Теория и модель культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:48, доклад

Описание

Культура с точки зрения социологии – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем
- выработки социокультурных ценностей и норм;
- их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению;
- освоения окружающей среды;

Работа состоит из  1 файл

МАЛИНОВСКИЙ Б.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)


 

1 Теория и  модель культуры

1.1Биография Малиновского Б.К.

 

      Малиновский  Бронислав Каспер (7 апреля 1884, Краков — 16 мая 1942, Нью-Хэйвен, США), британский антрополог и культуролог, один из основателей современной антропологии и так называемой школы функционализма.

      Исходным пунктом в становлении взглядов Малиновского была оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также атомистическому изучению отдельных культурных черт вне целого.         Испытав значительное влияние французской социологической школы, основной целью всего своего творчества он считал понимание механизма человеческой культуры, связей между психологическими процессами человека и социальной институцией, а также с биологическими основами общечеловеческих традиций и мышления. Разработанный Малиновским функциональный подход служит цели представить жизнь целостной системы культуры в виде функционирования механизма, исходя из рассмотрения функций, которые играют все отдельные части. Поскольку любая человеческая деятельность имеет целевой характер, она ориентирована в определенном направлении или выполняет определенную функцию, все, что составляет часть живой культуры — от продуктов производства до верований и обычаев — служит исполнению какой-либо задачи, и понять целое культуры значит понять функционирование каждой части в общей системе (принцип «универсальной функциональности»). Основной упор в рамках этого подхода делается не на определение отношений между различными культурами, а на открытие взаимосвязей и взаимозависимостей между институциями одной культуры.

 

 

 

       Модель культуры Малиновский представил в виде схемы из четырех взаимосвязанных составляющих.

1) Внешние факторы,  не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические  потребности человеческого организма, географическая среда, человеческое окружение и раса; история и всевозможные контакты с внешним миром; исторический момент времени и пространства существования данной культуры.

2) Наиболее типичные  ситуации в рамках цикла жизни  человека, как они предстают в данной культуре. Определение их является вступительной частью функционального анализа.

3) Функциональные аспекты  культуры: хозяйство, воспитание, политический  уклад, право, магия и религия,  наука, искусство, досуг и рекреация.  Каждый функциональный аспект имеет трехслойную структуру: описательный, функциональный и идеологический слой, соответствующие иерархии экономической базы, социальных аспектов, культурных аспектов (религия, искусство и т.д.). Аспекты культуры отражают основные формы человеческой деятельности, формы адаптации человека к условиям окружающей среды.

       Аспекты объединяются в большие системы организованной деятельности людей, называемые институциями (группы людей, реализующих совместную деятельность, а также сами организованные системы человеческой деятельности). Важно, что верования и ценности, присущие данной группе и придающие ей определенный культурный смысл, отличны от объективной функции институции, от роли, которую она играет в целостной системе культуры.

4) Основные факторы культуры: материальный субстрат, социальная организация и язык. Факторы являются основными формами культуры, ибо играют особо важную роль в каждой культуре, проникая во все ее аспекты.

        

 

        Движущей силой функционирования культуры Малиновский считает необходимость удовлетворения биологических потребностей, которые у человека не могут быть удовлетворены чисто физиологическим способом, но лишь через аппарат культуры. Для объяснения того, как происходит переход от биологических потребностей к культурному поведению, Малиновский вводит понятие инструментальных жизненных последовательностей, в которых различает два типа побуждений: 1) инструментальное осуществление — определенная культурой ситуация; 2) акт потребления. По мере удовлетворения основных потребностей рождаются производные: потребность организации, порядка и согласия. Процесс их удовлетворения обусловлен наличием языковой и культурной символики в человеческом обществе. Третий тип потребностей — интегративные, наиболее далекие от биологической природы человека, носящие исключительно человеческий характер и имеющие интеллектуальную, духовную и творческую природу: наука, религия, магия, этика и мораль, искусство.

        Малиновский не ставил задачу исчерпывающе описать всю целостность какой-либо культуры, а сосредотачивался на отдельных институциях или проблематике. Его работы содержат в себе разработки многочисленных теорий: теорию первобытного права, экономическую теорию обмена, теорию языка, теорию магии и религии, семьи и родства и др. 1

 

 

 

 

 

 

 


1 Никишенков А. В.  Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М.,2002. стр.-518

 

 

1.2 Определение  функции

 

       Понятие функции Б. Малиновский поясняет через понятия полезности и взаимности: «Использование объекта как часть технически, юридически или ритуально детерминированного поведения приводит людей к удовлетворению той или иной потребности». «Под функцией всегда подразумевается удовлетворение потребности, идет ли речь о простейшем акте употребления пищи  или  о  священнодействии, участие  в  котором  связано  со всей системой верований,  предопределенной культурной  потребностью  слиться  с  живым  Богом», – развивает далее эту мысль Малиновкий.  «Ныне общепризнано, – пишет он, – что прогресс человечества определяется сытостью желудка, что большинство людей будет довольно, если дать ему хлеба и зрелищ, и что материальный фактор, заключающийся в достатке пропитания, есть одна из детерминант человеческой истории и эволюции».

