Занятость населения, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы.

Содержание

Введение 3.
ГЛАВА 1. Правовая характеристика понятия трудовая занятость 5.
1. Занятость и трудоустройство 5.
1.2 Государственная политика в сфере занятости 15.
ГЛАВА 2. Виды и формы занятости 20.
ГЛАВА 3. Система органов занятости 25.
3.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения 25.
3.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения 30.
Заключение 36.
Список использованной литературы 38.

Работа состоит из  1 файл

сам курсач предварительный .doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

      Введение                                                                                                      3.      

ГЛАВА 1. Правовая характеристика понятия трудовая занятость                 5.

    1.    Занятость и трудоустройство                                                                     5.

1.2    Государственная политика в сфере занятости                                        15.

ГЛАВА 2. Виды и формы занятости                                                                 20.

ГЛАВА 3. Система органов занятости                                                             25.

3.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения                                                                                           25.

3.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения                                                                                         30.

Заключение                                                                                                         36.                                                                                          

Список  использованной литературы                                                                38.                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в  мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем.

     Проблема  обеспечения занятости населения  в период перехода к рыночной организации  экономики является исключительно  актуальной и требует научной  разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

     На  сегодняшний  день можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Поэтому тема курсовой работы, на мой взгляд, является актуальной.

     Целью данной курсовой работы  является исследование правовой характеристики понятия трудовой занятости и ее  системы органов.

В рамках обозначенной цели представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:

-рассмотреть понятие трудовой занятости и государственную политику в сфере занятости;

- проанализировать  виды и формы занятости;

- рассмотреть систему органов трудовой занятости и выявить актуальные проблемы ее деятельности.

     Вышеуказанные задачи исследования определяют структуру  работы.

При написании  работы использовались тексты нормативных  актов РФ, научные комментарии  законодательства, учебная литература, монографии по исследуемой проблеме, материалы периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Правовая характеристика понятия трудовая занятость 

1.1. Занятость и трудоустройство

     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. [2, ст. 1]

     Занятыми  считаются граждане:

     работающие  по трудовому договору, а также  имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

     зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей;

     занятые в подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам;

     выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера, а также являющиеся членами  производственных кооперативов, артелей;

     избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

     проходящие  военную и иные виды службы (альтернативную и правоохранительную);

     проходящие  очный курс обучения в образовательных  учреждениях;

     временно  отсутствующие на рабочем месте по различным причинам;

     являющиеся  учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций (общественных, религиозных и др.). [2, ст.2]

     Отнесение этих категорий граждан к занятым означает, что в отношении них государство не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.

     К незанятым гражданам относятся:

     несовершеннолетние  нетрудоспособные граждане;

       пенсионеры;

     трудоспособные граждане. [2, с. 32]

     Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших  обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства содействующая их занятости.

     Определение правового статуса безработных  означает установление круга лиц, относящихся  к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

     В соответствии со ст. 3 Закона о занятости  безработными признаются граждане, которые:

а) трудоспособны;

б) не имеют  работы и заработка;

в) зарегистрированы в учреждениях службы занятости  в целях поиска подходящей работы;

г) ищут работу;

д) готовы приступить к ней.

     Эти пять признаков формируют понятие "безработный" и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным  признание гражданина безработным.

     Трудоспособность  граждан определяется их возрастом  и состоянием здоровья. С точки  зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие возраста 16 лет, а также те, которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона).

     Для принятия решения о признании  инвалида безработным он должен, наряду с прочими документами, представить  индивидуальную программу реабилитации, руководствуясь которой учреждения службы занятости будут подыскивать  ему работу.

     Отсутствие  работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых. [9, c. 33]

     Регистрация в учреждениях службы занятости  осуществляется на основании Порядка  регистрации безработных граждан  в следующей последовательности:

       первичная регистрация безработных граждан;

       регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

       регистрация граждан в качестве безработных;

       перерегистрация безработных граждан.

     Первичная регистрация осуществляется без  предъявления гражданами каких-либо документов в целях учета общей численности безработных для получения необходимой информации о потребностях в работе.

     Для регистрации в целях поиска подходящей работы граждане представляют документы: паспорт; трудовую книжку или иные документы  о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о заработке за последние три месяца по последнему месту работы; инвалиды - дополнительно индивидуальную программу реабилитации, на основании которых учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. При невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости. [7, c.15]

     Если  на этом этапе подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. При отказе в регистрации гражданин имеет право на повторное обращение через месяц. При этом мотивы отказа должны быть сообщены ему письменно.

     Перерегистрация безработных граждан проводится в сроки, установленные учреждениями службы занятости. Снятие с регистрационного учета производится в случаях:

 признания гражданина занятым;

 неявки в сроки, установленные учреждениями службы занятости, для предложения подходящей работы либо для перерегистрации;

переезда  в другую местность;

установления злоупотреблений со стороны граждан;

осуждения к наказанию в виде лишения  свободы;

назначения  пенсии по старости или за выслугу  лет. [9, c.34]

     Граждане, претендующие на получение статуса  безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.

     Наконец, безработный гражданин должен быть готов приступить к работе. Это  означает, что в момент регистрации  не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она будет ему найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно.

     Гражданин, признанный безработным, приобретает  специфические права и обязанности, позволяющие ему реализовать тот особый интерес, который связан с потребностью изменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности можно разделить на две группы - те, которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются только для определенных категорий безработных.[7, c.17]

     Основным  общим для всех безработных правом является право на получение помощи государства в поиске работы и  трудоустройстве. Для оказания безработным  такой помощи учреждения службы занятости  формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся:

 право на получение бесплатной информации от учреждений службы занятости (п. 5 ст. 15 Закона о занятости);

Информация о работе Занятость населения, понятие и виды