Возникновение и развитие классической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, реферат

Описание

Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и развитие классической социологии.docx

— 83.99 Кб (Скачать документ)

Говоря о методе социологии, П. А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно  наблюдать и измерить. Для этого  социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и  измерению.

2.2 Социальное взаимодействие  и его структура

В качестве исходной единицы  социологического анализа П. А. Сорокин  рассматривает «социальное взаимодействие», которые он подробно анализирует  в первом томе «Системы социологии», 1920г. Социальным взаимодействием он называет взаимодействие двух или большего числа индивидов и их комбинации. Вся общественная жизнь, все социальные процессы, от революции и мировой  войны до футуризма в искусстве, согласно П. А. Сорокину, являются комбинациями различных социальных взаимодействий.

Структуру социального взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:

Минимум двух индивидов, которые  вступают в акт взаимодействия и  этим обуславливают поведение друг друга.

Так называемых актов, то есть действий индивидов. Каждый акт является, с одной стороны, результатом  внутренней психической деятельности индивида, а с другой — стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у  других лиц. Акты П. А. Сорокин делит  на:

  • интенсивные и слабые,
  • мгновенные и продолжительные,
  • сознательные и бессознательные.

Проводников (материальных или  символических) действий индивидов. К проводникам П. А. Сорокин относит язык, письменность, живопись, музыку, орудия труда и войны, деньги, одежду, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Наличие тех или иных проводников изменяет характер социального взаимодействия, например, железные дороги и телеграфная связь сокращают социальное пространство и время взаимодействия. Наличие проводников даёт возможность оценить интенсивность социального взаимодействия, например, через количество писем, телеграмм в единицу времени на одного индивида на данной территории, количество библиотек, число участвующих в митингах и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается. (Аналогично Н.Д. Кондратьев выделял реальное или символическое выполнение «вещами» своих функций). Как отмечает П. А. Сорокин , если акты социального взаимодействия осуществляются и исчезают, то проводники могут накапливаться, образую вокруг взаимодействующих людей новую неприродную среду.

……..

2.3. Социальное пространство

Проблемы «социального пространства»  П. А. Сорокин исследует во втором томе «Системы социологии ». Социальное пространство — система общественных отношений, в котором человек  занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального  пространства, по аналогии с системой координат в математике. В качестве таких социальных координат П. А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. Человек может быть одновременно русским, православным, членом партии кадетов, журналистом по профессии, членом клуба любителей охоты  и т.д. То есть индивид оказывается  членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, социальное пространство, согласно П. А. Сорокину - это система  внутригрупповых и межгрупповых отношений индивидов. Для социолога, как считает П. А. Сорокин, одинаковое значение имеют и общественный класс, и кружок фотолюбителей.

П. А. Сорокин отвергает  как упрощённые попытки деления  общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Он даёт классификацию социальных групп  по многим признакам.

Прежде всего, группы бывают элементарные (выделенные по одному признаку — полу, возрасту, языку, профессии, доходам, вероисповеданию и т.д.) и кумулятивные (выделенные по нескольким признакам — классы, нации, народности, элиты). Первый уровень отношений в обществе — отношения между людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.

……..

2.4. Социальная стратификация  и социальная мобильность

Особую роль П. А. Сорокин  отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической  системе групп. Страты — это большие  группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности  и обязанностей в обществе (работа П. А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927).

Социальная стратификация  — разделение общества на страты. П. А. Сорокин считает социальную стратификацию  естественным свойством общества, а  общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную  иерархическую структуру.

Социальная мобильность - различные перемещения людей  из одной страты в другую. П. А. Сорокин  рассматривает два вектора мобильности  — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов  в пределах одной страты (смена  места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в  другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным  переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

Социальная мобильность  характеризует степень открытости или закрытости или общества в  целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для  количественной оценки этого явления  был предложен показатель индекса  мобильности / стабильности, который  характеризует соотношение числа  индивидов, занимающих мобильное и  стабильное положение в конкретном обществе или группе.

…….

 

11 
Отправной точкой для создания социологических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма. Аномия – это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

Таким образом, состояние  аномии возникает тогда, когда «старые  нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком  туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами  в поведении. В такие периоды  можно ожидать резкого возрастания  количества случаев девиации.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

Например, жизненный успех  для большинства американцев  превратился в культурно признанную цель. Для достижения успеха первостепенными  становятся такие факторы, как образование  и высокооплачиваемая работа. Проблема заключается в том, что не все  американские граждане имеют одинаковый доступ к средствам достижения успеха в жизни. Поэтому многие предпочитают добиваться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к  целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения –конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа.

12 
. Макс Вебер, его роль и значение в развитии социологии

        Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности. Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

             Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

          Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».1

        Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.2

2. Социологические концепции М.  Вебера

 

         Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителем М. Вебером (1864 – 1920 годы). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания : наук о природе ( естествознания ) и наук о культуре ( гуманитарного знания ). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, по этому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее.3 У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно – следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

           Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает  из их понимания предмета социологии.  М. Вебер отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как « общество », « народ », « человечество », « коллективное »,4 и т.д. они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием мотивации своих действий и рациональным поведением.  М. Вебер подчеркивал важность понимания социологов субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук      Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его  мнению опирается социологическое знание:

 

  1. требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражение самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.

 

  1. По этому социология не должна претендовать на что- то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых « научных прогнозов ».  Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола.

 

  1. социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сам интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

 

  1. Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. « Отнесение к ценностям кладет предел  индивидуальному произволу», - писал  М. Вебер.

                   

              Главным инструментом познания  у М. Вебера выступают «идеальные типы».5 «Идеальные типы». По Веберу, не имеют эмпирических  прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. « Идеальный тип, - писал Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее « типичных социальных фактов».               Идеальные типы – это предельное понятие, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как « капитализм», « бюрократизм», « религия » и т.д.

Информация о работе Возникновение и развитие классической социологии