Управление системой социального обслуживания населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить механизм управления системой социального обслуживания населения в Российской Федерации на различных территориальных уровнях.

Задачами данной работы являются:

- рассмотрение сущности, целей, задач и принципов социального обслуживания населения в РФ;

- раскрытие понятий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой социального обслуживания населения в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Управлению соц.обслуживания (2009).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

       ВВЕДЕНИЕ

     Современная социально-экономическая, морально-психологическая  и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в  экономике, остро ощущается дефицит  федерального бюджета, практически  не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

     Сложившаяся ситуация требует от государства  и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в  сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности.

     Актуальность  темы: существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности обеспечить себя, в частности, детям, пожилым людям, инвалидам и др. В мировой практике существуют разные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эта помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень жизни проживающих в ней граждан.  
          Политические и экономические реформы в России конца XX - начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие - снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание. Это в свою очередь потребовало переосмысления истории благотворительности в России, моделей государственной социальной политики, а также противоречивого опыта социального обеспечения населения в советский период.  
        С начала 1990-х гг. система социального обеспечения была преобразована в систему социальной защиты населения, в рамках которой произошло, во-первых, выделение сферы услуг как самостоятельного направления, во-вторых, формирование систем социального обслуживания населения в отдельных регионах и муниципалитетах России. Реформы, происходящие в конце XX - начале XXI вв., повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, социального обслуживания населения как одного из ее направлений. В настоящее время в регионах сформировались различные системы социального обслуживания, включающие технологии и модели взаимодействия специалистов и клиентов, механизмы и методы оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и др.  
        В результате реформы системы социальной защиты населения России, начатой в 2004 г. и направленной на модернизацию ее структурно-организационных и нормативно-правовых основ, произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим возникла потребность в специальном исследовании этих направлений. Особенно актуальны исследования таких проблем, как обеспечение качества социальных услуг, разработка стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявление особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.

     Социальное обслуживание, согласно статье 1 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», представляет собой «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

     Объектом  данной работы является система социального  обслуживания населения в Российской Федерации.

     Предметом исследования - управление системой социального обслуживания населения в Российской Федерации.

     Цель  работы: изучить механизм управления системой социального обслуживания населения в Российской Федерации на различных территориальных уровнях.

     Задачами данной работы являются:

     - рассмотрение сущности, целей, задач и принципов социального обслуживания населения в РФ;

     - раскрытие понятий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой социального обслуживания населения в РФ.

     В курсовой работе использованы методы анализа, сравнения, обобщения и систематизации.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемой литературы.

     В первой главе раскрываются сущность, цели и задачи социального обслуживания населения, раскрывается понятие социального обслуживания и его основные принципы, функции, виды и формы деятельности.

     Во  второй главе рассматриваются государственный, региональный и муниципальный уровни управления системой социального обслуживания, рассматривается структура и состав органов управления системой социального обслуживания на региональном и муниципальном уровнях на примере Калужской области и города Калуги. 
 

1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания

     Россия  как социальное государство в  качестве одной из важнейших целей  в области социальной политики ставит цель защиты прав и интересов граждан, находящихся в трудной жизненной  ситуации.

     Согласно  ст. 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

     В научной литературе понятие «социальное  обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

     В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера  социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».1]

     Следует отметить, что не во всех странах  мира в понятие «социальное обслуживание»  вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».2

     Основы  правового регулирования в области  социального обслуживания населения  РФ устанавливает Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).

     В отечественной литературе предпринимались  попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».

     Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения  в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

     В настоящее время развитие системы  социального обслуживания населения  находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

     В Федеральном Законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.1

     Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

     При этом принципиально важными являются следующие моменты:

     - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

     - во-вторых, цели социального обслуживания  должны учитывать социально –  экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;

     - в-третьих, цели социального обслуживания  в современной России должны  быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.

     Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

     Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

     а) помощь неимущим, слабым, больным и  попавшим в трудные жизненные  ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств  попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

     б) обеспечение поддержания выработки  в «общественном организме» так  называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для  выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

     Система социального обслуживания населения  может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации  и саморегуляции в обществе: одной  из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке  работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Информация о работе Управление системой социального обслуживания населения в РФ