Занятость населения. Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:20, реферат

Описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Занятость и ее виды…………………………………………………………………………..4
Социальная направленность политики государства……………..………………………..13
Меры обеспечения занятости населения………………………..…………………………14
Заключение………………………………………………………….……………………….19
Список литературы………………………...………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.56 Кб (Скачать документ)

-содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

-развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

-организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

-содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

-содействие занятости социально слабо защищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и  способствует снижению материальных и  нервно-психологических затрат, связанных  с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда  способствует росту эффективности  общественного труда и снижению социальной напряженности.

Приходится менять и представление  о полной занятости, бытовавшее в  течение многих лет в советской  экономической науке и практике. Концепция максимального, полного  вовлечения всего трудоспособного  населения в зону общественного  труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиции рыночной экономики  ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе  говоря, занятость следует считать  полной, если каждый, изъявивший желание  иметь оплачиваемую работу, имеет  возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения  наряду с трудовым законодательством  призвано гарантировать право на труд и меры по представлению людям  подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости.

Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что в России переход от полной и безусловной занятости в  общественном производстве, соответствовавшей  всеобщности и обязательности труда  при социализме, к системе экономической  активности, отвечающей критериям рыночного  хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения  работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируется по методике МОТ как безработные, причем уровень официально зарегистрированной безработицы достиг 3,6%.

Пропорции распределения  занятых изменились в пользу тех  отраслей, деловая активность в которых  возросла в связи с рыночными  преобразованиями: торговли и общественного  питания, материально-технического снабжения  и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному  хозяйству (Венгрия, Польша, Республика Корея). По показателям доли безработных  в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости  отражали перемены в характере и  содержании «непосредственно общественного  труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного  количества и ассортимента он становится способом существования экономически не зависимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному  приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности  и сопровождавшие ее институциональные  преобразования в экономике привели  к тому, что миллионы людей, ранее  занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности  в преследуемом доселе предпринимательстве  и в малом бизнесе, где слиты  воедино труд, собственность и  управление (контроль). Почти ¼ занятых  в частном секторе – лица не наемного труда. Они составили первооснову  пока еще тонкого слоя хозяев из числа «новоиспеченных» предпринимателей, фермеров, ремесленников, торговцев. В  их деятельности сочетается в самых  разных пропорциях профессиональный и  новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.

Произошла историческая реабилитация ремесла в экономической структуре, особенно в обслуживании населения, зачастую на передовой технической  базе, а также трансформация многих, прежде убыточных «народных» промыслов  в рентабельные предприятия частно-кооперативного сектора. В производственной сфере  труд «классического» промышленного  рабочего был в значительной мере потеснен реанимированным ремесленником. Это серьезно модифицировало, казалось бы, необратимую тенденцию разделения труда в индустриальном обществе социалистического типа. Постепенно из государства заводов-гигантов Россия превращается в страну мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода.

Усиливающийся кризис обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении существенно подорвал гегемонию  индустриальной занятости. В месте  с сокращением работников на производстве при явном недостатке инвестиций старело и изнашивалось материально-техническая  база, снижались сложность технологических  операций и уровня квалификации работников, главным образом в связи с  общей деградацией индустриальных систем и комплексов (см. приложение 4). В результате происходит консервация  низко производительного труда, как бы знаменующая закат его  нетоварной фазы. Упадок производительности и хроническая недогрузка мощностей  сопровождались ростом скрытой безработицы  на предприятиях. Более того, растущие из года в год масштабы потерь рабочего времени из-за простоев и остановок  в производстве, обусловленные тяжелым  финансовым положением предприятий, в  сочетании с ростом хронической  задолженности по выплате заработной платы свидетельствует об экономической  бесполезности поддержания формально  полной «трудовой» занятости на производстве в ущерб эффективности труда.

Фактическая неконкурентоспособность  социалистической крупной промышленности является главной причиной распада  системы псевдонаемного труда, в  прежние времена организованного  по «научно обоснованному плану» и оплаченного в соответствии с таким же квазинаучным принципом  «вознаграждение по труду». Освобождаясь от тоталитарной зависимости, труд вступает в новые отношения с разгосударствленным  капиталом.

По мере расширения нового экономического пространства и под  давлением системного кризиса начались необратимые процессы эрозии стационарных структур профессиональной занятости. Из априорно пожизненной она становится дискретной, зависимой не от плана  набора кадров, а от реального спроса на квалифицированную рабочую силу.

Традиционная текучесть  кадров на предприятиях, в организациях и учреждениях все чаще превращается в добровольную незанятость и  субъективную безработицу, связанную  с проблемой выбора новой альтернативы. Она приобретает вынужденную  форму из-за несоответствия спроса и предложения на рынках труда, существующих ограничений трудовой мобильности  и миграции работников. Именно поэтому  временная незанятость и безработица  реабилитированы по закону, а поиск  оплачиваемой работы теперь рассматривается  как элемент экономической активности населения.