      Малиновский опирается на представление о том, что в основе культуры лежат первичные потребности в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства («материальный фактор»), над которыми  надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Антрополог (культуролог) должен, поэтому, рассматривать составные части человеческой истории и эволюции как мотивированные соответствующими «основными побуждениями».  Такие   культурные   формы   (в раннекультурных обществах),  которые посвящены обеспечению пищей, добыванию и сохранению огня,  постройки  жилищ,  поддержанию  семейных,  соседских  и других общественных структур,  могут быть поняты с точки зрения их основных функций,  связанных с подержанием биологического существования человеческих сообществ. Исследования «социального  поведения»  людей,  включенных  в него различных материальных объектов  и  символов  (например,  магических  формул  и   жестов)   должны проводиться не в обособлении, а в соотнесении с выполняемой ими функцией «в более широком контексте систем обмена, производства и потребления».

      Центральное место в концепции Б.Малиновского занимает понятие «функция». Ученый подчеркивает важность определения культурных феноменов через их функцию, чтобы избежать фантастических эволюционных схем или раздробленных истолкований отдельных элементов. Понятие функции рассматривалось им в качестве эвристического инструмента при изучении институциональных групп. Каждый элемент культуры считается им не как что-то случайное или ненужное, а как образование, выполняющее определенную функцию, как необходимое звено целостной системы культуры. 1

      В процессе культурологических исследований понятие "функция" получило два основных значения. Первое - указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому, и второе - обозначение зависимости между частями, компонентами культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Орлова Э.А. Введение  в социальную и культурную антропологию. М.,2004.

 

 

2 Функциональная  теория 

2.1 Научная теория культуры

 

    Функциональная теория  культуры - (лат. functio — исполнение, осуществление).

Функциональная   теория  формировалась  в тот момент, когда все без  исключения сферы социально-гуманитарного знания совершили поворот от логического к фактологическому конструированию объекта познания. К понятиям "жизнь", "жизненный мир", " процесс жизнедеятельности" - обратилась не только антропология, но и философия, социология, история, словом все социально-гуманитарное знание начала XX века. Идея витальных потребностей и практики в качестве исходного пункта рассмотрения отнюдь не исключительная принадлежность марксистской социологии.

       Его основная идея состоит в том, что культура первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности человека.

       Обобщив собственные исследования, Б.К. Малиновский вместе с А. Р. Радклифф-Брауном сформулировал три основных постулата функционального подхода: каждая культура — это целостность (как следствие функционального единства общества); каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определённую жизненно важную функцию для культуры; каждый её элемент является незаменимым.

      Современная цивилизация предстаёт у Малиновского в виде сложной органической системы социальных институтов, т. е. исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни, каждая из которых выполняет определённую функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей.

 

 

       Одна из главных задач культуры — закрепление, развитие и передача потомкам именно этих вторичных потребностей, составляющих в совокупности Социальный опыт.

Различия между культурами порождены  различиями в способах удовлетворения как раз этих вторичных потребностей, в то время как физиологические  и психические потребности едины  для всех людей и независимы от культуры. Основным условием существования цивилизации Малиновский считал «равновесие» форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов.

      Основные положения теории культуры Малиновского сложились под сильным влиянием положения Г.Спенсера об обществе как о биологическом организме особого рода. Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении... Теория потребностей есть основа концепции культуры Б.Малиновского. Для выделения человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой. К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

      Само понятие "культура" Малиновский определял не всегда однозначно. Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Кроме этого, культура - совокупность ответов на основные и производные потребности. Культура в соответствии с такой постановкой вопроса есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи. Культура также есть некое целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов. Институт как первичная организационная единица - это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Такова общая картина структуры культуры по Б.Малиновскому.

      Но определяющим, создающим характерное лицо культурологической концепции Б.Малиновского было последовательное проведение при исследованиях культур принципа универсального функционализма. Он так формулировал свой постулат, или исходный принцип, функционального подхода: "...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого".

При этом, согласно Б.Малиновскому, любая  культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновесия", где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Б.Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур. Он подчеркивал, что "традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания"(2).

В качестве примера нарушения  функционального равновесия Малиновский  приводил запрет на обычай "охоты за головами", совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана. Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация. Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места. Приглашенные на остров антропологи выяснили, что "инициации" и "охота за головами" были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями. Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса. При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей. Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы. Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться. Таким поддерживающим символом и была "охота за головами". Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.

Информация о работе Теория и модель культуры