ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические
основы занятости населения
1.1. Понятие занятости,
методы контроля 4
1.2. Органы федеральной
службы занятости, статистики
5
1.3. Проблемы
занятости населения в рыночной
экономике 9
2. Анализ ситуации
на рынке труда Верхнекетского района 15
2.1. Анализ численности
и состава занятого населения 17
2.2. Анализ численности
и состава безработных 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список используемой
литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
Занятость населения – одна
из актуальных социальных проблем
нашего района.
В мировой практике к настоящему
времени находит практическое
воплощение понятие активной
политики занятости как инструмента
подъема экономики и наиболее
полной реализации потенциала рабочей
силы, качество рабочей силы следует рассматривать
в контексте ее занятости. Роль активной
политики занятости заключается в том,
что она обеспечивает не только решение
экономических задач, но и социальных,
в том числе развитие трудовых ресурсов.
Занятость и профессиональный труд являются
необходимым условием и источником материального
и духовного богатства, профессионального
роста и качества рабочей силы. И, напротив,
пассивная политика занятости и, как следствие,
высокий уровень безработицы тормозят
развитие производительных сил страны.
Цели и задачи занятости населения
формируются исходя из складывающейся
ситуации на рынке труда Верхнекетского
района, характеризующейся превышением
предложения рабочей силы над
спросом на нее.
1.1.
ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ,
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Занятость – это деятельность
граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей,
не противоречащая законодательству
Российской Федерации и приносящая,
как правило, им заработок, трудовой
доход.
Гражданам принадлежит исключительное
право распоряжаться своими способностями
к производительному, творческому
труду. Принуждение к труду,
в какой – либо форме не
допускается, если иное не предусмотрено
законом.
Незанятость граждан не может служить
основанием для привлечения их к административной
и иной ответственности.
Правовые, экономические и организационные
основы государственной политики
содействия занятости населения,
в том числе гарантии государства
по реализации конституционных прав
граждан на труд и социальную защиту от
безработицы определяет Закон о Занятости
населения в Российской Федерации.
Контроль за исполнением настоящего
Закона осуществляется федеральным
органом исполнительной власти,
на который возложены функции по
контролю за соблюдением законодательства
Российской Федерации о занятости населения,
и иными уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти.
Ответственность за нарушение
настоящего Закона наступает
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
1.2.
ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ,
СТАТИСТИКИ
Единой федеральной системой
органов и учреждений является
федеральная государственная служба
занятости населения, деятельность
которой направлена на:
- оценку
состояния и прогноз развития
занятости населения, информирование
о положении на рынке труда;
- разработку
и реализацию программ, предусматривающих
мероприятия по содействию занятости
населения;
- содействие
гражданам в поиске подходящей
работы, а работодателям в подборе необходимых
работников;
- организацию
мероприятий активной политики
занятости населения;
- осуществление
социальных выплат гражданам,
признанным в установленном порядке
безработными, в соответствии с
Законом о занятости и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Работу федеральной государственной
службы занятости населения возглавляет
и организует федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по оказанию государственных
услуг в сфере содействия занятости
населения и защиты от безработицы.
Территориальные органы службы
занятости не являются структурными
подразделениями соответствующих
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления.
В структуру территориального
органа службы занятости населения
по Томской области входит 6 городских
и 14 районных центров занятости
населения.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИЗИРУЕМОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
(на примере
Верхнекетского районного центра
занятости населения).
Областное государственное учреждение
«Центр занятости населения Верхнекетского
района» (далее – Центр занятости) является
государственным учреждением, образованным
в соответствии с приказом Министерства
труда и социального развития Российской
Федерации от 11.09.2000 № 1000/61 – рк.
Центр занятости находится в
ведении Федеральной службы по
труду и занятости.
Основными задачами
Центра занятости являются:
- обеспечение
государственных гарантий в области
занятости населения;
- оказание
в соответствии с законодательством
Российской Федерации государственных
услуг в сфере содействия занятости
и защиты от безработицы, трудовой
миграции;
- участие
в организации альтернативной
гражданской службы.
Функции Центра занятости.
Центр
занятости осуществляет на территории
муниципального образования «Верхнекетский
район» следующие функции:
- разрабатывает
предложения по формированию
территориальных программ, предусматривающих
мероприятия по содействию занятости
населения и обеспечивает их реализацию;
- регистрирует
граждан в целях поиска подходящей
работы и безработных граждан.
