Занятость населения. Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:20, реферат

Описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Занятость и ее виды…………………………………………………………………………..4
Социальная направленность политики государства……………..………………………..13
Меры обеспечения занятости населения………………………..…………………………14
Заключение………………………………………………………….……………………….19
Список литературы………………………...………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.56 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки

Северо-Восточный государственный  университет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Занятость населения. Государственное регулирование  занятости населения»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса  ГМУ-92

Жмур Д.С.

Проверил:

Самойлова А.Н.

 

 

 

 

 

 

Магадан 2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………3

Занятость и ее виды…………………………………………………………………………..4

Социальная направленность политики государства……………..………………………..13

Меры обеспечения занятости  населения………………………..…………………………14

Заключение………………………………………………………….……………………….19

Список литературы………………………...………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема занимает одно из первых мест в спектре современных  экономических проблем, поскольку  занятость является значительным сектором социально-экономического развития общества, сочетающим в себе социальные и экономические  результаты функционирования всей экономической  системы. А рынок труда, в свою очередь, - один из главных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой - через него в значительной мере осуществляется социальная функция  государства.

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда  и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его  составляющими, определение главных  тенденций и направлений развития и регулирования занятости.

Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и  научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда  и мировой экономики. Все приведённые  в этой работе данные являются подлинными и взяты из экономических источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятость населения и  ее виды

Знание рынка труда  требует внимательного и тщательного  изучения структурных сдвигов в  трудовой деятельности, обусловленных  тенденциями развития НТП и изменениями  в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в  быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время  в индустриально развитых странах  мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых  вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода  трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более  позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное  увеличившимися сроками обучения и  профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной  специальности хватало на всю  оставшуюся жизнь, то в настоящее  время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.

Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы  неразрывно связана с происходящими  структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также  имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций  на рынке труда показывает, что  ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных  рабочих мест.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности соседствует не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения  рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий  для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения  этой задачи и даже ее постановка несколько  различаются.

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать  особенности занятости различных  социально-демографических групп  населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью  обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. В России численность занятого в экономике населения за время реформ сократилась примерно на 10 млн. чел.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее  в необходимости поддержания  такого соответствия между занятой  рабочей силой и ее свободным  резервом, между личными и вещественными  факторами производства, которое  способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений  концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

2. Ответственность государства  за реализацию права граждан  за труд, содействие занятости  трудовой деятельностью, на которую  способен человек и которую  он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие  места удовлетворяется при условии  экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта  работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует  отметить, что в переходный период в России остро обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная  наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость легко может  перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости  всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения  желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости (см. приложение 4). Иначе говоря, правительство  должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек  вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение  об участии в ней. Несомненно, что  рыночной экономике гораздо труднее  выполнить первое условие по сравнению  со вторым, которое для нее органично. Благодаря принятию новых, значительно  отличающихся от советских основ  законодательства о занятости возникла правовая база изменения сложившихся  принципов функционирования системы  занятости. Но, как известно, от законов  до реальной жизни – дистанция  значительного размера.

Свободно избранная занятость  все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как  противоречит выработанными годами традициям и установкам советской  экономики. Необходим коренной поворот  в экономическом мышлении и социальных императивах. Новым законодательством  о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический  принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение  людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан  в общественном хозяйстве при  наличии у них законных источников дохода.

Несмотря на то что принятие подобных положений имеет самостоятельное  значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом  к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости  гораздо ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

В широком смысле слова  речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости  и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен  технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Принципиальное значение таких форм организация труда  состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют  духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения  и использования свободного времени  – одного из главных достояний  человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может выполнять роль стимулятора  эффективной работы, если будет воплощен в жизнь принцип: «Чем лучше и  эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его  использования».

Еще одна принципиальная сторона  занятости состоит в возможности  избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики  вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная  занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская  деятельность приобретает статус так  же общественно признанных форм, как  и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбор.

Подобная концепция занятости  создает качественно новые представления  о труде как социально-экономической  категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости  со временем приведет к ощутимым переменам  не только в воззрениях и в трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно  в сфере приложения трудовых усилий.

Представляется возможным  и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные  привилегии и дающих возможность  числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в любой области, где  он приносит доход, предоставляет возможность  самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: примат труда в государственном секторе  экономики, унизительность предпринимательской  деятельности, непочитаемость работ, которые  в государственной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворятся всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности.

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового  сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими  началами. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены  даже в самом демократическом  обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике  отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной  экономике. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве  людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений  в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его  предложения вынуждают государство  обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так  и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

Информация о работе Занятость населения. Государственное регулирование занятости населения