Теоретические основы пенитенциарной социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;
2) выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
4) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
5) определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5
1.1 Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15
1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………………...20
2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исправления наказаний………………………………………………...25
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными…………...30
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению…………...32
Заключение……………………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………………40
Приложение:

Работа состоит из  1 файл

Аннотация.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

- добровольности –  социальная помощь не может  оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;

- конфиденциальности  – неразглашение информации о  личности и социальных проблемах  осужденных, которая может нанести  им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;

- воспитательно-профилактической  направленности – посредством  социальной работы создание условий  для исправления осужденных, предупреждения  возникновения новых сложных  ситуаций, устранение причин, их порождающих;

- стимулирования осужденного  – работа должна быть направлена  на поиск и поддержку позитивного  ресурса осужденного по самостоятельному  разрешению своих проблем, а  также личное самовоспитание. Участие  осужденного в социальной работе  необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций – как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе;

- толерантности –  терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека. Профессиональная толерантность в пенитенциарной социальной работе требует понимания закономерности разнообразия осужденных, их жизненных ситуаций, а также сочетания терпимого и активно-деятельностного, «полагающего» отношения к этому разнообразию, его учета в профессиональной деятельности специалиста;

- максимизации социальных  и личностных ресурсов – для  разрешения проблем осужденного,  создания условий для его нормального  социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные законом способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).

В процессе научно-практического  познания феномена пенитенциарной социальной работы на основе различных подходов к ее организационно-содержательному  и психолого-педагогическим компонентам могут быть и будут выдвинуты другие положения, дополняющие и уточняющие систему приведенных выше принципов. На основании их определяется система требований к содержанию, методике и организации социальной работы. Наиболее значимые, приоритетные, непреходящие профессиональные идеальные представления о должном в этой деятельности составляют ее ценности. Безусловное принятие и руководство ими в социальной работе предопределяют ее высокую результативность, профессионально-личностную самореализацию. К числу базовых профессиональных ценностей пенитенциарной социальной работы могут быть отнесены: человеческая самоценность; всеобщность, прирожденность, неотъемлемость и целостность прав человека; уважение интересов и свобод личности, включающее взаимоответственность людей и общества; социальная ответственность и стремление к справедливости; максимально полное удовлетворение личностных и социальных потребностей человека; право каждого члена общества на полную самореализацию в жизнедеятельности.

Таким образом, цели, закономерности, принципы и ценности содержат обще-профессиональные и специально-специфические черты. Последние отражают особенности пенитенциарной социальной работы как самостоятельного направления деятельности по оказанию помощи, поддержки, защите осужденных. Специфические черты обусловлены, во-первых, сферой, средой и условиями ее осуществления: места лишения свободы; физическая, но не духовная изоляция от общества; исполнение определенных судом уголовных наказаний; система законных правоограничений в свободах, возможностях произвольного удовлетворения интересов, потребностей, в том числе и непосредственном получении социальной помощи; жестко регламентированный во времени и пространстве порядок поведения, жизнедеятельности, внешних и внутренних взаимоотношений; принудительное содержание под охраной, надзором в специфических социально-бытовых условиях совместного проживания и времяпрепровождения; широкая распространенность «тюремной», криминальной субкультуры, стратификация осужденных, специфические регуляторы взаимоотношений в среде исправительных учреждений (понятия, нормы, обычаи, традиции); криминогенное межличностное и межгрупповое общение, а также ограниченность нормального общения; высокая степень конфликтности среды, распространенность криминальных способов разрешения противоречий, различных форм насилия и притеснений; неблагоприятный социально-психологический фон жизнедеятельности, гнетущая, психологически подавляющая личность обстановка и минимальные субъективные возможности для ее улучшения; повышенный риск быть подвергнутым насилию, оскорблению, ущемлению человеческого достоинства, опасность для физического и психического здоровья и другие.

Следовательно, обстановка и среда в исправительных учреждениях  характеризуется как сложная, насыщенная объективными и субъективными трудностями, новыми экстремальными, стрессовыми и кризисными ситуациями, которые актуализируют способности к социальному «выживанию», однако объективно имеют низкий воспитательный потенциал и затрудняют проведение социальной работы с осужденными. Поэтому пенитенциарная среда сама является одним из объектов социальной работы, а ее оздоровление входит в число приоритетных задач, направлений и условий эффективности деятельности специалиста.

Пенитенциарная социальная работа не является самоцелью. Этот специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности выступает одним из основных средств достижения главной цели исправительных учреждений – исправления и ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций. К содержательным функциям социальной работы с осужденными относятся: исправительная (социально-педагогическая). В ходе ее реализации сотрудник выявляет личностные достоинства и недостатки, интересы и потребности, реализует систему педагогически обоснованных мер по устранению деформаций, содействуют интеллектуальному, духовному, физическому развитию и самореализации в различных видах образовательной, производственной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, коммуникативной деятельности, художественном творчестве.

Охранно-защитная (предупредительно-профилактическая) – обеспечивает условия для жизнедеятельности  осужденных, контроль, надзор, охрану их прав, законных интересов и потребностей, предупреждает негативное развитие личностных трудных жизненных ситуаций, деструктивные процессы в среде осужденных.

