Теоретические основы пенитенциарной социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;
2) выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
4) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
5) определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5
1.1 Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15
1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………………...20
2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исправления наказаний………………………………………………...25
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными…………...30
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению…………...32
Заключение……………………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………………40
Приложение:

Работа состоит из  1 файл

Аннотация.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………………………..2

1.  Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5

1.1 Предмет и категориально-понятийный  аппарат пенитенциарной социальной  работы

1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15

1.3 Объект и  субъект социальной работы в  уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………………...20

2 Система социальной  работы в пенитенциарных учреждениях

2.1 Система социальной  работы с осужденными и ее  место в структуре учреждений исправления наказаний………………………………………………...25

2.2 Основные формы и  методы социальной работы с  осужденными…………...30

2.3 Социальная работа  по подготовке осужденных к  освобождению…………...32

Заключение……………………………………………………………………………...37

Литература………………………………………………………………………………40

Приложение:

 

Введение

 
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в нашей стране, самым  непосредственным образом касаются уголовно-исполнительной системы. Различные  модели карательно-репрессивных подходов, прошедшие апробацию в ряде стран мира, в том числе и Советском Союзе, себя не оправдали. Следствием этого стали широкомасштабная криминализация общества, обострение социальных болезней, ужесточение нравов, необратимые личностные потери.

Современная прогрессивная  пенитенциарная философия активно развивает идеи гуманизма в отношении к «падшим», очеловечивания условий исполнения уголовных наказаний. Однако здесь важно подчеркнуть, что это не другая крайность уголовной политики, противоположная ее ужесточению, а принципиально новая ее доктрина, основанная на современных представлениях об исполнении уголовных наказаний.

Гуманизм по отношению  к людям, преступившим закон, обеспечивающий в первую очередь безопасность общества и его членов, не имеет ничего общего с идеологией всепрощенчества, неосознаваемого поощрения проявлений вседозволенности, безнаказанности, безответственности. Это - шанс, предоставляемый осужденному для возвращения к социальной норме поведения, путем исправления в специфических и далеко не всегда благоприятных условиях крайнего по форме проявления, жесткого ограничения в свободе и некоторых других правах. Это - попытка общественных и государственных институтов (прежде всего специально предназначенной для реализации пенитенциарных целей уголовно-исполнительной системы) и самого осужденного в процессе исправительного воздействия сохранить и откорректировать человеческий облик, восстановить утраченный социальный статус, вернуться к полноценной жизни на свободе.

Теоретические исследования и практический опыт убеждают в том, что сформированная в исправительных учреждениях под воздействием системы современных педагогических, психологических, психотерапевтических и иных технологий позитивная установка, происходящие личностные перемены крайне редко выдерживают экзамен на прочность, сталкиваясь после освобождения осужденного с деформирующим влиянием неблагоприятного социального окружения.

Исправление и ресоциализации осужденных, социальная адаптация освобождаемых из исправительных учреждений предполагают не только позитивные изменения личности правонарушителя, но и коррекцию системы его общественных связей и отношений в микро- и макросреде. Самостоятельно осуществить подобную социальную терапию осужденный не может. Помощь сотрудников в решении этой проблемы но сит бессистемный, эпизодический, часто непрофессиональный характер. Все это в значительной степени обусловливает рецидив и другие негативные социальные проявления пост пенитенциарного характера.

Прогрессивная международная  пенитенциарная практика, показывает, что разно сторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься специалисты - социальные работники.

Поскольку тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием, постольку и личность осужденного в соответствии с его положением (лишение свободы и ограничение в правах) вынужденно и виновно подвергается определенным законом лишениям. Это объективно превращает его, а также общности, группы и коллективы осужденных в объект социальной работы. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости и наказании преступника за содеянное, с другой – в стремлении минимизировать негативные социальные последствия лишения свободы как для самого осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом, членом которого он ос тается и в период отбывания наказания, и после такового.

Данная работа является попыткой представить в системном  виде новое направление практической деятельности исправительных учреждений, а также еще только разрабатываемую отрасль пенитенциарной науки и специализацию новой учебной дисциплины. В работах А.В. Бабушкина, М.А. Галагузовой, М.В.Фирсова, С.А. Ветошкина, Л.В. Мардахаева, а также авторов настоящего пособия были освещены лишь некоторые теоретические и практические проблемы пенитенциарной социальной работы с осужденными. Между тем социальная значимость ее возрастает и требует глубокого систематизированного изучения.

