"Шведский социализм": история и современность социальной политики в Скандинавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание

Целью работы является раскрытие сущности «шведской модели социализма», приоритетов экономического и социального развития, истории возникновения и становления «шведского социализма», его современный этап, а также перспективы развития Швеции в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. «Шведская модель социализма» ………………………………………5
Глава 2. История «шведского социализма»……………………………………11
Глава 3. Современный этап «шведского социализма»………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Работа состоит из  1 файл

шведский социализм.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Глава 2.  История «шведского социализма»

     Шведская модель сформировалась не так уж давно. Еще в начале ХХ века Швеция была экономически одной из самых отсталых стран Европы. Материальное положение шведов было настолько тяжелым, что четверть тогдашнего населения (1,2 миллиона человек) эмигрировала, в основном в США, в поисках лучшей доли. В начале века в стране происходит промышленный бум, в связи с открытием месторождений железной руды и цинка развивается индустрия, но даже к 1913 году половина работоспособного населения была занята в аграрном секторе.

     В 1914 году началась Первая мировая война. Очень скоро после ее начала выяснилось, что у всех воюющих стран есть две тяжелейшие хозяйственные проблемы: нехватка многих видов сырья и нехватка (из-за постоянных мобилизаций) рабочих рук, а нейтральная Швеция вполне способна частично восполнить эти нехватки. Вот главные богатства этой страны, остро понадобившиеся участникам войны: древесина и всевозможные изделия из нее, единственное в Западной Европе месторождение высококачественной железной руды, цинк, нитрит и другие полезные ископаемые, наконец, не затронутая мобилизациями квалифицированная рабочая сила и сравнительно развитая промышленность, которая в состоянии при наличии спроса производить разнообразные изделия, в том числе весьма сложные (подшипники, приборы и т.п.). И все это буквально по соседству с обоими враждующими блоками.

     Огромные военные заказы подняли шведскую экономику на небывалую высоту. Еще недавно нищая страна уверенно вышла в мировые лидеры по производству на душу населения. За счет колоссальных барышей, полученных с военных заказов, уже во время войны и в послевоенные годы значительно вырос жизненный уровень населения и началось введение различных социальных гарантий. Одновременно Швеция всячески подчеркивала свой нейтралитет. В стране даже образовался так называемый «единый национальный блок» под лозунгом «защиты нейтралитета Швеции», в который вошли все политические партии, включая социал-демократов.7

     В эти же годы Швеция вступила на путь индустриализации. Экономика была освобождена от пут государственного регулирования, налоги снижены, тарифы упразднены. Были приняты законы о поощрении свободного предпринимательства, введена система  защиты патентных прав. Благодаря всем этим мерам в период 1890-1950 гг. Швеция занимала первое место в мире по темпам экономического развития.

     Промышленное развитие бурно идет после Первой мировой войны, но ему мешают кризисы 20-х и особенно 30-х годов, которые к тому же накаляют отношения между трудом и капиталом. В 1932 году к власти в Швеции приходят социал-демократы, которые взяли курс на государство всеобщего благосостояния – «Народный дом». Отказавшись от программы национализации экономики и перехода к плану, что встретило мощный отпор у капиталистов, социал-демократы пошли по пути    перераспределения доходов крупного бизнеса в социальную сферу при помощи прогрессивного налога. Постепенно была создана беспрецедентно высокая ставка налогообложения (на сегодняшний день крупные бизнесмены платят около 80% от дохода), и тем самым была заложена база шведского «социального государства».

     Следует учесть, что немалую роль в экономическом  процветании Швеции сыграли объективные  обстоятельства. Она вышла из Второй мировой войны практически единственной европейской страной, чья экономика  не была затронута военной разрухой. Ее производственные и человеческие ресурсы полностью сохранились. Лежавшая в руинах Европа, куда американцы начали накачивать финансовую помощь, представляла фактически неисчерпаемый рынок сбыта для шведских товаров. Неудивительно, что шведская промышленность и без вмешательства государства заработала на полные обороты, в избытке создавая рабочие места. В стране была достигнута фактически полная занятость. К 1950 г. налоговое бремя не превышало 21% валового внутреннего продукта.8

     Начало «шведского чуда» связывают с 1950-ми годами, когда заработали первые законы, открывшие эпоху «государства всеобщего благосостояния». С этого времени Швеция с гордостью несет имя страны, где отлажены самые эффективные механизмы социальных гарантий.

