Занятость населения, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы.

Содержание

Введение 3.
ГЛАВА 1. Правовая характеристика понятия трудовая занятость 5.
1. Занятость и трудоустройство 5.
1.2 Государственная политика в сфере занятости 15.
ГЛАВА 2. Виды и формы занятости 20.
ГЛАВА 3. Система органов занятости 25.
3.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения 25.
3.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения 30.
Заключение 36.
Список использованной литературы 38.

Работа состоит из  1 файл

сам курсач предварительный .doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Указанные явления позволяют оценить способность  российского рынка труда к  саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в  использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в  этой сфере государством меры могут  быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

     В современных условиях государство  ограничивает свои обязательства оказанием  содействия в реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно  соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от 19.04.1991 г. с изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации".

     Государственная политика в области содействия занятости  определена ст. 5 Закона и направлена на:

развитие  трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

предупреждение  массовой и сокращении длительной (более  одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

координация деятельности в области занятости  населения с деятельностью по другим направлениям экономической  и социальной политики;

международное сотрудничество в решении проблем  занятости.

     Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости. [8, c. 26]

     В действующей Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы. Тем самым  на государство возлагается обязанность  проведения такой политики на рынке  труда, которая позволила бы реализовать  это абсолютное субъективное право личности.

Политика  занятости может иметь пассивный  и активный характер. Содержанием  пассивной политики является система  мероприятий по вовлечению в сферу  занятости лиц, потерявших работу и  желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.

     В целях проведения единой государственной  политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров РСФСР постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости, призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на всей территории России. В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324 и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. [8, c.27]

     Министерство  здравоохранения и социального развития, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, создает территориальные органы по вопросам занятости - управления Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства и наделяют необходимым имуществом.

Управления  совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта РФ. [8, c.27]

     Основными задачами Управления являются:

разработка  территориальной программы содействия занятости населения и организация работы по ее реализации центрами занятости населения;

определение основных направлений развития и  совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте РФ;

организация работы государственных учреждений службы занятости населения в  субъекте РФ;

организация работы по обеспечению государственных  гарантий и компенсаций безработным  гражданам.

Регулирование отношений в сфере занятости осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в развитие норм международного трудового права. [8, c.28]

     Основным  является Закон РФ от 19.04.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации". Данный закон определяет направления государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.

Кроме закона действуют:

     Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458 с изм. и доп.;

Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 14.07.1997 г. N 875 с изм. и доп. и  другие. 
 
 

Список  цитируемых источников

     1.  Федеральный  Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 М., 2010

     2. Рынок труда и занятость населения  К.Г. Кязимов. – М.: Перспектива, 2005г.

     3. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения. М.,2008. 

     4. Трудовое право. (Учебное пособие) Шиян В.И. М.,2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Виды и формы  занятости 

     Виды  занятости дают характеристику распределению  активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько  видов занятости. [11, c.112]

     Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально – квалификационный признак:

- стаж  работы;

- уровень  образования;

- степень  автоматизации труда. 

Характер  деятельности:

- личное  подсобное хозяйство;

- индивидуальная  трудовая деятельность;

- работа  на заводах и фабриках и  общественных организациях;

- служба  в армии;

- работа  за границей.

Тип класса и социальный слой:

- предприниматели;

- рабочие;

- управленческий  персонал;

- инженерно-технические  работники и служащие. [11, c.112]

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной  признак.

Форма организации труда. [11, c.112]

     Каждый  из выше перечисленных признаков  видов занятости реализуется  с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Виды  занятых граждан по общероссийскому  классификатору информации о населении:

1. Работающий на постоянной работе

2. Работающий на временной работе

3. Работающий на сезонной работе

4. Работающий по срочному трудовому договору

5. Неработающий

6. Безработный

7. Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости [11, c.113]

     Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного  рабочего дня), неполную и надомную занятость.

     Признак стабильности влияет на постоянную и  временную занятость 

     Полная  занятость – это состояние  на рынке труда, когда полностью  удовлетворяется потребность граждан  в труде.

     Неполная  занятость определяется как занятость  в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

     Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

     Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства. [11, c.113]

     Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная  занятость характеризуется как  занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким 

     Проблемы  частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления

     Растет  конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов  частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и  те кто, наоборот, поддерживают частичную  занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой. [8, c, 20]

     Во  многих странах стимулирование частичной  занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых

     Наиболее  острой проблемой для российского  рынка труда остается неэффективная  занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы). [8, c, 22]

Информация о работе Занятость населения, понятие и виды