Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение демографической ситуации Каякентского района РД:
- демографического положения в целом по Республике Дагестан;
- социально-демографической характеристики Каякентского района РД;
- демографических проблем и пути их преодоления в регионе.

Содержание

Введение
Глава 1. Демографическое положение в РД
1.1. Динамика численности и размещение населения
1.2. Демографические понятия о рождаемости
1.3. Миграция в РД и ее причины
Глава 2. Социально-демографическая характеристика Каякентского района
2.1. Историко-географические данные Каякентского района
2.2. Демографическая ситуация в Каякентском районе
Глава 3. Демографические проблемы в РД
3.1. Роль государства в решении демографических проблем
3.2. Демографическая политика в регионе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ измен.docx

— 103.00 Кб (Скачать документ)

              Там проживает около 90 тыс. этнических дагестанцев, в том числе даргинцев - 34 тыс., ногайцев 29 тыс., аварцев -7 тыс.. кумыков - 6,4 тыс., лезгин - 5,6 тыс., табасаранцев -* 4 тыс., лакцев - 3 тыс. агулов -1,1 тыс., рутульцев - 700 и цахуров - 100 человек. Живется им в крае трудно, как, впрочем, я большинству населения. Но их проблемы усугубляются еще и в связи с обострением межнациональных отношений. Довольно велик отток населения из этих регионов. Ежегодно обжитые места покидают свыше двух тысяч в обоих направлениях. Дагестанцы уезжают из Ставропольского края, русские - из Дагестана.

Дагестан переживает трудные времена. В свое время  республика вынуждена была заниматься обустройством около 200 тыс. беженцев из Чеченской Республики Ичкерии. Причем 85% людей, пострадавших от войны, получили убежище в домах и квартирах дагестанцев. Такого явления нет нигде в мире. Один лакец из поселка Кяхулай приютил 60 чел., лезгин из г. Дагестанские Огни - 30 человек. Ежедневная потребность в продовольствии для беженцев в те времена составляла 10 000 т.,  а того, что поступало по различным каналам, хватало лишь на полмесяца. Поэтому основная тяжесть по обеспечению беженцев питанием ложилась на плечи дагестанского населения.

В годы войны  в Чечне на Дагестан легла неимоверная нагрузка. Такую нагрузку (поток беженцев) трудно выдержать не только экономически, но и морально. Только мудрость и гостеприимство дагестанцев, умение пережить тяготы жизни спасли положение в республике.

Обострение кризисных  явлений в российской экономике  привело к переориентации межрайонных и центрально-европейских областей в регионы нового освоения. Начался новый процесс массовый выезд населения в места его первоначального проживания и прежде всего в старообжитые районы страны. Особенно интенсивно такого рода возвратные миграции охватили территории Севера, Сибири и Дальнего Востока, переставших притягивать население высокими заработками, системой предоставляемых льгот в местах вселения и прежнего места жительства, а также в связи с прекращением финансирования крупных государственных программ и обусловленных этим свертыванием производственного и жилищного строительства, ростом безработицы в этих регионах. По данным Госкомстата России, за 1990-1992 гг. миграционные потери северных и приравненных к ним территорий составили в общей сложности 470 тыс. человек, из которых более 52% приходится на 2002 г.

В предыдущее десятилетие (1979-1989 гг.) миграционный баланс данного региона был положительным, он ежегодно пополнялся в результате миграции в среднем 235 тыс. человек. Наиболее интенсивно данные процессы развиваются на европейском севере и северо-востоке страны, миграционные потери которых за 1991 и 1993 гг. в 4,5 раза превышали соответствующий естественный прирост. Нарастающая интенсивность выезда населения из новых районов привела к сокращению общей численности населения во многих из них, а это означает, что уже в ближайшем будущем может уменьшится заселенность территорий с экстремальными природными условиями. Проблема северных территорий сейчас остра потому, что они не только демографический и трудовой материал, как многие другие районы страны, но прежде всего генетический потенциал (население, адаптировавшееся к экстремальным северным условиям), для восстановления которого требуется не одно поколение.

Современные процессы глобализации, в которые вовлечена и Россия. находят выражение в мощных потоках вещества, энергии и информации, пересекающих территории стран и континентов. Это, прежде всего финансовые и информационные потоки, потоки товаров и услуг и технологий, наконец, людские, т.е. миграционные потоки.

Теперь богатство или  бедность страны определяется, прежде всего способностью их руководства управлять движением таких потоков, капитализировать их, отводя в сторону потоки, которые способствуют обнищанию населения и истощению природного потенциала, и наоборот, привлекая в страну потоки, обеспечивающие накопление ресурсов и капитала.

Движение как внешних, так и внутренних миграционных потоков в России дополняется внутрироссийской демографической динамикой. На фоне общего сокращения рождаемости и увеличения смертности идет отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока. Количество трудоспособного населения сокращается.

