Управление системой социального обслуживания населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить механизм управления системой социального обслуживания населения в Российской Федерации на различных территориальных уровнях.

Задачами данной работы являются:

- рассмотрение сущности, целей, задач и принципов социального обслуживания населения в РФ;

- раскрытие понятий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой социального обслуживания населения в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Управлению соц.обслуживания (2009).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

     Важное  значение приобретает роль социального  обслуживания населения как стимулятора  развития общества. Работа системы  социального обслуживания населения  способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

       1.2 Система социального  обслуживания населения: функции, виды, принципы и формы деятельности

       Социальное  обслуживание осуществляется через  систему социальных служб.

       Понятие «социальная служба» относится  к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных  и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в  своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

       Социальная  служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и  социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

       - помощь должна носить реинтегрирующий  характер;

       - при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

       - социальная помощь оказывается  на основе принципа субсидарности;

       - получатель помощи должен проявлять  деятельностную активность;

       - механизмы социальной помощи  «включаются» тогда, когда исчерпаны  иные способы поддержки (психологические,  моральные, договорные, законодательные).

       Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную  службы.

       К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами.

           К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

       К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые  благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

       Система помощи клиенту в системе социального  обслуживания

       а) функция социальной помощи, которая  включает:

       - выявление, учет семей и отдельных  лиц, наиболее нуждающихся в  социальной поддержке (малообеспеченных  граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

       - профилактика бедности: создание  семьям условий для самостоятельного  обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

       - надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

       - содействие развитию нетрадиционных  форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

       - организация временного вынужденного  пребывания ребенка вне родительской  семьи, его дальнейшее устройство  в детское учреждение, под опеку  (попечительство), усыновление;

       б) функция консультирования, которая  включает:

       - консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

       - участие в подготовке молодежи  к выбору профессии;

       - подготовку юношей и девушек  к браку и сознательному родительству;

       - родительский медико-психологический  всеобуч;

       в) функция социального корректирования  и реабилитации, которая включает:

       - социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

       - медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

       г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три  направления:

       - предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

       - распространение среди населения  медико - психологических, педагогических  и иных знаний;

       - изучение специалистами по социальной  работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация мер, направленных на их устранение;

       д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

       - участие специалистов социальной  службы в разработке чрезвычайных  программ;

       - формирование в рамках спасательных  служб, организуемых на центральном  и других уровнях, бригад социальных  работников и т.д.

       Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в РФ»:

       - предоставление материальной помощи  гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

       - социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем  предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

       - социальное обслуживание в стационарных  учреждениях, осуществляемое путем  предоставления социальных услуг  гражданам, частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

       - предоставление временного приюта  в специализированных учреждениях  социального обслуживания детям-сиротам,  безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

       - организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

       - консультативная помощь по вопросам  социально - бытового и социально  - медицинского обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально  - правовой защиты;

       - реабилитационные услуги лицам  с ограниченными возможностями,  несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

       Социальное  обслуживание базируется на принципах:

       - равных возможностей граждан  независимо от национальности, пола  и возраста;

       - доступности;

       - добровольности;

       - содействия социальной адаптации  с опорой на собственные силы;

       - адресности, приоритета содействия  граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

       - гуманности, доброжелательности, соблюдения  конфиденциальности;

       - профилактической направленности;

       - законности и учета международных  стандартов.

       Социальная  служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

       Принцип приоритета государственных начал  в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

       Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое  звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

       Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

       Принцип информированности означает, что  учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу  от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

       Функции управления вопросами социального  обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, правоохранительными органами, службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

       2.1.Федеральный и региональный уровни управления системой социального обслуживания населения

       Впервые характеристики управления были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками управления являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для действий в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование работы в соответствии с существующими правилами и нормами.

Информация о работе Управление системой социального обслуживания населения в РФ