Возрастные кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Работа состоит из  1 файл

Возрастные кризисы.docx

— 586.99 Кб (Скачать документ)

Введение.

     В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается  с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы  связей человека с окружающей действительностью  и его отношения к ней, в  смене ведущей деятельности. В  отличие от кризисов невротического или травматического типа, они  относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального  поступательного хода психического развития. 

 
 
 
 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

     Кризис  в жизни это ситуация,  в  которой человек сталкивается с  невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения  препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными,  негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания,  глубинное понимание истинной ценности,  духовное  осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему  сотрудничества, то есть переход к новой ведущей деятельности.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром. 
 
 
 
 
 
 

Выделяют  основные кризисы  жизни человека:

  1. 1 год - у человека вырабатывается отношение к миру, с которым ему предстоит жить; к году он решает, стоит ли этот мир доверия, а окружающие - любви. 
  2. 3 года - ярко проявляются негативизм, упрямство, ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью; происходит осознание понятия «нет». 
  3. 7 лет - рождение социального «я» ребенка, обобщение переживаний; именно в этом возрасте обычно возникает комплекс неполноценности или ощущение собственной исключительности; происходит расставание с детской непосредственностью. 
  4. 12-14 лет - подросток становится агрессивным, переживает резкие перепады настроения, борется за самостоятельность; окончательно осознает себя представителем определенного пола; именно в этом возрасте впервые проявляются скрытые психические заболевания. 18-20 лет - окончательное расставание с детством, обретение самостоятельности; человек выбирает профессию, начинает борьбу за место в жизни. 
  5. 27-29 лет - начало зрелости, когда приходится приводить к общему знаменателю мечты и реальности; в этот период человек часто кардинально меняет образ жизни и сферу деятельности. 35-37 лет - кризис среднего возраста, когда человек ставит под сомнение все достигнутое; происходит переоценка ценностей; в этом возрасте человек часто начинает заниматься благотворительностью. 
  6. 53-55 лет - кризис предпенсионного возраста; человека пугает изменение социального статуса; многие начинают работать лучше, чем молодые; мужчины влюбляются в молоденьких девушек.  
  7. 65-67 лет - подготовка к смерти, или «узелковый период», когда человек собирает в узелок все достигнутое; человек существует как бы в двух мирах - здесь и там, обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве и даже любви.  
  8. 100 лет - футурологический кризис; усталость от жизни; понимание того, что отпущенный срок прошел, а продленная благодаря достижениям науки жизнь еще продолжается; ощущение пустоты и вероятность самоубийства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Кризис новорожденного

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни  ребенка. Рождение – это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь  человека носит печать пережитой  им при рождении травмы. 

Причины кризиса новорожденности:

- Физиологические  (рождаясь, ребенок физически отделяется  от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

- Психологические  (психика новорожденного ребенка  представляет собой набор врожденных  безусловных рефлексов, которые  помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и  сосательный рефлексы, защитные и  ориентировочные рефлексы. Некоторые  рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени  ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает  соленый, горький, сладкий вкус; реагирует  на звуковые раздражители. Важные события  в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать  на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с  ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает  взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки  и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления".

Комплекс  оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой  появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление  у ребенка потребности в общении  означает, что он в своем психическом  развитии переходит от новорожденности  в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возрастные кризисы