Управление занятостью населения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:33, реферат

Описание

Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица».

Содержание

В ВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Современное понимание занятости населения
1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости
в России
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТ А
ГСЗН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в
регионе
2.2. Мониторинг рынка труда и оценка социальной эффективности
деятельности Департамента ГСЗН Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

1реф.docx

— 132.09 Кб (Скачать документ)

вквалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей

рынка;

           - повышение эффективности активных мер на рынке труда; организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.

     Основная  цель функционирования Департамента государственной  службы занятости населения Свердловской области - развитие на территории региона  эффективного и цивилизованного  рынка труда, гармонично сочетающего  интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего  наиболее полную и продуктивную занятость  и поддержание высокого уровня доходов  населения; снижение уровня молодежной безработицы; адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности.

      Департамент  государственной  службы  занятости  населения

Свердловской  области имеет развернутую структуру. Она включает в себя целый ряд  подразделений.

     В подчинении Департамента ГСЗН Свердловской области находится 56 государственных  управлений занятости населения  в муниципальных образованиях области, а также районных отделений ГУ «Екатеринбургский центр занятости».

     В настоящее время Департамент  ГСЗН Свердловской области на региональном уровне является центральным звеном в цепочке взаимодействия Центрального аппарата Федеральной службы по труду  и занятости населения России, объединений работодателей, профсоюзов, НКО и других организаций, осуществляющих мероприятия по развитию рынка труда  и содействию занятости населения  в России.

     Характер  этого взаимодействия и центральная  роль Департамента ГСЗН Свердловской области в нем наглядно представлены на рис.1.

Играя роль интегратора усилий по регулированию  рынка труда в регионе, Департамент  государственной службы занятости  населения Свердловской области  осуществляет аналитическую, прогностическую, плановую и проектировочную функции. Он анализирует состояние рынка  труда в регионе на основании  сводных данных, поступающих от управлений занятости населения на местах (в муниципальных образованиях и районах г.Екатеринбурга), разрабатывает научно-обоснованные прогнозы развития рынка труда Свердловской области в целом и его отдельных сегментов, принимает активное участие в разработке про грамм и планов развития сферы труда, улучшения структуры занятости населения, решения вопросов трудовой миграции и т.д.

     

 
 

 

 
 

 

 

 

 
 

 
 
 

       Рис. 1. Место Департамента ГСЗН Свердловской области в схеме взаимодействия различных субъектов в сфере  труда и занятости населения 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.  Мониторинг  рынка  труда  и  оценка  социальной

    эффективности деятельности Департамента ГСЗН Свердловской области

 
      Основная цель функционирования Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области - развитие на территории региона эффективного и цивилизованного рынка труда, гармонично сочетающего интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость и поддержание высокого уровня доходов населения; снижение уровня молодежной

 

безработицы;

 
 

адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой

 

деятельности.

      Оценить, насколько эффективно решаются эти  задачи, каковая социальная эффективность  работы Департамента ГСЗН по Свердловской области позволяют данные о динамике рынка труда и занятости населения  в регионе. При этом в основе анализа  должны лежать следующие базовые 

критерии:

      1) Первый критерий - результат, достигнутый относительно поставленной цели, актуальной для ситуации на рынке труда региона (качественный критерий).

      2) Второй критерий - сопоставление полученных результатов с затратами на их достижение (количественный критерий).

В соответствии с Территориальной программой содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы6, основными направлениями развития рынка труда в регионе на сегодняшний день являются:

- развитие эффективного и цивилизованного рынка труда,

обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость  и поддержание высокого уровня доходов  населения,

     - предупреждение и смягчение негативных  явлений и конфликтов в социально-трудовой  сфере. 

                                                                                                                                      

6Постановление Правительства Свердловской области от 7 февраля 2006 г. N 110-ПП «О территориальной про грамме содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы» // СПС «Гарант».

          Насколько социально эффективной осуществлялась реализация этих направлений в деятельности Департамента ГСЗН по Свердловской области в 2007-2008 годах можно судить по данным мониторинга рынка труда. При этом следует учитывать, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом условия работы Департамента существенно ухудшились вследствие экономического кризиса, который повлиял на общую динамику развития рынка труда и усугубил проблемы, существовавшие в нем.

     Прежде  всего, следует рассмотреть эффективность  работы Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области в 2007 году. Этот год, как было показано выше, в целом был успешным для региона: наблюдался рост показателей производства, улучшался предпринимательский климат, были созданы условия для поступательного развития рынка труда.

     На  фоне позитивного воздействия ряда экономических и социальных факторов Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области вполне успешно решал  задачи по снижению уровня безработицы, обеспечению прав безработных граждан  на материальную поддержку в период временной потери работы, трудоустройству  безработных граждан.

     Так, согласно официальной статистике Департамента ГСЗН по Свердловской области, за период с января по декабрь 2007 года в государственные  учреждения занятости населения  Свердловской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 239,8 тыс. человек, что на 2,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2006 года (245,9 тыс. чел.) (рис.1).

 
 

 

 

 

        Рис.1. Динамика числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, 2006-2007 гг.