   На  протяжении последующих десятилетий налоги и государственные расходы быстро росли и к середине 90-х годов достигли пика: налоги перевалили за 50% ВВП и достигли наивысшего уровня в Западной Европе, а государственные расходы поглощали до 66% ВВП.

   Повышение налогов и государственных расходов сопровождалось ужесточением государственного контроля над экономикой, проектами “социальной инженерии” и попытками государственного планирования. Как и следовало ожидать, рост государственных расходов и регулирования привел к упадку самодеятельности населения в связи с его растущей зависимостью от государства. Жесткое трудовое законодательство вызвало застой на рынке труда.9

     Сверхприбыли капиталистов крупнейших предприятий Швеции привели к значительному накоплению капитала в банках. Пользуясь стихией финансового рынка, банки в свою очередь получили возможность и стали выделять неограниченное количество денег на различные рискованные коммерческие операции. Больше всего шведские банки стали вкладывать средства в спекуляцию недвижимостью на европейском рынке — в Лондоне, Париже и так далее. В 1989-1990 годах были вообще отменены какие-либо ограничения на спекуляцию. До 10% валового национального продукта ежегодно вывозится из страны. В Европе шведские инвестиции были вдвое выше японских и американских, вместе взятых.10 В этот период “шведский рай” достиг своего невиданного расцвета. Средства массовой информации взахлеб трубили тогда о вечном буржуазном “рае” для всех при достижении определенной гармонии в развитии капитализма. Именно тогда получил широкое распространение миф о “шведской модели социализма” без классовой борьбы угнетенных, без революционных потрясений, без насильственной экспроприации буржуазии. Однако этот миф просуществовал недолго.

Глава 3. Современный этап «шведского социализма»

     В 1990-х и особенно в 2000-х в самой Швеции начинается кризис «шведского социализма».

     «К 1990 году начался развал рынка недвижимости в Европе и затем наступил банковский крах в Швеции. Цены резко поползли вверх, а надежность шведских банков стала стремительно падать. Множество банков, среди них был даже государственный банк “Норд-банкен”, стали нести огромные убытки и им грозил крах. В этой критической ситуации на помощь шведским банкам пришло государство. На государственном уровне была создана специальная “банковская неотложная помощь”, которая, используя налоговые бюджетные поступления, стала спасать банки от разорения. В общей сложности на спасение банковских финансовых спекулянтов из государственного бюджета было потрачено более 100 миллиардов крон».11

     К власти приходят «правые» – выразители интересов «крупного капитала», демагогически играя на недовольстве шведов высокими налогами (к положительным сторонам налогового бремени шведы привыкли и воспринимают уже имеющиеся блага как должное, а отрицательные стороны все больше их раздражают, особенно молодежь, которая не помнит, как жилось до 1950-х гг.). Конечно, правые не решаются начать радикальные неолиберальные реформы, о чем капитал давно мечтает. Но под разговоры о том, что большое налоговое бремя тормозит развитие экономики и что солидные социальные выплаты инициируют падение производительности труда и рост безработицы, правые организуют медленное наступление на социальные гарантии. Производится сокращение пособий, пенсионная реформа, вносятся соответствующие изменения в трудовое законодательство. После этих реформ, например, государство уже не оплачивает первые три дня болезни, а оплата последующих снижена до 75% от зарплаты (тогда как ранее была практически 100-процентная оплата всего больничного). Размер пенсий снижен с 65 до 55% от уровня прежней зарплаты. Квартплата и плата за коммунальные услуги возросла до 40% от среднестатистического дохода, льготы инвалидов, безработных в этой области сокращены до минимума. Доходы рабочих падают, зато растут сверхприбыли капиталистов. Работодатели получили законное право периодически вводить 10-часовой рабочий день без оплаты сверхурочных. Число безработных неуклонно приближается к 1 000 000 человек, и это в стране, где менее 9 000 000 населения.12

     Особой проблемой для славящейся своим здоровым образом жизни Швеции стал постоянный рост болеющих граждан и "досрочных" пенсионеров. Денег на всех больных катастрофически не хватает. Поэтому в бюджете на следующий год правительство заложило сокращение пособий по болезни. Предпринимателям, в свою очередь, предлагается взять на себя оплату трех недель больничных вместо существующих двух. Правительство также собирается разработать специальное положение, по которому пособие может быть сокращено или полностью изъято в том случае, если больной усиленно сопротивляется реабилитации и возвращению на рабочее место.

