Государственное регулирование занятости населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ механизмов государственного регулирования занятости населения и поиск путей его совершенствования.

Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:

•Изучить теоретические аспекты проблемы занятости населения.
•Проанализировать уровень занятости населения в Российской Федерации.
•Обосновать направления совершенствования государственного регулирования занятости населения.

Содержание

Введение 3
Раздел I. Теоретические аспекты проблемы занятости населения 6
Раздел II. Анализ уровня занятости в Российской Федерации 14
Раздел III. Совершенствование государственного регулирования занятости населения 19
Заключение 26
Список источников и литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Занятость населения.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

 

Введение

 

     Актуальность  данной темы заключается в том, что отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие. В условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда обострилась во всем мире. Общемировой уровень безработицы в 2008 году составил 6%. В Европейских странах он колебался от 0,8% в Белоруссии до 33,8% в Македонии. В ноябре 2009 года уровень безработицы в Евросоюзе был равен 10%. Проблема занятости остается острой для большинства стран мира. Безработица стала, по выражению П.Самуэльсона, «самой зловещей чертой нашего времени».

     В современной России, одной из важнейших  отличительных черт происходящих перемен, являются качественные изменения в  сфере труда и занятости, вызывающие многообразные экономические и  социальные последствия, такие как  безработица, необходимость социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования указанных процессов. Внимательное отношение к проблемам трудоустройства продиктовано следующими причинами:

  • благосостояние любого государства зависит от количества работающих граждан (т.е. тех кто платит налоги и кормит тех кто не в состоянии заработать себе на жизнь);
  • безработные являются нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе (у безработных более высок риск асоциального поведения);
  • безработные - это социально незащищенные слои населения, требующие материальной помощи в виде доплат, компенсаций, и пр. (т.е. дешевле обходится борьба с безработицей, чем ее содержание).

     Решение проблемы занятости населения невозможно без принятия оперативных мер по регулированию ситуации на рынке труда. Чтобы повысить уровень занятости, государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими, законодательными и организационными методами. Комплекс проблем, существующих на рынке труда, и важность их решения обуславливают выбор темы курсовой работы и его актуальность. Но несмотря на то, что проблемы являются предметом исследования многих отечественных экономистов, ключевые проблемы безработицы в современных условиях, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе актуальных проблем. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости безработных.

     Степень изученности темы. Обоснование современной политики занятости, управление трудовыми ресурсами, профессиональная подготовка и качество трудового потенциала страны стали постоянными объектами научного анализа социологов, экономистов, политологов в период реформирования российского общества, становления новой системы трудовых отношений. Проблемы развития новых трудовых отношений, классификация их субъектов, формирование рынка труда были исследованы в работах В.Э. Бойкова, О.М. Барбакова, И.В. Бестужева-Лады, Н.А. Волгина, В.Д. Граждан, В.Д. Парыгина Обоснованные в научных работах положения способствовали формированию новых концептуальных подходов к анализу трудового потенциала молодёжи в современных условиях. Изучение современного состояния, тенденций, перспектив трудовых отношений, возможностей отдельных социальных групп в сфере труда, форм и видов оптимизации трудовых отношений, как важного направления государственного регулирования трудовыми ресурсами было проведено в работах А.Г. Здравомыслова, А.В. Кашепова, С.В. Кадамцевой, Г.И. Осадчей, Г.В. Осипова, Л.Д. Чернышевой. Вопросы подготовки кадров, их профессиональной ориентации, а также потребности рынка труда, перспективы его развития исследовались в работах Р.И. Микульского, Н.Е. Шкаратан, В.Н. Якимец.

     Объектом  исследования является рынок труда Российской Федерации.

     Предметом исследования послужили инструменты и методы государственного регулирования занятости населения.

     Целью данной работы является анализ механизмов государственного регулирования занятости населения и поиск путей его совершенствования.

     Реализация  данной цели возможна посредством решения следующих задач:

  • Изучить теоретические аспекты проблемы занятости населения.
  • Проанализировать уровень занятости населения в Российской Федерации.
  • Обосновать направления совершенствования государственного регулирования занятости населения.

     Теоретико-методологическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы занятости, отечественные и зарубежные публикации, аналитические материалы международных организаций, труды ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования.

     Эмпирической  базой исследования послужили: данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; ведомственные статистические и финансовые данные Федеральной службы по труду и занятости, Минэкономразвития России, Минфина России; годовые отчеты органов системы занятости.

     Структурно  курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы, приложений.

 

Раздел  I. Теоретические аспекты проблемы занятости населения

 

    С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами.

    Содержание  понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.1

    Кроме того, под занятостью как экономической  категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений  в обществе, обеспечивающих возможности  приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

    Различают понятия полной и эффективной  занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.2

    Сформулированная в России концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

  1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
  2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.

     Таким образом, в рамках данной концепции  можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.

    Законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.3

     В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок). Данное определение носит общий характер, оно применимо при решении вопроса о признании граждан занятыми. Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

     Правовую  основу регламентации отношений, возникающих  в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

     Следует иметь в виду, что и конституционные  права корреспондируют обязанностям конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями при трудоустройстве корреспондирует обязанность государственных органов оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных органов службы занятости возникает обязанность по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь, отказ гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей обязанности, в частности, на регистрацию в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права на трудоустройство может стать основанием для возникновения корреспондирующих данному праву обязанностей, в частности, по выплате заработной платы работодателем или по регистрации в качестве безработного в органах службы занятости.4

     В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя. Очевидно, что в сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права. К этим отношениям нормы трудового права могут применяться по аналогии. Например, при задержке пособия по безработице может быть применена ст. 236 ТК РФ, предусматривающая выплату процентов за задержку заработной платы. Кроме того, возникающие в сфере занятости и трудоустройства отношения непосредственно связаны с прежней трудовой деятельностью работника.5

     В частности, при определении подходящей работы для работника учитываются  его профессиональная деятельность, навыки, что невозможно сделать без  применения норм трудового права. В ряде случаев отношения по занятости и трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Для регламентации отношений в области занятости и трудоустройства используются те же правовые принципы, что и при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

     В связи с чем вопросы правовой регламентации отношений в области  занятости и трудоустройства  включены в учебный курс «Трудовое право России». Как уже отмечалось, основу правой регламентации данных отношений составляют конституционные нормы.

     К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения в РФ