Оказывает следующие
государственные услуги:
- содействие
гражданам в поиске подходящей работы,
а работодателям в подборе необходимых
работников;
- информирование
о положении на рынке труда;
- организация
профессиональной ориентации граждан
в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства,
профессионального обучения;
- профессиональная
поддержка, профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
безработных граждан;
- осуществление
социальных выплат гражданам, признанным
в установленном порядке безработными;
- организация
проведения оплачиваемых общественных
работ;
- организация
временного трудоустройства граждан,
особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы;
- социальная
адаптация безработных граждан на рынке
труда;
- содействие
самозанятости населения;
- выдача предложений
для получения работодателями заключения
о
целесообразности привлечения и использования
иностранных работников;
- содействие
гражданам в переселении для работы в
сельской местности;
- осуществляет
функции получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных на содержание
Центра занятости и реализацию возложенных
на него функций;
- составляет
и представляет в территориальный орган
проект сметы доходов и расходов Центра
занятости населения;
- участвует
в подготовке плана направления граждан
на альтернативную гражданскую службу;
- подготавливает
и представляет в установленные сроки
формы статистической, финансовой и бухгалтерской
отчетности в территориальный орган о
деятельности Центра занятости;
- организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение обращений граждан,
принимает по ним решения и направляет
заявителям ответы;
- осуществляет
в соответствии с законодательством Российской
Федерации работу по комплектованию, хранению,
учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности
Центра занятости;
- осуществляет
иные функции, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской
Федерации, Министерства, индивидуальными
правовыми актами Службы.
Права Центра занятости
Центр
занятости в целях реализации
своих функций имеет право:
- запрашивать и получать сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам,
отнесенным к компетенции Центра занятости;
- быть получателем бюджетных
и иных средств, распоряжаться
полученными финансовыми средствами
в соответствии с утвержденными
сметами доходов и расходов;
- взаимодействовать
на договорной основе с физическими и
юридическими лицами, участвующими
в реализации мероприятий по содействию
занятости населения.
Развитие
территориального органа
и государственных
учреждений службы занятости (центров
занятости населения).
Имущество
Центра занятости является федеральной
собственностью и находится в
оперативном управлении Областного
государственного учреждения «Центр занятости
населения Верхнекетского района». На
основании приказов руководителя Управления
ФГСЗН по Томской области и директора
Центра занятости населения ежегодно
проводится инвентаризация основных средств
и другого имущества, стоящего на балансе.
Для проведения инвентаризации директором
центра назначается комиссия, которая
в установленные приказом сроки проводит
инвентаризацию и предоставляет директору
центра на рассмотрение акт о результатах
инвентаризации.
За анализируемый
период недостач и излишков товарно-материальных
ценностей не обнаружено.
В 2007 г. численность
работников Центра занятости населения
Верхнекетского района, согласно штатному
расписанию, составила 15 человек, в том
числе МОП – 3 человека. Фактическая
численность – 15 человек, в том числе МОП
– 3 человека.
Затраты
на содержание центра занятости
за 2007 года составили 3360,1 тыс. рублей,
что на 20,5 % больше чем за аналогичный
период прошлого года (за 2006 г. – 2787,0
тыс. руб.). В расчете на одного работника
затраты составили 224 тыс. рублей, что также
на 20,5 % больше уровня прошлого года.
Фонд оплаты труда за 2007 год составил
1896,4 тыс. рублей, в том числе в среднем
на одного работника 126,4 тыс. руб., что
на 22,6 % больше уровня прошлого года.
Всего центр занятости населения
обслуживает 8 сельских и 1 городское
поселение района.
Для объективной оценки состояния рынка
труда и положения в области занятости
населения в Российской Федерации устанавливается
государственная статистическая отчетность.
Органы службы занятости обмениваются
на безвозмездной основе с
органами государственной статистики,
налоговыми органами, органами миграционной
службы и другими заинтересованными государственными
органами отчетной документацией и сведениями,
необходимыми каждой из сторон для выполнения
своих функций.
1.3.
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ
Проблемы занятости специфичны
для каждого города, региона, но
есть и проблемы общие –
отток молодежи в поисках достойного
заработка в областные центры;
массовые сокращения работающего
персонала на предприятиях; нежелание
местных жителей работать; низкие заработки,
не «дотягивающие» до уровня прожиточного
минимума…
Как эти проблемы решаются
службой занятости? Какие программы
реализуются в регионе? Каковы
их результаты?
В результате рыночных реформ
90 – х годов резко снизились государственные
заказы, которые привели к значительному
спаду промышленного производства. Предприятия
района оказались в критическом положении
и были поставлены в условия выживания.
Остро встал вопрос и о занятости
населения поселков Верхнекетского
района. Падение объемов производства
на предприятиях, массовые сокращения
работающего персонала привели к росту
безработицы, всплеску трудовой миграции.
Наиболее мобильная часть населения
(в первую очередь молодежь) с
целью применения своих деловых качеств,
в поисках достойного заработка стала
уезжать из некогда благополучных поселков
в областной центр. Этот процесс наносит
экономике Томской области серьезный
ущерб.
Для изменения ситуации необходимо
серьезно работать над созданием привлекательного
имиджа региона, над развитием экономики.
Существенную роль, в решении
вопросов социально - экономического
развития Томской области, включая
проблемы занятости и безработицы,
сыграли программы содействия
в трудоустройстве незанятых граждан,
организуемые службой занятости населения
совместно с органами местного самоуправления.