     Правительство королевства понять можно. Для поддержания в порядке системы всеобщего благосостояния Швеции, как и другим западноевропейским странам, необходимо задействовать всю имеющуюся в наличии рабочую силу. Задача - практически невыполнимая. Между тем, очереди на операцию в больницах, нехватка персонала для ухода за престарелыми, проблемы в школьном образовании уже стали реалиями сегодняшнего дня. В ближайшем будущем в результате старения населения ситуация может стать еще более острой. Найти выход лишь за счет дополнительного привлечения иммигрантов вряд ли возможно. Их интеграция в шведское общество и так идет весьма непросто.13

     Все это - свидетельства того, что шведская модель стоит на пороге перемен. Впрочем, зная осторожный характер шведов, можно предположить, что перемены эти будут носить постепенный и вряд ли радикальный характер. Однако направление дальнейшего развития видно уже сегодня - умеренное сокращение государственных расходов, развитие конкуренции в общественном секторе, введение более гибкой системы оплаты труда, а также внедрение более устойчивой, но менее щедрой системы социальных льгот. Если Швеция вступит в зону евро (вопрос вынесен на всенародный референдум, назначенный на сентябрь), процесс преобразований может пойти еще более быстрыми темпами. Так что вопрос скорее не в том, произойдут ли перемены в "шведском доме", - можно сказать, что они уже идут, - а в том, смогут ли социал-демократы совместить реформы с традиционными для них идеологическими принципами. До сих пор это им удавалось.

     Естественно, по сравнению с другими странами Европы, не говоря уже о России или странах третьего мира, уровень социальной защищенности шведов и сейчас сказочно высок, но перед нами тенденция, которая позволяет говорит многим экономистам о «конце шведского чуда». Возможно, шведский социализм просуществует не больше, а то и меньше советского, уж очень он не вписывается в неолиберальный поворот современной западной экономики.

Заключение

      Сохранение  в будущем двух основных целей  шведской модели – полной занятости  и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохраняется ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода. Рынок труда и трудовые отношения в 60-е годы и в настоящее время заметно отличаются. Постоянно проводятся реформы, и с течением времени то, что называется шведской моделью, постоянно подвержено изменениям. В этом и состоит процесс развития шведской модели и возможность ее приспособления к изменяющимся условиям.

     Шведскому капиталу выгодно сохранение внутреннего  мира в стране. Поэтому он старается  по возможности никого не обижать  у себя дома. Пока ему это более  или менее удается, что вызывает искреннюю зависть у его конкурентов. Из всего вышеизложенного можно предположить, что у нас «шведский социализм» невозможен. Кроме Швеции и двух-трех небольших государств, модель «шведского социализма» не будет осуществима.

     Список  использованной литературы

     1. Александр Тырышкин. «Страна полуночного солнца, где с радостью платят налоги». – Постскриптум. Еженедельник. №1, 2005. Ссылка через http://www.kprf.org/showthread-t_8470-page_11.html

     2. Виктор Вольский. Шведская модель — тупиковый путь. Ссылка через http://www.elektron2000.com/volskiy_0138.html

     3. Внутренние противоречия шведской модели «благосостояния». А. П. Сафронов, кандидат философских наук. Фонд социальных исследований (Москва), эксперт. Ссылка через http://www.rusrand.ru/Dokladi3/Safronov.pdf

     4. Тэди-Ян Франк, Коммунистическая марксистско-ленинская партия Швеции. Закономерный крах «шведского рая». Ссылка через http://left.ru/2000/4/Krah_Shecia.htm

Информация о работе "Шведский социализм": история и современность социальной политики в Скандинавии