 

Таким образом, в 2007 г. обозначилась четкая тенденция  сокращения числа лиц, обращающихся за содействием в поиске работы в  органы занятости населения региона. Это было связано с тем, что  меры, предпринимавшиеся Департаментом  ГСЗН по Свердловской области, способствовали снижению остроты проблемы трудоустройства  в регионе.

     Данные  внутреннего учета центров занятости  Свердловской области показывают, что  основными категориями граждан, которые обращались в 2007 году за помощью  в органы занятости, были:

     - граждане, работающие по профессии  рабочего (l 07,4 тыс. чел., 44,8% от числа обратившихся);

     - граждане, работающие на должности  специалиста или служащего (40,8 тыс. чел., 17,0% от числа обратившихся);

     - граждане, ранее не работавшие, ищущие  работу впервые (91,6 тыс. чел., 38,2%) (рис.2).

 

 

 

 
 
 
 

Рис.2. Структура лиц, обратившихся за помощью в службы занятости                                          Свердловской области в 2007 г

 

При этом, как свидетельствует статистика, наиболее уязвимыми категориями  граждан на рынке труда в 2007 году были лица с низким уровнем профессиональной квалификации (рабочие), а также лица, не имеющие опыта работы в прошлом. Что же касается прочих категорий  граждан, то ситуация с их трудоустройством в целом в области в 2007 году была достаточно благополучной, чем  и объясняется низкий процент  их обращаемости за помощью в органы службы занятости. Доля граждан с  высоким уровнем образования, профессиональной квалификации, то их доля среди лиц, обращающихся за содействием в поиске работы, относительно невелика (17%).

    Эти данные свидетельствует о том, что в 2007 году в Свердловской области в целом была сформирована ситуация эффективной занятости высокообразованной части населения.

    Несколько по-иному видится ситуация с точки зрения гендерной структуры занятости. Как показывают данные за 2007 году, в числе граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы 54,1% составили женщины. Таким образом, безработица в регионе в 2007 году имела более «женское» лицо, т.к. доля мужчин среди безработных была почти на 10% меньше, чем доля женщин.

При этом по сравнению  с 2006 г. ситуация в сфере занятости  женщин

немного, но незначительно  ухудшил ась (удельная доля женщин среди  безработных выросла в 2007 году на 0,2%).

     Высокий процент обращений женщин в связи  с проблемой трудоустройства  объясняется не столько неэффективностью работы Департамента ГСЗН, сколько  общим положением в сфере труда  в России и стойким предубеждением работодателей против принятия на работу женщин (считается, что женщины менее  эффективны в работе, т.к. обременены заботами о семье, детя~, у них более высок про цент пребывания на больничных, в отпусках по уходу за детьми и др.).

     Среди всех граждан, вставших на учет в органы службы занятости Свердловской области  в 2007 году почти треть, как и в 2006 году, составили лица, которые  уволились с прежнего места работы по причине текучести кадров (30,6%). Доля лиц, уволенных из организации  в связи с ее ликвидацией либо сокращением численности или  штата, в 2006-2007 году в Свердловской области  была относительно невелика и составляла:

    - в 2006 году 6,3%;

    - в 2007 году 4,7% (рис 3).

     При этом в 2006-2007 году на рынке труда в структуре увольнений работников обозначились позитивные процессы, в частности, доля лиц, увольняемых в связи с ликвидацией организации или сокращением численности персонала, начала ощутимо снижаться. Годовая динамика снижения показателя в 2007 году составила -1,6%, что можно было считать очень позитивным явлением.

 

 

 
 

Рис.3. Динамика ситуации в сфере занятости отдельных  категорий граждан в Свердловской области в 2006-2007 гг.

 
 

Однако на фоне в целом стабильного развития рынка труда региона уже в 2007 году обозначился ряд негативных явлений, которые в условиях кризиса 2008 года получили в дельнейшем свое развитие.

Развитие рынка  труда региона вплоть до начала 2008 года давало надежды на успешную реализацию этих оптимистичных показателей. В  целом уровень безработицы по Свердловской области на 1 января 2008 года

составил 6,0%, что на 0,7% ниже, чем на 1 января 2007 года (6,7%). В начале 2008 года рынок  труда России жил ожиданиями дальнейшего  роста. Однако разразившийся в середине года мировой финансовый и экономический  кризис нарушил сложившиеся позитивные тенденции в сфере занятости.

     Сейчас  аналитики говорят о том, что  финансовый кризис больно ударил по рынку  труда нашей страны. В России впервые  за несколько последних лет начались активные сокращения работников, в  некоторых отраслях они приобрели  массовый характер. Особенно остро  кризис коснулся металлургии и различных  отраслей промышленного производства, что не замедлило сказаться на рынке труда Свердловской области - региона с ярко выраженной промышленной специализацией.

     По  данным Департамента государственной  службы занятости населения Свердловской области за период с января по сентябрь 2008 года в государственные учреждения занятости населения Свердловской области поступили сведения от 73 предприятий и организаций о  фактическом массовом увольнении 7989 человек в связи с ликвидацией  организации либо сокращением численности  или штата работников.

Информация о работе Управление занятостью населения в регионе