Занятость населения, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы.

Содержание

Введение 3.
ГЛАВА 1. Правовая характеристика понятия трудовая занятость 5.
1. Занятость и трудоустройство 5.
1.2 Государственная политика в сфере занятости 15.
ГЛАВА 2. Виды и формы занятости 20.
ГЛАВА 3. Система органов занятости 25.
3.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения 25.
3.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения 30.
Заключение 36.
Список использованной литературы 38.

Работа состоит из  1 файл

сам курсач предварительный .doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация продукции  на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к рыночной экономике, выдвигают принципиально новые требования к работникам - руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.

    Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить. [11, c. 113]

     Кроме того, как показывает практика, многие организации в условиях ужесточающейся конкуренции испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.

    Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов. [11, c. 113]

  Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.

  Целый ряд международных документов в той или иной степени регламентируют организацию и проведение профессионального обучения и предъявляют соответствующие требования к ее организаторам.

       Конвенция Международной организации  труда (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).

     Эта политика и программы должным  образом учитывают:

а) потребности, возможности и проблемы занятости  как на региональном, так и на национальном уровне;

б) стадию и уровень экономического, социального  и культурного развития;

в) взаимосвязь  между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными  и культурными целями (п. 2 той  же статьи).

       Эта политика и программы осуществляются  при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица создавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).

       Эта политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).

Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены  для медицинских, педагогических и  ряда других категорий работников. [8, c.68]

     Для рабочих определенных профессий  предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ.

     Так, квалификационные элементы предусмотрены  для работников транспорта, непосредственно  связанных с движением. Для водителей  утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 с последующими изменениями и дополнениями).

    Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам (руководителям, специалистам, рабочим), к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

     Организации переходят на новую технологию, выпуск новой продукции, меняют профиль  деятельности, в связи с чем  многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.

     Эти обстоятельства серьезно влияют на структуру  потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая приходила бы на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации. [8, c.69]

         В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включен раздел II, содержащий основные нормы, регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196—208). 416

     Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель имеет право:

1) определять  потребность в кадрах определенных  профессий квалификационного условия  для собственных нужд;

2) определять  необходимость профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров для собственных нужд;

3) проводить  профессиональную подготовку, переподготовку  и повышение квалификации работников, обучение их вторым. профессиям  в организации, а при необходимости  — в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

4) определять  с учетом мнения представительного  органа работников:

формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

перечень  необходимых профессий и специальностей;

5) заключать ученический договор (ст. 198 ТК РФ). В обязанности работодателя, входит:

1) проведение  повышения квалификации работников  в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;

2) создание  необходимых условий для совмещения  работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами.

Планы подготовки, переподготовки, повышения  квалификации кадров обычно прилагаются к коллективному договору.

   Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо среди основных прав работника (ст. 21 ТК РФ). Далее в Кодексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям (ч. 2 ст. 197).

     В прежнем законодательстве отсутствовало  указание на то, в какой форме  реализуется это право работника, на каком правовом основании возникают соответствующие отношения между обучающимися в организации и этой организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список цитируемых источников главы 3

     1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

          2. Федеральный  Закон РФ "О  занятости населения в Российской  Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 М., 2010

          3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от  30.12.2001  №197 ф-з. М., 2010

          4. Постановление  Правительства  РФ от 22.04.1997 г. N 458 о порядке регистрации  безработных граждан.

          5. Положение об организации общественных  работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. N 875

         6. Постановление Правительства РФ  от 21.10.2005 г. N 633

     7. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения. М.,2008.

           8. Трудовое право. (Учебное пособие) Шиян В.И. М.,2008.

          9. О.Ю. Сушкова . Рынок труда и занятости населения: Учебное пособие для студентов вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008.

           10. Трудовое право России. (Учебник) Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. М., 2008.

          11. Трудовое право Российской Федерации. (Учебно-метод. компл.) Никольский В.А. ЕАОИ; 2008г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В заключение представляется целесообразным сделать следующие обобщения и выводы.

     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Проблема  обеспечения занятости населения является исключительно актуальной, ведь безработица негативно влияет как на человека в частности, так и на общество в целом, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня, люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем.   И поэтому  требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

     Правовые нормы, регулирующие обеспечения трудовой занятости  населения образуют самостоятельный  комплексный институт, объединяющий нормы государственного, муниципального, международного, административного, финансового, гражданского, трудового права, а так же права социального обеспечения.

     Если  до недавнего времени правительство  России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

- программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих  мест;

- программы,  направленные на подготовку и  переподготовку рабочей силы;

- программы  содействия найму рабочей силы;

- программы  по социальному страхованию безработицы .

       Забота государства о достижении  в стране наиболее полной и  эффективной занятости является  важнейшим аспектом государственного  регулирования рынка труда, механизм  формирования которого будет  постоянно совершенствоваться применительно  к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Нормативные акты:

     1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

          2. Федеральный  Закон РФ "О  занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 М., 2010

         3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от  30.12.2001  №197 ф-з. М., 2010

          4. Постановление  Правительства  РФ от 22.04.1997 г. N 458 о порядке регистрации безработных граждан.

          5. Положение об организации общественных  работ, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 14.07.1997 г. N 875

         6. Постановление Правительства РФ  от 21.10.2005 г. N 633 

Информация о работе Занятость населения, понятие и виды