 

Переходная экономика  испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч бомжей и  других обитателей «дна» общества появились  на официальном рынке труда. Регистрация  безработных предоставила им возможность  легализации, они впервые получили социальный статус, а также право  на труд в соответствии с Законом  о занятости, включая профессиональное обучение, трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное  – социальные гарантии (пособия, материальную помощь).

И тем не менее вялотекущая  официальная безработица не оказала  решающего внимания на обострение ситуации в сфере занятости. В числе  наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности  оказались лица, ранее занятые  преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные  сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители  редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили  резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей  силы.

Узкоспециализированные работники научно-производственных комплексов «развитого социализма» занялись малым бизнесом, торговлей и торговым посредничеством, бытовым обслуживанием. За счет них в немалой степени заполнилась сфера предложения новаторского труда, получила развитие «зона» инновационной, как правило, рисковой предпринимательской деятельности. Но, даже обретя познания в бизнесе и производственный опыт рыночной экономики, многие из них утратили возможность использовать свой профессионально образовательный потенциал, сформированный в условиях коллективного труда. Очень часто содержание труда на новом месте работы было беднее, а переориентация занятий сопровождалась понижением в занимаемой должности, потерями заработка.

Одновременно с этим существенно  обогатилось содержание и возрос престиж ранее «рутинной» занятости. Десятки тысяч наемных работников, прежде совместно занятых в так  называемом общественном счетоводстве и делопроизводстве, работавших в  ручную или при помощи архаичных, традиционных для этой деятельности «орудий труда», в течение короткого  времени превратились в массовых пользователей персональных компьютеров, сложных информационных технологий и сетей, оперируя в работе дорогостоящими программами и оборудованием, системами  принципиально новых коммуникаций, создали собственные предприятия  аудита и консалтинга. В результате они переместились с периферии  общественного производства в самый  центр деловой активности. Резко  увеличился приток квалифицированных  кадров в привлекательные для  профессиональной занятости инфраструктуры.

 

В условиях растущей коммерциализации мотивационная география частного труда определяется его доходностью. Поэтому новый производительный труд расширил свои границы далеко за пределы, определенные теориями трудовой стоимости. Выходя из материального  производства, он проникает сферу  неординарного интеллектуального, творческого труда, в ранее дотационную  социальную и строго регламентированную бюджетную сферу. Буквально на глазах возникло предельно коммерциолизированная  и персонифицированная индустрия  информации, культуры, спорта и развлечения, мутиплицирующая и ставящая на «поток»  занятость лиц «свободных» профессий. Вместе с этим расширяется пространство эффективного приложения труда. Однако все острее встает вопрос: формируется  ли в условиях новой экономики  человеческий капитал, обеспечивающий эффективность производства и свободу  труда? Противоречивость преобразований в социально-трудовой сфере обуславливает  необходимость выяснения характера  изменений, происходящих на пути от государственной  регламентации занятости к свободному высокопроизводительному труду.

 

Социальная направленность политики государства

Политику государства  на рынке труда можно охарактеризовать как составную часть социальной политики. Социальная политика любого государства - одно из немаловажных направлений  его деятельности. Вопросы социальной политики в целом и политики на рынке труда, в частности, являются традиционными для государств, экономика  которых основана на соблюдении законов  рынка. Формирование социальных ориентиров развития общества неразрывно связано  с обеспечением социальной защищённости всех граждан. У личности нет более  надёжного защитника, чем государство.

Понятие «социальное государство» впервые применено в Конституции 1993 года. Введение данного термина  в текст Конституции подчёркивает обязанность государства проводить  определённую социальную политику и  нести ответственность за достойную  жизнь людей и свободное развитие всякого человека. Социальная деятельность государства возникла существенно  раньше возникновения понятия «социальное  государство». Государство никогда  не было только «ночным сторожем». Элементы социального государства существовали всегда, так как оно выполняло  некоторые «общие дела», но такие  элементы были нередко ничтожны и  незаметны. Стоящие пред социально  ориентированным государством трудности  связаны с тем, что государство  должно соблюдать баланс между свободной  экономикой и определёнными способами  воздействия на распределительные  процессы в духе справедливости, «выравнивания  социальных неравенств». Отказываясь от односторонней роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается дерзкое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства… Стараясь создать «общество всеобщего благосостояния», государство не может применять административно-командные средства. Его задача - применять такие экономические методы, как гибкое налогообложение и создание социальных программ.

Государство должно принимать  меры, чтобы сгладить остроту социального  неравенства, несмотря на то, что устранить  его совсем невозможно. Оно обязано  создавать социальную стабильность в обществе, обеспечивать социальную защищённость личности и нормальные условия для всех членов общества. Профессор Хропанюк В.Н. в своей  работе указывал на то, что вся функциональная деятельность государства обращена на достижение генеральной цели: блага  человека, его нравственного, материального  и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель  и защитник законных интересов личности

Информация о работе Занятость населения. Государственное регулирование занятости населения