Возникновение и развитие классической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, реферат

Описание

Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и развитие классической социологии.docx

— 83.99 Кб (Скачать документ)
  1. Возникновение и развитие классической социологии.

 
Историю социологии принято начинать с момента введения в научный  оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило  до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Первый шаг в создании новой  науки об обществе сделал О.Конт (1798–1857). Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии. Однако О.Конт не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Период с 30-х гг. ХIХ  в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии – это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов.

О.Конта можно рассматривать  как одного из представителей эволюционно-органического направления в социологии. Социальная эволюция в школах органического направления рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.

Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер (1820–1903). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного  отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название  “социального дарвинизма”.

Г.Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности  социологии как науки. Социология, по Спенсеру, возможна уже потому, что  общество – часть природы и  подчиняется закону “естественной  причинности”. Задача социологии, по Спенсеру, – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.

В центре социологической концепции  Г.Спенсера – теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

Огромное влияние на обществоведение  ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895).

Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического  процесса, его объективных закономерностей. Согласно марксизму, процесс перемен  в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс  рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и  тенденциями как источник и движущую силу развития. С него начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

Источник перемен, по Марксу, находится  в самом обществе, прежде всего, в  противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических  формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.

В конце ХIХ в. органическая концепция общества, согласно которой социальные явления объяснялись исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилосьпсихологическое направление, которое можно разделить на три течения:индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841–1913) – американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855–1931) – американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871–1938) – социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843–1904) – французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс; Гюстав Лебон (1841–1931) – французский социальный психолог, антрополог и археолог.

Л.Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.

По мнению Ф.Гиддингса, социология – это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.

У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к  действию одного или нескольких инстинктов.

Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).

При этом “универсальными” социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются “законы подражания”.

Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства.

Важное место в работах учёного  занимали проблемы “толпы” и “расы”.

Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский  учёный Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он доказывал, что общество – то реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием”. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием.

Центральной в творчестве Э.Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

К классикам социологии следует  отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето(1848–1923). В.Парето придерживался позитивистской концепции науки об обществе и полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин – права, политэкономии, политической истории, истории религий и др.

В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования.

Одной из центральных идей В.Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно  нарушаемого и восстанавливаемого равновесия.

Теория элит стала наиболее значительной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.

Важную роль в становлении и  развитии классической социологии сыграла  так называемаяформальная социология. К ней относились Вильгельм Дильтей (1833–1911), Георг Зиммель (1858–1918), Фердинанд Тённис (1855–1936) и Леопольд фон Визе (1876–1969). Формальная школа в социологии представляла собой антипозитивистское направление, которое в противовес естественнонаучному “объяснению” культурно-исторической реальности предложила “понимание” исторических явлений в обществе. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания.

Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864–1920). Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть “понимающей”, т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить.

Важной составляющей теории социального  действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип – это “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции” (“ремесло”, “капитализм”, “церковь”, “хозяйство”), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Учёный разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый).

К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А.Сорокина обычно называют русско-американским социологом.

Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У П.А.Сорокина речь идёт о “психо-рефлекторном” взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление (“социальная клеточка”), из которого образуются более сложные общественные явления.

П.А.Сорокин подразделял  социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей (их поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов.

Практическая  социология – это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.

Центральным понятием системы П.А.Сорокина является “ценность”.

Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конституирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.

Значительный вклад  внёс П.А.Сорокин в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты(слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д.

П.А.Сорокин выделял  три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что  социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в  себя социальные перемещения не только индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что  создано или видоизменено человеком.

Информация о работе Возникновение и развитие классической социологии