Возникновение и развитие классической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, реферат

Описание

Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и развитие классической социологии.docx

— 83.99 Кб (Скачать документ)

История становления и  развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусственное отождествление социологии с догматами исторического  идеализма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определенный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение  проблем методологии и методики конкретных социологических исследований.

Большое значение для институализации социологии в качестве самостоятельной науки имеет формирование в ней слоя эмпирических исследований, сразу придавших этой науке ярко выраженный прикладной характер. Если Англия и Франция были зачинателями теоретической социологии, то США стали страной, давшей мощный импульс эмпирическим социологическим исследованиям, получившим соответствующее обеспечение. При достаточно широком распространении социологии в мире всегда имеет смысл говорить о доминировании определенных национальных школ, к каковым относятся американская, английская, французская, немецкая, итальянская школы социологии. В равной мере можно говорить о российской школе социологии, вобравшей в себя лучшие идеи западной социологии и придавшие ей свой национальный оттенок, но перенесшей сложные катаклизмы своего развития от оригинальных теоретических построений до полного разгрома в период тоталитарного режима. Идеологическая борьба этого периода достаточно больно ударила не только по деятелям культуры, но и по социологам. Но, так или иначе, в Советском Союзе складывались и укреплялись свои социологические службы, школы и направления. В университетах открылись факультеты, отделения и специализации, появились многочисленные центры и службы изучения общественного мнения, социологических социально-политических, социально-экономических исследований, которые в своей совокупности отчетливо демонстрируют тот факт, что отечественная социологическая мысль обрела, наконец, статус законной научной дисциплины, активна влияющей на общественную жизнь страны.

 


Основным направлением развития российской социологии в конце XIX века стал субъективизм, который можно рассматривать как новое течение в европейской социологии. Российский субъективизм оказал значительное влияние на развитие мировой социологии и дал много нового методологии социологического исследования. Наиболее яркими представителями субъективизма были Петр Лавров, Николай Михайловский, Сергей Южаков и Николай Кареев.[3]

Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор.

Лавров утверждал, что  в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, также  как в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то эпоху, но они находятся в другую.[3] Социология содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до некоторого момента по причине субъективной неготовности общества понять и принять их.

Субъективизм Лаврова  и всей российской школы определялся  тем, что он совершенно иначе, чем  представители западной социологии, смотрел на проблему взаимозависимости  и взаимовлияния человека и общества. По мнению Лаврова, индивид является реальной движущей силой общества. Хотя ход истории и определен  объективными законами, индивид по-своему интерпретируя исторический процесс ставит свои цели и средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Лавров отвечал, что личность всегда имеет право и обязанность изменить существующие формы, сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом.

Лавров был первым российском социологом, который дал определение предмету социологии. По Лаврову, «Социология есть наука исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны — все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой — не только уже существующие формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности и стремление осуществить свои общественные идеалы».

Николай Михайловский (1842—1904) — другой представитель субъективизма — утверждал, что коренная и ничем неизгладимая разница между отношением человека к человеку и человека к остальной природе, состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к определенной цели, тогда как во втором, цель эта не существует.[3] Различие между ними до того важно и существенно, что само-по-себе намекает на необходимость применения различных методов к «двум великим областям человеческого ведения». Мы не можем общественные явления оценивать иначе, чем субъективно.

К концу XIX века, российская социология утвердилась в системе общественных наук России, однако официальной поддержки со стороны государства и министерства народного просвещения так и не получила. В отличие от Европы и Америки, ни в одном университете России, социология не была включена в перечень изучаемых дисциплин.[1] Возникшие первые социологические объединения выступали в качестве общественных организаций, в основе которых лежали усилия и интересы отдельных энтузиастов. В целом, можно утверждать, что российская социология к началу XX века находилась на подъеме и обладала достаточно высоким потенциалом. К тому времени, такие социологи как Питирим Сорокинуже заявили о себе как о крупных теоретиках и получили международную известность, однако революция 1917 года резко изменила общественный строй России и отношение государства к науке.


Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии.

 

Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Наиболее близкой социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета исследования, каковым выступает целостная система.

 

В социальной системе  Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

 

На первой стадии человек  понимает природные явления как  результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления  объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей  стадии человек занимается наблюдением  природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

 

Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического  прогресса. Первая - теологическая (древность и до XIII в.). Вторая - метафизическая - охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей - позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».

