Регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы в муниципалитете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;
2. Рассмотреть состояние занятости и безработицы населения России на современном этапе;
3. Проанализировать состояние занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;
4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;
3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5
1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5
1.2 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15
1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18
2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27
2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35 2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55
3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63
3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71
Заключение
Список используемых источников информации

Работа состоит из  1 файл

9999.rtf

— 2.34 Мб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5

1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5

1.2 Роль центра занятости  населения на рынке труда  и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15

1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18

2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27

2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27

2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35      2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55

3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63

3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68

3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71

Заключение

Список используемых источников информации

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы дипломного проекта   определяется   тем,   что     на сегодняшний   день    значительное   количество   наших   граждан   являются безработными. Безработица является одной из немногих социально-экономических проблем, которая касается любого человека. Под безработицей принято понимать несоответствие на рынке труда, когда количество людей, желающих найти работу, превышает труда. Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

     Научная новизна дипломного проекта связана с тем, что в нем   рассмотрены  теоретические  аспекты,  определяющие сущность безработицы на современном этапе, описаны современные методы рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных и использованию положительных последствий безработицы.

     Теоретической и методологической основой исследования явились  Важнейшим методом исследования явился системный анализ, применяемый при анализе механизма государственного регулирования безработицы. Системный анализ позволил рассмотреть процесс государственного регулирования социальных отношений во взаимосвязи с саморегулированием рынка.

    Теоретические основы снижения длительной безработицы и программы профилирования разработаны в трудах  Карташева А К., Кубишин Е.В.,  Лайкам К.А.,  Маслова И.С, Матыцина Н.В. Мовин С. А., Пономарёва А.Д.,Решетникова Е.С., Руденко Г.Г., Смольякова Н.А., Волгина В.А.,Халиков М.С., Четвернина Т.Я,   Зиброва, Е.П. 

Среди отечественных ученых многообразные аспекты, регулирования рынка труда рассматриваются  Лайкам, К.М.,  Макаров, Н.В., Власова Е.А.   Емельяненко, В.Н.,   Капканщиков С.Г.,   Грицюк   М. И., Бочарова    И.Ю., Беляков, Е. В  Бабашкина А.М., Ахинов Г.А., 

       Цель данного дипломного проекта   состоит   в   выявлении     специфики процессов   государственного   регулирования    занятости  и  безработицы   в муниципалитете.

Для достижения поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;

2. Рассмотреть состояние  занятости и безработицы населения России на современном этапе;

3. Проанализировать состояние  занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;

4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;

3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.

     Объектом  исследования    являются      занятость      и       безработица   в  муниципалитете  Нижнеломовского    района    Пензенской    области

    Эмпирической базой исследования послужили данные  системного анализа, применяемый при анализе механизм государственного регулирования безработицы. Системный анализ позволил рассмотреть процесс государственного регулирования социальных отношений во взаимосвязи с саморегулированием рынка.

      Дипломный проект соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников информации  и приложений.

 

1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете

 

1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета

 

Основные категории населения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population - POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL):

POP = L + NL                (1)

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует;

безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна:

L = E + U    (2)

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис. 1). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

 

 

Рисунок 1. Перемещения между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» [8; 19]

 

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%    (3)

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах: уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

Причины и виды безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

потеря работы (увольнение);

добровольный уход с работы;

первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся:

уволенные с работы по приказу администрации;

уволившиеся по собственному желанию;

ожидающие восстановления на прежней работе;

нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

сезонные рабочие (не в сезон);

люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

uфрикц = Uфрикц/L*100%    (4)

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Причина структурной безработицы - несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Информация о работе Регулирование занятости населения