики России: этническая миграция и ее последствия. М.: Печатно-множит. лаб. ИСПИ РАН, 1997. 29 с.
  7. Борисов М.Н. Демографические проблемы малочисленных народов Республики Саха: Результаты социологических исследований. Рыбинск, 1998. 85 с.
  8. Бугай Н.Ф., Гонов A.M. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-х годов XX века). Москва: Новый Хронограф, 2004. 413 с.
  9. Возрастно-половой состав и состояние в браке. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 2. М.: ИИЦ "Статистика России", 2004. 216 с.
  10. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации. Москва: РАМН, 2003. 98 с.
  11. Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. М.: Изд-во "Эхо Кавказа", 1998. 286 с.
  12. Дагестанский социологический сборник. Махачкала, 1997. 74 с.
  13. Дагестанский социологический сборник. Махачкала, 1998. 117 с.
  14. Депопуляция в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода: Мат-лы Всес. науч. конференции. Часть I, разд. 2. М.: Печатно-множит. лаб. ИСПИ РАН, 1996. 70 с.
  15. Дагестан - 2002 г. Часть I. Социально-экон. положение Республики Дагестан. Махачкала: Комитет Госстатистики РД, 2003. 358 с.
  16. Дагестан - 2002 г. Часть II. Социально-экон. положение Республики Дагестан. Махачкала: Комитет Госстатистики РД, 2003. - 464 с.
  17. Дагестан - 1997 г. Доклад Гос. комитета по статистике РД. Махачкала. 160 с.
  18. Естественное движение населения Республики Дагестан: Статист, бюллетень. Махачкала, 1996. 21 с.
  19. Женщина и семья в Дагестане: Статист, сборник. Махачкала, 1996. 213 с.
  20. Женщины Севера и их роль в современных социальных условиях: Тезисы междунар. научно-практ. конференции. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1998. 88 с.
  21. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М: Наука, 1990. 128 с.
  22. Миграция населения республики Дагестан: Статист, сборник. Махачкала, 1994. 157 с; журн. "Миграция". № 1. М.: Изд-во "Гуманитарий", 1997. 48 с.
  23. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. М., 2004. 264 с.
  24. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. М.: РАН, 2004. 419 с.
  25. Независимая газета, 6 июля 1995.
  26. Независимая газета, 7 июля 1997.
  27. Основные итоги Всесоюзной переписи населения Дагестанской АССР. Махачкала, 1990. 35 с.
  28. Осипов Г.В., Кузнецов В.Н. Социология и государство. М.: Изд-во "Вече", 2005. 567 с.
  29. Основные итоги микропереписи населения Республики Дагестан (январь 1994 г.). Махачкала, 1995.
  30. Основные национальности Республики Дагестан. Численность, демографические показатели расселения. Махачкала, 1995. 117 с.
  31. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Общий свод по империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 26 января 1897 г. Т. I и II. СПб., 1905. 225 с.
  32. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Т. 62. Дагестанская область / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1905. 211 с.
  33. Перестройка семье. Семья - перестройке. М.: Мысль, 1990. 288 с.
  34. Половозрастной состав населения Дагестана (По данным Всес. переписи населения 1989 г.). Махачкала, 1990. 46 с.
  35. Пресса Р. Народонаселение и его изучение / Пер. с франц. М.: Статистика, 1996. 444 с.
  36. Проблемы воспроизводства рабочей силы в условиях перехода к рынку. М., 1993. 289 с.
  37. Прошлое и настоящее демографии. М.: Статистика, 1980. 102 с.
  38. Россия-1997. Социально-демографическая ситуация. Ежегод. доклад (Ин-т соц.-экон. проблем населения РАН) / Отв. ред. Н.И. Римашевская, Е.Н. Яковлев. М., 1988. 286 с.
  39. Рыбаковский Л Л. и др. Остарбайтеры: численность, здоровье и условия жизни в современной России / РАН. Ин-т соц.-полит. исследований Фонд взаимопонимания и примирения при Правительстве РФ. М., 1987. 71 с.
  40. Рынок труда России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. чл-корр. РАН К.И. Мекульской. М.: Наука, 1995. 93 с.
  41. Рынок труда: становление и развитие: Сб. статей. М., 1993. 198 с.
  42. Римашевская Н.М. Народонаселение. М.: РАН, 2003. 152 с.
  43. Российская газета. 7 фев. 1997 г., 20 янв. 2001 г., 30 сент. 2002 г., 7 сент. 30 сент., 25 апр., 23 авг., 20 июля 2005 г.

Информация о работе Занятость населения