Особое развитие в стране получают те секторы экономики, которые ориентированы на усиление бизнес класса и зарождающегося среднего класса. Как следствие, возникает дефицит в низко квалифицированном труде, который преодолевается трудовой миграцией из стран ближнего зарубежья, имеющих переизбыток трудовых ресурсов.

Население страны не только уменьшается, но и стареет. Соответственно снижается численность граждан трудоспособного возраста и растет число пенсионеров. К 2010 г. численность экономически активного населения сократится па 3 млн. чел., к последующие пять лет - еще на 6 млн. К 2025 г. численность тех, кто может трудиться, сократится на 16 млн. человек. При этом Россия потеряет не меньше 15% своих трудовых ресурсов.

Государственная программа, утвержденная Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г., заняла своё прочное место в ряду принятых государством мер, нацеленных на урегулирование миграционных процессов в стране. По существу впервые создан регулятивным механизм, обеспечивающий переселение соотечественников в РФ и служащий обоюдным интересам: соотечественников из зарубежья, с одной стороны и российских работодателей - с другой. Принимаемые нормативные правовые акты нацелены на создание благоприятных условий для переезда соотечественников и их обустройство. Таким образом, условия Госпрограммы стимулируют соотечествен-ников к иммиграции в РФ для обеспечения экономики страны и её регионов необходимыми трудовыми ресурсами.

Сложная социально-экономическая  и криминогенная обстановка в Дагестане оказывает существенное воздействие на интенсивность, форму и направления миграционных процессов. Безработица, низкий уровень жизни, разгул преступности, непрекращающиеся угрозы и провокации вызывают беспокойство и неуверенность людей. Это способствует выезду многих жителей республики за ее пределы. Главный мотив такой миграции - поиск работы, подходящих условий для предпринимательской деятельности и постоянного жительства.

Миграционные  потоки в последние годы не раз  меняли направленность. До 90-х гг. из-за интенсивного выезда населения на заработки республика имела отрицательное сальдо миграции. С началом перестройки, особенно после распада СССР, ввиду активного возвращения дагестанцев на свою историческую Родину, ситуация существенно изменилась: миграционный поток стал положительным, а с 2000 г. сальдо миграции вновь приобрело отрицательный показатель. Выезжают в основном социально активные лица трудоспособного возраста, среди которых много квалифицированных кадров, что ведет к ухудшению демографической структуры населения и ослаблению научно-экономического потенциала.

Нахождение на территории республики большой группы иностранных граждан (лиц без гражданства) и без определенного правового положения усугубляет этот процесс. Безвизовый режим въезда для граждан ряда государств ближнего зарубежья, отсутствие или расплывчатость законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей пребывание иностранных граждан на российской территории и выезд за ее пределы, привели к тому, что в настоящее время на территории республики по экспертным оценкам незаконно проживают около 3 тыс. иностранцев.

Ситуация осложняется  необработанностью существующих нормативно-правовых актов, несогласованными действиями контролирующих миграционные процессы структур, отсутствием полноценного иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Сложившаяся в республике ситуация с миграцией населения свидетельствует о слабой эффективности принимаемых мер по противодействию такого рода негативным процессам. Важно, чтобы миграционные процессы служили потребностям экономики, интересам национальной безопасности и охраны общественного порядка, способствовали позитивному развитию общества. Содействие добровольному переселению в Россию соотечественников является одним из направлений решения демографической проблемы.

Основными приоритетами в области миграции населения при этом считаем следующие:

- создание социально-экономических условий (увеличение рабочих мест для обеспечения занятости трудоспособного населения стимулирование результатов труда, улучшение жилищных условий т.п.), способствующих снижению темпов миграции населения публики в другие места, сохранению ее научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала, особенно молодежи;

- содействие возвращению в республику научных и друг кадров, обеспечивающих рывок в развитии науки и экономики;

- обеспечение приоритета для граждан республики при комплектовании имеющихся и создаваемых рабочих мест;

- обоснование и реализацию организационно-правовых мер легализации и закреплению высококвалифицированных иностранных рабочих специалистов по остродефицитным профессиям;

- разработку мер противодействия наплыву неквалифицированной и малоквалифицированной иностранной рабочей силы, в числе путем ужесточения режима иммиграционного контроля на государственной границе.

 

 

Глава 2. Социально-демографическая характеристика Каякентского района.

2.1. Историко-географические данные Каякентского района

Каякентский район — муниципальный район в Дагестане, Россия.

административный центр — село Новокаякент.

Район расположен в юго-восточной  части Дагестана и граничит: с Дербентским, Кайтагским, Сергокалинским и Карабудахкентским районами республики.

Находится на побережье Каспийского моря, площадь территории — 640 км².

Каякентский район был образован  на основании Постановления ВЦИК ДАССР от 23.01.1935 года. В 1963 году был присоединён к Сергокалинскому району. В 1965 году Каякентский район вновь восстановлен в прежних границах.

