Возникновение и развитие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание

Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3стр.
1. Возникновение и развитие социологии……………………………5стр.
2. Объект и предмет социологии……………………………………...7стр.
3. Структура социологического знания……………………………...9стр.
4. Функции социологии в обществе…………………………………11стр.
Заключение……………………………………………………………12стр.
Список использованных источников………………………………..13стр.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..…3стр.

1. Возникновение и развитие социологии……………………………5стр.

2. Объект и предмет социологии……………………………………...7стр.

3. Структура социологического знания……………………………...9стр.

4. Функции социологии в обществе…………………………………11стр.

Заключение……………………………………………………………12стр.

Список использованных источников………………………………..13стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.

На самом же деле социология – это серьезная наука. Даже при изучении социологии в ВУЗах, далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.

Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей, т.к. приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Вот поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

 

Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны очень давно – ещё на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Вместе с тем эти идеи носили чаще всего умозрительный характер, их создатели опирались в своих выводах не на строгие научные исследования, а на сугубо личные субъективные наблюдения. И хотя нередко эти наблюдения были очень точными и глубокими, считать их социологическими, конечно, нельзя. Современные исследователи справедливо полагают, что идеи и теории об обществе и его развитии, высказанные до возникновения современной социологии, представляют собой, скорее, социальную философию, но не социологию.

Причины появления социологии:

      Объективные причины: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации.

      Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных знаков); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностью и организаций.

Необходимо напомнить, что время возникновения социологии (середина XIX в.) было насыщено негативной социальной энергией: в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.

Одним из первых пришёл к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал своё мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О. Конт считается основоположником социологии.

Во второй половине XIX – начале XX в. Ученики и последователи О. Конта (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие) заложили теоретические основы науки, бурное развитие которой происходило уже в XX веке. Заметный вклад в развитие социологии внёс основоположник теории научного коммунизма К. Маркс. Русские исследователи (М. Бакунин, П. Лавров, Н. Михайловский, П. Сорокин и другие) сформулировали концепции, получившие дальнейшее развитие в трудах их последователей. Социологические теории XIX - начала XX в. не утратили актуальности сегодня.

Современная социология, во многом опирающаяся на труды своих великих предшественников, продолжает развивать идеи, высказанные О. Контом (неопозитивизм), Г. Спенсером (неоорганизмизм), М. Вебером (понимающая социология). Вместе с тем в XX веке возникли и принципиально новые школы и направления, внёсшие заметное своеобразие в изучении социальной реальности (структурный функционализм Т. Парсонса, феноменология А. Шюца, П. Бергера, теория обмена Дж. Хоманса  и другие).

На рубеже XX – XXI вв. начался новый этап развития социологии, связанный с попытками разрешения возникших в ней проблем и направленный, в частности, на создание единой интегрированной социологической теории, объединяющей в себе все научные достижения прошлого.

 

2.     ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

Объектом исследования науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Все объекты окружающей действительности существуют объективно, т.е. вне человека, не зависимо от его желаний, чувств, воли и сознания. Т.о. объект науки - часть реально существующей, окружающей действительности. Предмет исследования науки, существует только благодаря наличию исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. При определении предмета исследования, абстрактно выделяется одна или несколько сторон изучаемого объекта. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько различных предметов изучения. При этом сам объект не содержит никакого предмета исследования. [2]

Для социологии объектом является общество. Общество - это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность. Общество является объектом изучения самых разнообразных наук, у каждой из которых существует свой предмет исследования. Особенность предмета социологии заключается в мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. По Э. Дюркгейму - социология - наука об институтах, их генезисе и функционировании. По Г. Зиммелю, социология это наука, изучающая отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными. По М. Веберу, социология есть наука, стремящаяся понять социальное действие, объяснить причины его возникновения и функционирования. Для П. Сорокина социология - наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. Э. Гидденс считал, что социология должна изучать социальную жизнь человека, групп и обществ. Для Н. Смелзера социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Т.о. существует множество различных определений социологии и множество подходов к определению предмета социологии.[3] Мы будем ориентироваться на определение предмета социологии С. Фроловым: социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Социальная структура общества это взаимное расположение индивидов и групп в обществе, и их взаимосвязи (взаимные контакты, действия и взаимодействия, между различными элементами социальной структуры). Основными условиями существования социальных структур являются окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

К фундаментальному направлению в социологии принято относить микросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория - теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.

Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.[4]

Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания - теории среднего уровня. Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов. В каждой из групп содержится множество теорий среднего уровня. Узкоспециализированные теории среднего уровня разрабатывают собственный понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования, обобщают полученные данные и соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В дальнейшем их данные используются теоретиками, развивающими фундаментальный уровень социологического знания.[5]

 

 

 

 

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕ

 

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования.

1. Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2. Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.

3. Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.

4. Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает  прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.

5. Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в

Информация о работе Возникновение и развитие социологии