Возрастная депривация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:07, реферат

Описание

Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог¬раничение возможностей удовлетворения жизненно важ¬ных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий¬ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 4
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 8
ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ 13
УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИ И СОВЛАДЕНИЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ 15
Понятие защитных механизмов 15
Происхождение психологических защит 17
Типы психологических защит 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ_Возростная_деприв.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

    Спецификой  становления детской системы  психологической защиты является то, что первоначально она проявляется за счет и на уровне двигательных (поведенческих) реакций при участии элементарных психических функций. Эти постепенно усложняющиеся автоматические изменения поведения, возникающие в ответ на травмирующие воздействия, раздражитель, впечатление, обеспечивают приспособляемость ребенка к новой жизненной ситуации. Поведенческие реакции экспрессивны, доступны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому не только позволяют осуществлять определенные изменения во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых. Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которых принимают участие, в первую очередь, психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные процессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних изменений — трансформации внутренней картины мира и образа самого себя.

    У большинства детей используются несколько видов защитных механизмов. Очень редко бывает так, чтобы ребенок выбрал один вид и прибегал исключительно к нему. Уход и отрицание характерны в основном для маленьких детей. А вот для защиты с помощью реактивного образования нужно быть более зрелым. Некоторые защитные механизмы дети осваивают, наблюдая за поведением родителей или братьев и сестер, но большинству видов защитного поведения ребенок научается непосредственно, познавая на собственном опыте, какие из них лучше всего помогают справиться с тревогой, не вызывая дополнительных осложнений.

Заключение

    В своей работе я попыталась рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возникающей вследствие лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

    О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных  детей, детей-сирот, на длительный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

    Сейчас  у нас много делается для детей, которые испытывают материнскую  депривацию в ее крайних формах, — для детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, интернатах. Но проблема начинает осознаваться и шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребенком за счет увеличения послеродового отпуска, перехода на пятидневку в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплату отцу, чтобы мать имела возможность не работать. 
 
 

Литература:

 

    1. И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова. Психология  депривированного ребенка.  Пособие  для психологов и педагогов.  М., «Владос». 2004.

    2. Ландгмейер Й., Матейчик З.  Психологическая депривация в детском возрасте., 1984.

    3. Выготский Л.С.// Собр.соч.: в 6 т.  М., 1983. Т.4.

    4. Выготский Л.С. Игра и ее  роль в психическом развитии  ребенка.  Вопросы психологии. 1996. № 6.

    5. Кле М. Психология подростка.  Психосексуальное развитие.           М., 1991.

    6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая  депривация в детском возрасте. Прага, 1985.

    7. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

    8. Пиаже Э. Психическое развитие  младших школьников. Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

Информация о работе Возрастная депривация