Численность населения на 1 января 2010 года составляла — 55,3 тыс. человек. 54,5 % жителей — кумыки, 41 % — даргинцы, 1,7% - табасараны, 1,6% - агулы.

В состав района входят 14 муниципальных образований (жирным шрифтом, при наличии нескольких населённых пунктов, выделены административные центры):

  1. сельсовет "Алхаджакентский" (сёла Алхаджакент и Гаша)
  2. село Башлыкент
  3. село Герга
  4. село Джаванкент
  5. село Дружба
  6. село Капкайкент
  7. село Каранайаул
  8. сельсовет "Каякентский" (сёла Каякент и Кулкам)
  9. сельсовет "Нововикринский" (сёла Новые Викри и Викри)
  10. сельсовет "Новокаякентский" (сёла Новокаякент и Инчхе)
  11. село Первомайское
  12. сельсовет "Сагаси-Дейбукский" (сёла Сагаси-Дейбук и Дейбук)
  13. село Усемикент
  14. село Утамыш

На территории района имеются 5 винзаводов и 14 крупных сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся в основном на производстве винограда.

          Через территорию района проходят железнодорожные пути и федеральная автодорога «Кавказ», соединяющую Россию с Азербайджаном.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Демографическая ситуация в Каякентском районе

 

         Каякентский район – один из самых крупных по занимаемой территории районов Республики Дагестан. При этом он имеет исключительно выгодное географическое положение: 
-  расположен в плоскостной зоне; 
-  протяженность береговой линии Каспийского моря в пределах административной границы района составляет 48 км; 
-  через районный центр – селение Новокаякент проходит железнодорожная магистраль, а в 1,5 км от последней – федеральная автомобильная трасса; 
-  расстояние до столицы Дагестана г. Махачкалы – 85 км, до г.Дербента – 50 км, до международного аэропорта «Уйташ» – 70 км. 
        Средняя температура: летом +26-28°С; зимой -8-10°С 
         На территории Каякентского района, обладающего уникальными природно-климатическими условиями, расположен государственный заказник, общая площадь которого составляет 14,4 тыс.га. 
        До середины прошлого века Каякентский район являлся мононациональным. Подавляющее число населения составляли кумыки. Сегодня на территории Каякентского района проживает более 15 национальностей и народностей.    Основные: кумыки и даргинцы, а также табасаранцы, агулы, лезгины, русские, лакцы. 
          В 1945 году здесь был открыт известный сегодня далеко за пределами Дагестана санаторий «Каякент». Здесь лечат самые разные заболевания: кожные, урологические, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, гинекологические, эндокринной и периферической систем. 
           Вблизи селений Утамыш и Алходжакент бьют подземные минеральные родники, которые местные жители называют «Гёз-сув» (вода от сглаза). 
Территория – 691 кв.км 
Население – 54,1 тыс. чел. 
Населенных пунктов – 19 
Сельских муниципальных образований – 14 
Крупных сельхозтоваропроизводителей – 13 
Основная отрасль экономики – виноградарство – 4,5 тыс. га 
Ежегодный сбор винограда – до 40 тыс. тонн 
Образовательных учреждений – 43 
Учреждений культуры – 14 
Учреждений здравоохранения – 24 
Спортивных сооружений – 78 
          Основой экономики Каякентского района является сельское хозяйство. Главные его отрасли: виноградарство, животноводство, зерновое хозяйство, овощеводство. 
         Ежегодно в среднем производится: 
- винограда – до 40 тыс. тонн 
- зерна – 14-16 тыс. тонн 
- овощей – 6-8 тыс. тонн 
- молока – 7 тыс. тонн 
- мяса – 2,5 тыс. тонн 
           Общий объем производства сельхозпродукции составляет до 1 млрд. рублей в год. 
          Каякентский район дает около 40% всего винограда, производимого в Дагестане. 
         Неоценим вклад тружеников Каякентского района в развитие виноградарства в Дагестане. 
          Сегодня в Каякентском районе зарегистрировано более 360 малых предприятий и 1079 индивидуальных предпринимателей. 
          В последние годы особое внимание уделяется разработке перспективных инновационных проектов с привлечением иностранного капитала.  
Свидетельство тому – подписание 30.08.2008 г. в Стамбуле соглашения между Каякентским районом и Гюнгёреном (район Стамбула), которое предусматривает сотрудничество в экономической и научно-технической сферах, а также в сфере защиты культурного и исторического наследия, здравоохранения, образования, искусства и спорта. 
            На территории Каякентского района ведется строительство инвестиционных площадки «Ново-Каякент», где  разместятся туристско-рекреационные комплексы. 
          На территории Каякентского района функционирует 43 образовательных учреждения, в том числе 23 общеобразовательные школы, 12 дошкольных учреждений и 8 учреждений дополнительного образования. 

Информация о работе Занятость населения