 

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

10 
.1. Российский период его жизни и деятельности

Человеком, внесшим наибольший вклад в развитие социологической  мысли XX века, можно назвать Питирима Александровича Сорокина. Наследие П.Сорокина огромно. Он автор более полусотни  книг, которые переведены почти на все языки мира, и только на русском  языке сборник его работ вышел  лишь в 1992 году. П.Сорокин родился в России (Коми край), 23 (4) февраля 1889 в с. Турья Вологодской губернии в семье ремесленника. Здесь он провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была по национальности коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П.Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Окончил юридический факультет  Санкт-Петербургского университета в 1914 году, и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 — приват-доцент). Среди его учителей был известный  социолог М.М.Ковалевский. В 1914 году Сорокин  опубликовал свой первый труд «Преступление  и кара, подвиг и награда». Социологический  этюд об основных формах общественного  поведения и морали. Решающее влияние  на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин  называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара…  преступность рассматривается как  результат принципиальной разнородности  и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

Революция 1917 года прервала его научную и преподавательскую  работу. Он включается в политическую деятельность, сотрудничает с Временным  правительством, редактирует эсеровские газеты. С 1906 по1918 П.А. Сорокин член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался  арестам. После Февральской революции  депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам.

В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним  из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором  социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В это время П.Сорокин издает двухтомную работу «Система социологии».

В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных  исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах.

В 1922 году П. Сорокин в числе  лучших представителей русской творческой интеллигенции был выслан из России без права возвращения.

1.2. Американская карьера  социолога

Из Германии перебрался в  Прагу, где провел около года, успев  издать брошюру и несколько статей о положении в России. В конце 1923 г., получив приглашение от видных американских социологов Э. Хэйса и Э. Росса, Сорокин выехал в США для чтения лекций в Иллинойсском и Висконсинском университетах.

Сорокин прибыл в Америку  в возрасте 34 лет, будучи уже признанным и в России, и в Европе социологом, автором нескольких книг и множества  статей. В США, напротив, он был почти  никому не известен. Его прошлые  научные заслуги никого не интересовали, приходилось все начинать сначала. В этом смысле положение Сорокина, как и других русских ученых-иммигрантов  в США, было в чем-то похоже на условия  жизни ученых- гуманитариев, оставшихся в Советской России. И здесь нет никакого преувеличения. У Сорокина в Америке не было ни постоянной работы, ни денег, ни жилья.

Благодаря своей активности, П. Сорокину удалось привлечь к себе внимание именно как к социологу. В 1924 г. он получает должность профессора социологии в университете штата  Миннесота, далеко не самом престижном в США, но обеспечившем Сорокину благоприятные  условия для работы.

В университете Миннесоты  же он встретил теплый прием, дружелюбие, вообще характерные для американской глубинки.

……….

Вывод:

К ученому такого масштаба неприменимы однозначные оценки. Значение творчества Сорокина для современной  науки и культуры точно выразил  Д. Липский: "Концепция Сорокина самодостаточна, т. е. содержит в себе ответы на все вопросы, которые мы в состоянии поставить перед собой сегодня и в относительно недалеком будущем. Это не означает, что концепция содержит готовые ответы на все случаи жизни. Она дает больше - метод анализа социальных явлений и инструмент для уменьшения прогностической неопределенности. Для современной науки концепция Сорокина как костюмчик на вырост: знаем, что есть, но когда еще станет впору!"

Написав свои замечательные  книги и создав научную школу, профессор Гарвардского университета Питирим Сорокин приобрел мировую  известность. Лишь на родине о нем  знали как об отрицательном персонаже  двух-трех ленинских статей. После  долгих десятилетий непризнания  и забвения труды Сорокина переиздаются теперь и в России. В Москве под  названием "Дальняя дорога", а  в Сыктывкаре - "Долгий путь" вышли  в свет переводы его читающейся, как увлекательный роман, автобиографии.

В работе «Система социологии » П. А. Сорокин даёт следующее  определение: « Социология представляет науку, которая изучает жизнь  и деятельность людей, живущих в  обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П. А. Сорокин выделяет три аспекта  изучения общества, а именно, с точки  зрения:

  • его строения и состава
  • данных в нем процессов или его жизнедеятельности
  • происхождения и развития общества и общественной жизни.

Социологию П. А. Сорокин  разделяет на:

  • теоретическую;
  • практическую.

Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в  соответствии с поставленными целями.

Информация о работе Возникновение и развитие классической социологии