Управление занятостью населения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:33, реферат

Описание

Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица».

Содержание

В ВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Современное понимание занятости населения
1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости
в России
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТ А
ГСЗН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в
регионе
2.2. Мониторинг рынка труда и оценка социальной эффективности
деятельности Департамента ГСЗН Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

1реф.docx

— 132.09 Кб (Скачать документ)

         Министерство общего и профессионального Образования Свердловской области

                   Управление образования Администрации города Екатеринбург

                         Отдел образования Администрации Кировского района

                                    Средняя общеобразовательная школа № 36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Управление занятостью населения  в регионе на "примере  Свердловской области»  
 
 
 
 

                                             
               

                                                    
               
               
               
               

                                              
               
               
               
               

                                           
 
 
 

                                        Екатеринбург 2009 

                                                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

      В ВЕДЕНИЕ  

1. ЗАНЯТОСТЬ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  НА

      РЕГИОНАЛЬНОМ  УРОВНЕ  

      1.1. Современное понимание занятости  населения  

       1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости

      в России  

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТ А

      ГСЗН  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в

      регионе  

    2.2. Мониторинг  рынка труда и оценка социальной  эффективности 

      деятельности  Департамента ГСЗН Свердловской области   

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической  системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и  т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих  в рыночной экономике, прямо или  косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке  труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда  играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается  ее полезность и общественная значимость.                                           Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица». Важнейшим показателем развития рынка труда является уровень занятости населения. Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности1.

  Проблема  занятости населения является сегодня  одной из важнейших как на федеральном, так и на региональном и муниципальном  уровне. Это связано с тем, что  занятость населения характеризует  то, насколько эффективно граждане страны вовлечены в трудовую деятельность, насколько рационально и полно  используется имеющийся у них  трудовой потенциал. Без эффективной  занятости невозможно продвижение  России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высококвалифицированная мобильная сила, заинтересованная в результатах производства и обеспечённая устойчивой занятостью.

    Таким образом, занятость населения занимает особое место в системе

рыночных  
 

отношений.  
 

Большинство  
 

экономических,  
 

социальных,

демографических явлений, протекающих в рыночной  
 
 

 

1 Основы муниципального управления/ под ред. Б.В.Зотова. М., 2007.

 

экономике, прямо  или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке  труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, занятость  играет важную роль в системе воспроизводства. Именно в сфере занятости населения  происходит купля-продажа рабочей  силы, оценивается ее полезность и  общественная значимость.

    Актуальность работы. Сегодня потребность в изучении и совершенствовании политики занятости, процессов государственного регулировании рынка труда в России и ее регионах значительно возрастает в связи с экономическим кризисом и обозначившимися негативными тенденциями в трудовой сфере. Это справедливо и для Свердловской области, в которой состояние рынка труда и занятости населения в связи с экономическими проблемами по сравнению с 2007 годом заметно ухудшилось. В этой связи повышается актуальность совершенствования механизмов управления занятостью населения в регионе.

      Цель  работы - исследовать систему организации управления занятостью населения в Российской Федерации и опыт управления рынком труда на уровне Свердловской области.

    Задачи  работы:

      1) исследовать научную литературу, материалы периодики по теме  работы и данные официальной  статистики рынка труда в России  и Свердловской области; 

      2)  охарактеризовать  нормативно-правовые  и  организационно-

институциональные основы управления сферой занятости  населения в России;

          3) провести анализ управления рынком труда и регулирования сферы занятости в Свердловской области на примере работы Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области;

     Объект  исследования - рынок труда и занятости населения в России и Свердловской области в условиях кризиса.

     Предмет исследования - деятельность Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области в сфере регулирования рынка труда и занятости населения в условиях кризиса.

 

     Основные  методы исследования, использованные в работе: описательный, нормативно-правовой, статистический, институциональный.

     Структура работы включает в себя введение, три главы основной части, заключение, список использованной литературы и четыре приложения.

 

           1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ НА

          РЕГИОНАЛЬНОМ  УРОВНЕ

                           1.1. Современное понимание занятости населения

 
     Одним из важнейших показателей рынка  труда является занятость. К настоящему времени и в литературе пока не выработано единое определение занятости.

     Наиболее  взвешенным является понимание трудовой занятости как занятости граждан  в сфере общественного и личного  труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение  заработка (трудового дохода) или  иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели2.

     Согласно  СТ.1 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации», понятие занятости толкуется применительно к каждому отдельному гражданину. Занятость - это деятельность гражданина:

    - связанная с удовлетворением его личных, а также общественных

потребностей;

    - не противоречащая законодательству Российской Федерации;

    - приносящая ему, как общее правило, заработок, трудовой доход3.

     Законодательство  России декларирует право граждан  самостоятельно распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, т.е. обеспечивать себе занятость. Еще шире это право изложено в статье 37 Конституции РФ, в которой говорится, что труд свободен. И каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

 
 

2 Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России / под общ. ред. О.М. Медведева: Учебник. М.: МГИУ, 1999. С.24.

3 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». М.: Гарант, 2006.

 

     Важно отметить, что в настоящее время (в отличие от советского периода) никто не обязан быть занятым, т.е. человек волен сам выбирать работать ему или не работать. В России отменены санкции за тунеядство. В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закреплено очень важное для многих граждан положение о том, что незанятость не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

      В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане:

      1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных  работ (кроме граждан, для которых  общественные работы являются  подходящей работой);

    2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

      3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

      4) выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание  услуг, в том числе по договорам,  заключенным с индивидуальными  предпринимателями, авторским договорам,  а также являющиеся членами  производственных кооперативов (артелей);

      5) избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность; 

      6) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних

дел Государственной  противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

 

7) проходящие  очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

      8) временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью,  отпуском, переподготовкой, повышением  квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом  на военные сборы, привлечением  к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе, исполнением  других государственных обязанностей  или иными уважительными причинами; 

      9) являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей  (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав  в отношении этих организаций. 

Наряду с занятыми в экономике всегда присутствуют безработные. Безработным считается человек, не имеющий работы, но желающий и способный работать. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые:

    1. Не имеют работы и заработка;
    2. Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

Информация о работе Управление занятостью населения в регионе