Психологическая – в  процессе реализации, которой специалист выявляет психологические особенности  личности, общности, среды, криминогенные  детерминанты, а также помогает, консультирует, корректирует межличностные отношения, морально-психологический климат, отношение к трудным жизненным ситуациям и готовность их преодолевать самостоятельно.

Социально-медицинская  – направлена на содействие организации  работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового  образа жизни.

Социально-бытовая –  предполагает содействие созданию бытовых  условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

Ресоциализирующая –  ее реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную  подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоления социальных проблем и трудностей.

Реабилитационная (реадаптационная) – направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки  лиц, освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.

Для осуществления эффективной  пенитенциарной социальной работы необходимо управление ею. К управленческим функциям относятся:

Диагностическая (информационно-обеспечивающая) – состоит в выявлении причин (факторов – детерминант), приведших к трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления новых пенитенциарно социальных проблем, определении степени их влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды исправительных учреждений.

Прогностическая – на основе изучения и оценки предполагаются различные варианты позитивного  или негативного развития трудной жизненной ситуации, а также определяются возможные перспективы осужденного и общностей.

Программирования и  планирования – принятие одного из решений, выработка программы ресоциализации и плана действий (совместное с  осужденными определение целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности), формирование обстановки доверия осужденных и специалистов социальной службы, разъяснение, обсуждение, согласование, оформление и утверждение документов с обязательным участием самого осужденного, других заинтересованных в его судьбе лиц.

Организационно-исполнительская  – обучение-инструктаж, консультирование, организация конкретных действий, помощь, поддержка, стимулирование, коррекция, организация общения, общественно  полезных видов деятельности, обеспечение взаимодействия осужденных, специалистов, координация сотрудничества, контроль и оценка результативности отдельных действий и этапов работы.

Следовательно, социальная работа с осужденными как вид  деятельности должна соответствовать  таким признакам, как аналитико-прогностический, активно-преобразующий, воспитательно-формирующий, психологически развивающий, превентивный (при необходимости – коррекционный), реабилитационно-ресоциализирующий характер.

Теоретические основы социальной работы с осужденными отражают современный уровень научно-практического познания этого сложного феномена. В дальнейшем они несомненно будут изучаться, учитываться, дополняться.

1.3 Объект и  субъект социальной работы в  уголовно-исполнительной системе

Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешить возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть и инвалиды, и пенсионеры, и лица, не имеющие жилья и, соответственно, прописки, подвергшиеся насилию и переживающие посттравматический синдром и т.д.

В теории социальной работы принято  различать добровольных и недобровольных клиентов. Первые или сами инициируют оказание им социальной помощи, или не возражают против нее со стороны специалистов по социальной работе. Недобровольные же клиенты выступают против вмешательства в их личную жизнь, считая, что никакая помощь со стороны общества им не нужна, поскольку это делает их зависимыми, слабыми, угнетаемыми и т.д. Как правило, это лица, ведущие асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы, преступники т.п.), по отношению к которым общество вынуждено применять определенные, иногда достаточно жесткие санкции социальной защиты от их негативного влияния.

Следует разделять понятия «объект» и «клиент» социальной работы. Под  объектом принято понимать то, на что  направлено внимание и деятельность социального работника, те индивиды и группы людей, которые сами могут  не инициировать оказание им социальной помощи и поддержки, но объективно нуждаются в ней. Понятие «клиент» означает, что те или иные индивиды, группы сами обращаются к специалистам по социальной работе, в социальные службы с просьбой оказать им какое-либо содействие в разрешении т рудной жизненной ситуации.

Понятие же недобровольный клиент, скорее всего, возникло в организациях (типа наркологических клиник, венерологических диспансеров, исправительных учреждений), в которых социальных работников обязывают «обслуживать» лиц, представляющих объективную опасность для общества (венерические инфекции, распространение ВИЧ-инфекции, совершение новых преступлений и т.п.), соблюдая при этом их права и законные интересы.

Если вспомнить, что  под объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в сложную  жизненную ситуацию и не способных  ее самостоятельно разрешить, то практически  большинство осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание из условий свободы в новую микросреду исправительного учреждения является уже «сложной жизненной ситуацией». Разве только рецидивисты, неоднократно отбывавшее наказание в виде лишения свободы, не испытывают дезадаптационного синдрома при попадание в следственных изолятор и исправительную колонию. Всем же остальным требуется пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания.

Уголовно-правовая составляющая социального паспорта осужденных говорит об их высоком и постоянно растущем уровне криминальной пораженности. Так, при общем снижении численности осужденных в исправительных колониях с 756,7 тыс. в 2000 году до 721, 1 тыс. (35,6 тыс. или 9,5%) на начало 2003 года, значительно и стабильно увеличивается доля лиц, отбывающих наказание за убийства (с 92,7 до 103,8 тыс., то есть рост составляет 11,1 тыс. или 8,9%); грабеж и разбой (11,7 тыс. или 9,3%). Следовательно, в исправительных колониях происходит концентрация наиболее опасных преступников.

Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: 13,1 % осужденных – хронические  алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные. До 40 процентов имеют психические  отклонения и даже заболевания в пределах вменяемости. Снижается образовательный уровень осужденных, особенно молодых людей.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых.

Информация о работе Теоретические основы пенитенциарной социальной работы