Согласно расчетам ученых, уже в 2015 году стремительное накопление социального знания как фактора развития современной цивилизации приведет к тому, что приобретет особое значение профессия социального работника в области регулирования общественных отношений. Социальное образование сотрудника исправительного учреждения в значительной степени способствует формированию активной творческой личности гражданина и профессионала, ориентированной на защиту интересов человека, способной обеспечивать согласованность общественного воздействия на осужденных, их ресоциализации и стабильность позитивного развития личности, реформирования уголовно-исполнительной системы. В этих условиях перспективными представляются разработка и формирование целостной системы подготовки, пере подготовки и повышения квалификации персонала в области социальной работы, в том числе большой группы сотрудников, которые профессионально решают проблемы ресоциализации и исправления осужденных в специфических условиях исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и изоляцией от общества. Это еще одно перспективное направление научно-практической деятельности.

Известно, что личность, попавшая в сферу влияния исправительного  учреждения, временно изолированная  от общества и ограниченная в связях, значительно ухудшает свой социальный и правовой статус, не имея реальной возможности самостоятельно отстаивать свои интересы и достоинство, удовлетворять минимальные потребности на всех этапах изоляции от общества, начиная от предварительного заключения (содержания под стражей) до последнего дня пребывания в исправительном учреждении. Именно поэтому социальная работа по сопровождению правонарушителя необходима во всех видах учреждений и органов исправительных учреждений. Предстоит выработать технологию социальной работы: с осужденными и персоналом, с правонарушителями, содержащимися под стражей, охраной или в исправительных центрах, особенно в пенитенциарных учреждениях и после освобождения из них. Результативная пост пенитенциарная социальная адаптация бывших осужденных невозможна без интеграции системы социальной работы исправительных учреждений в федеральные и муниципальные социальные службы помощи, защиты и поддержки различных групп и слоев населения. Механизмы реализации этой задачи, опыт строительства подобной системы реально представляет собой предмет дальнейших исследований.

 

Проблема: данной работы состоит в поиске новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.

Объектом: работы является социальная работа в исправительных учреждениях.

Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с различными группами осужденных.

Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ

 

Гипотеза:

Социальная работа с  различными категориями осужденных будет эффективной, если будут четко  интегрированы категории и понятия  групп лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержки; будут подробно изучены социальные проблемы исследуемых категорий клиентов и развиты качественные методы и технологии по их разрешению.

Нравственно-гуманистические  принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере с различными категориями осужденных по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

Задачи:

1) описать предмет  и обозначить понятийно-категориальный  аппарат социальной работы с  различными группами населения;

2) выявить основные  теоретические подходы к построению  деятельности социального работника  в пенитенциарной системе РФ.

3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;

4) проанализировать основные  принципы социальной работы в  пенитенциарной системе РФ;

5) определить наиболее  эффективные, гуманистически-ориентированные,  методы социальной работы с осужденными.

 

 

В данной работе использовались следующие методы:

- общелогические: анализ  и синтез; дедуктивный и индуктивный;  обобщение и сравнение; моделирование  и проектирование и др.;

- общенаучные: анализ  литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок и др.;

- исторические: сравнительно-исторический; генетический; структурный и др.;

- социологические: анкетирование, интервью, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов, экспертный опрос и др.;

- психологические и  социально-психологические: тестирование, аппаратурные методики, бланковые  методы, метод фокус-групп, трансактный  анализ, психологическое наблюдение и эксперимент и др.;

 

1.1 Предмет  и категориально-понятийный аппарат  пенитенциарной социальной работы

Прежде, чем рассматривать  категориальный аппарат социальной работы, необходимо дать общий анализ пенитенциарной системы. Федеральная  служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, осуществляющим руководство учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы. Помимо этого уголовно-исполнительная система исполняет наказание в виде ограничения свободы, а также смертной казни (с августа 1996 года действует мораторий на исполнение данного вида наказания).

В структуру уголовно-исполнительной системы входят также уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание  в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и следственные изоляторы для содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях УИС, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864,0 тыс. человек, в том числе:в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось  131,4 тыс. человек;в 755 исправительных колониях отбывало наказание 723,9 тыс. человек;в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,8 тыс. человек;в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 5,9 тыс. человек.В учреждениях содержалось 69,1 тыс. женщин, при 47 женских колониях имеются 11 домов ребенка, в которых проживало 846 детей.

 

В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или  к отбыванию наказаний, не связанных  с изоляцией осужденного от общества.

 

Для выполнения задач конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, созданы специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которыми ежегодно перемещаются более 2 млн. человек.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также  131 больница различного профиля, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 учреждений для больных наркоманией.

 

В состав производственного  комплекса УИС входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно- , 40 учебно-производственных мастерских.

Информация о работе Теоретические основы пенитенциарной социальной работы