Теории и модели демократии. Демократический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание

Уже сегодня можно говорить о том, что в самых развитых государствах мира процветает демократия. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Целью данной работы явилось раскрытие понятия демократического политического режима, его определение, виды, особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Демократический государственно-правовой режим………………...4

1.1. История развития демократического режима……………………………4

1.2 Демократический режим в условиях формирования

правового государства……………………………………………………..7

1.3. Формы демократии………………………………………………………...15

1.4. Права человека и гражданина……………………………………………..18

1.5. Обязанности граждан……………………………………………………....22

ГЛАВА II. Государственная система при демократии………………………….24

2.1. Парламент…………………………………………………………………...24

2.2. Система «сдержек и противовесов»……………………………………….25

2.3. Государственный режим Российского государства……………………...27

Заключение………………………………………………………………………..29

Список используемых источников………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа - Политология.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)»

Йошкар-Олинский филиал

Юридический факультет

Специальность: 030501-«Юриспруденция» 
 
 

Кафедра Государственно-правовых дисциплин 
 
 

   

Контрольная  работа 

По дисциплине: Политология

На тему: Теории и модели демократии. Демократический режим 
 
 
 
 
 

Студентки 2-го курса 22 группы:

  Шулеповой Елены  Александровны

                         (Ф.И.О.) 

Научный руководитель:

  Доктор исторических  наук

             (Учёная степень, учёное звание, должность) 

  Морозов Валерий  Алексеевич

                       (Ф.И.О.) 
                   
                   

Дата сдачи  контрольной работы: «___»____________ 2010г. 
 

Дата защиты: «___» ________________2010г.       Оценка __________________ 
 
 

Йошкар-Ола

2010

Содержание

      Введение…………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА I. Демократический государственно-правовой режим………………...4

       1.1. История развития демократического  режима……………………………4

       1.2 Демократический режим в условиях формирования

            правового государства……………………………………………………..7

       1.3. Формы демократии………………………………………………………...15

       1.4. Права человека и гражданина……………………………………………..18

       1.5. Обязанности граждан……………………………………………………....22

    ГЛАВА II. Государственная система при демократии………………………….24

       2.1. Парламент…………………………………………………………………...24

       2.2. Система «сдержек и противовесов»……………………………………….25

       2.3. Государственный режим Российского государства……………………...27

      Заключение………………………………………………………………………..29

      Список  используемых источников………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Проблему  рационального устройства государственной  власти пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.

    В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ  наиболее прогрессивного типа политической системы и государственного режима формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

    Уже сегодня можно говорить о том, что в самых развитых государствах мира процветает демократия. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

    Целью данной работы явилось раскрытие  понятия демократического политического режима, его определение, виды, особенности.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. Демократический государственно-правовой режим.

    1. История развития демократического режима

    Людям давно открылись пороки деспотической власти, построенной по принципу военно-бюрократической иерархии. Лучшие умы искали способы так организовать власть в государстве, чтобы она зависела от народа и служила ему.

    Впервые демократия утвердилась в древних  Афинах в V веке до н. э. Перикловы Афины, названные так по имени их прославленного лидера, послужили примером для других городов Древней Греции.

    Граждане  древнегреческих городов государств считали основой основ свободу  человека, неотчуждаемые права, принадлежащие  ему от рождения. Эту свободу гарантировала частная собственность на имущество, в том числе на землю. Поэтому в Греции развился свободный рынок, который обеспечивал ее жителям более высокий уровень жизни, чем у соседних народов.

    Образ жизни, демократические традиции в древнегреческих городах государствах позволяли проявлять инициативу такому числу людей, которое было просто немыслимо в современных им восточных деспотиях. Чувствуя себя свободными, зная свои права и возможности, греки верили в свои силы, знали, что смогут улучшить жизнь своим трудом.

    Граждане  чувствовали себя свободными, потому что могли непосредственно влиять на внутреннюю и внешнюю политику своего города государства. Ведь все важные вопросы жизни города и его взаимоотношений с соседями решало собрание граждан. Оно принимало законы и избирало высших должностных лиц.

    Поскольку граждане участвовали в работе таких  собраний лично, а не через своих  представителей, демократия была непосредственной, прямой. В наше время прямая демократия тоже имеет место, например, в форме волеизъявления граждан на референдуме.

    Для исполнения решений, принятых общим  собранием граждан, назначались  должностные лица, ответственные  за сбор налогов или командовавшие  войсками. Они не избирались, а определялись по жребию. Афиняне полагали, что любой гражданин способен занимать государственную должность.

    Но  при этом только лишь пятая часть  жителей обладала правами гражданина. Этих прав не было у женщин, вольноотпущенников и иммигрантов, хотя они были лично  свободны и имели земельную собственность.

    Недостатком древнегреческих демократий было то, что собрание простым большинством голосов могло решить практически  любой вопрос без всяких правовых ограничений. Не было конституции, свода законов, суды вершились присяжными (в составе 501 гражданина), большинством голосов решавших виновен человек или нет. Не связанная рамками закона демократия в Афинах порой приводила к парадоксальным результатам демократические Афины за критику по своему адресу приговорили к смерти философа Сократа.

    Другой  классический пример демократии республика Древнего Рима. С изгнанием из города царя Тарквиния Гордого в 510 году до н. э. в Риме была установлена республика. С тех пор Римом и его провинциями управляли выборные и ежегодно сменяемые консулы, преторы, эдилы, народные трибуны и квесторы. Для принятия законов созывалось Народное Собрание. Выносимые на него законы и реше-ния предварительно обсуждал Сенат, состоявший из 300 сенаторов. В отличие от древнегреческих городов государств, в Древнем Риме была представительная демократия, при которой граждане избирают в органы власти людей, представляющих их интересы.

    Самым крупным вкладом римлян в развитие демократии стало римское право. В 450-451 годах был принят первый в  истории Рима свод законов Двенадцать таблиц. Они содержали основные правила, по которым должны были совершаться сделки, разрешаться споры, устанавливаться наказания за уголовные преступления. Тексты этих законов отлили в бронзе и вывесили в виде таблиц на центральной площади Рима Форуме.

    В европейских странах по мере отмирания феодальных отношений и становления свободного рынка средневековое феодальное право заменялось классическим римским правом. Сегодня его нормы в той или иной мере включены в национальные правовые системы всех развитых стран мира.

    В России в 12-14 веках утвердились Новгородская и Псковская республики. В их народных собраниях (вечах) могло участвовать все взрослое население городов и свободные крестьяне окрестных деревень. Вече избирало и смещало высших должностных лиц республики, утверждало, новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, определяло размер подати и даже рассматривало наиболее важные уголовные дела. Впрочем, главным органом в этих республиках был Совет господ, который предварительно рассматривал все дела, выносимые на вече.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Демократический режим в условиях формирования правового государства

    Тот факт, что право существует и развивается  в известном противоборстве с  государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при демократическом решении. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.

    Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:

    1. Суверенитет народа - признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.
    2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров.
    3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.
    4. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
    5. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.
    6. Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
    7. Гарантия основных прав человека. Политологи выделяют три группы прав, с которыми ассоциируется рост гражданственности: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой, внепартийной судебной властью. Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на актуализации в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.
    8. Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
    9. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.
    10. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы. Разрешение конфликтов мирным путем.

Информация о работе Теории и модели демократии. Демократический режим