"Шведский социализм": история и современность социальной политики в Скандинавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание

Целью работы является раскрытие сущности «шведской модели социализма», приоритетов экономического и социального развития, истории возникновения и становления «шведского социализма», его современный этап, а также перспективы развития Швеции в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. «Шведская модель социализма» ………………………………………5
Глава 2. История «шведского социализма»……………………………………11
Глава 3. Современный этап «шведского социализма»………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Работа состоит из  1 файл

шведский социализм.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Нижегородский  государственный университет

им. Н.И. Лобачевского» 
 

Факультет социальных наук

Кафедра общей социологии и социальной работы 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студента 4 курса дневного отделения направления

социальная  работа- 040100

Посаженникова Евгения Андреевича

"Шведский  социализм": история  и современность  социальной политики  в Скандинавии 
 

Научный руководитель

д.соц.н., профессор 

кафедры общей социологии и

социальной  работы Сизова И.Л. 
 
 
 
 
 
 

НИЖНИЙ  НОВГОРОД

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. «Шведская модель социализма» ………………………………………5

    Глава 2. История «шведского социализма»……………………………………11

    Глава 3. Современный этап «шведского социализма»………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Введение

     В настоящее время Россия находится  на пути глобальных политических преобразований. Взят курс на рыночные реформы, но модели экономических систем стран капиталистического мира разнообразны и многолики, и России необходимо выбрать определенный путь развития. Многие считают, что российским политикам, стоящим у руля экономических и социальных реформ, следует обратить внимание на некоторые особенности шведской модели управления государством, которую по праву можно назвать "социализмом в условиях рыночной экономики".

     У многих из нас, когда речь заходит  о Швеции, в голове возникают умиротворенные картинки буржуазного рая, где в стране доминирует забота государства над гражданами и предоставляет социальные гарантии по всем направлениям. С этим не поспоришь, но зачастую люди не обращают внимания на обратную сторону этой “медали».

     Объектом  изучения  курсовой  работы  является  «шведская модель социализма».

     Предмет данной работы – история и современность социальной политики в Скандинавии.

     Целью  работы является раскрытие сущности «шведской модели социализма», приоритетов экономического и социального развития, истории возникновения и становления «шведского социализма», его современный этап, а также перспективы развития Швеции в будущем.

       Задачи курсовой работы:

 - рассмотрение исторического развития «шведского социализма»;

 - изучение дальнейших перспектив его развития.

     Рассмотрение  этих  задач  поможет показать,  есть ли сейчас в России те условия, которые способствовали появлению «шведского чуда», к чему ведёт «шведский социализм» и насколько долго может просуществовать такая модель управления в стране.

     Для  исследования  проблемы,  был,   использовал   широкий   спектр источников и литературы и, материалы периодической печати, публикации  по данному вопросу.

Глава 1. «Шведская модель социализма»

     «Шведским социализмом» называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Шведская модель (в оригинальных терминах — «Народный Дом», Folkhem) исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка — в частности, безработицу и сильное неравенство — можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).

     Шведские социал-демократы, почти беспеременно находившиеся у власти с 1932 года, предпочли договориться с миром капитала или, говоря словами премьер-министра Швеции Пера Альбина Ханссона, не забивать "корову капитализма", а доить ее на благо всего народа. Именно крупные частные компании и составляют экономическую основу шведского социализма. Впрочем, с той же долей преувеличения можно говорить и о существовании в Швеции народного капитализма. В этой скандинавской стране с населением около 9 миллионов человек зарегистрировано сегодня около 700 тысяч компаний, причем две трети из них состоят из одного человека. Кроме того, по статистике, 8 из 10 шведов владеют акционерным капиталом, что и вовсе является своеобразным мировым рекордом. Однако за желание быть капиталистом шведам приходится платить высокую цену - в Швеции со всех доходов, полученных по акционерному капиталу или, скажем, банковскому вкладу, взимается 30-процентный налог. Помимо него существуют также налоги на недвижимость, собственность, наследство, дарение и личный транспорт.

     Понятно, что чем больше у тебя капитала, тем больше твой взнос в общественную копилку. В принципе так обстоит дело и во многих других странах. Специфической особенностью Шведского Королевства является, пожалуй, то, что высокие налоги платят здесь не только богатые (для них установлена прогрессивная шкала налогообложения), но и все остальные жители страны. Ставка местного подоходного налога в зависимости от муниципалитета составляет от 32 до 35%. 1

     Самое удивительное, что опросы общественного мнения свидетельствуют: большинство шведов по-прежнему готово делиться с государством третьей частью своего дохода. Возможно, причину столь редкостного единодушия стоит искать в складывавшихся на протяжении веков партнерских отношениях между государством и обществом. У шведов просто никогда не было особого повода не доверять своему государству. Деньги налогоплательщика - понятие в Швеции почти святое, и контроль за расходованием этих средств весьма серьезный. Представить себе, чтобы они были потрачены на строительство частного коттеджа, покупку шикарного автомобиля или путешествие на Багамы, просто невозможно. Чтобы лишиться высокого поста, в шведском королевстве достаточно совершить куда более мелкие прегрешения, например, расплатиться служебной кредитной карточкой за званый ужин, поездку на такси или коммунальные услуги.

     Деньги налогоплательщиков в Швеции идут, прежде всего, на содержание системы социальной защиты, заботливо опекающей каждого жителя этой страны с момента его рождения. Бесплатное образование, в том числе для взрослых, субсидируемое региональными властями медицинское обслуживание, страхование от безработицы, оплачиваемый отпуск в случае рождения или болезни ребенка, пособие на оплату жилья, пенсия, достигающая 70-75% зарплаты, - вот далеко не полный перечень гарантий, предоставляемых шведскому населению. При этом все жители "шведского дома", независимо от уровня своего дохода, имеют доступ к равному набору одинаковых по качеству социальных услуг. Элитарные больницы или школы в Швеции - явление, до сей поры неизвестное.

     Главным признаком «шведского социализма» является полная социальная защищённость населения. Некоторые представления о благосостоянии и социальной защищенности шведов могут дать следующие цифры (даются по состоянию на 2005 год). Средняя зарплата в Швеции составляет 16–20 тысяч крон (от 62 до 78 тысяч российских рублей). Средняя пенсия – около 17 тысяч крон в месяц. Пособие по безработице составляет не менее 240 крон в день и выплачивается от 300 до 450 дней после потери работы. В реальности к базовому пособию добавляется и страховое – до 548 крон в день. Пособие на ребенка составляет не меньше 950 крон в день на одного ребенка, предусмотрены льготы за коммунальные услуги семьям, имеющим детей. Кроме пособия на ребенка родители получают от государства своеобразную оплату по уходу за ребенком – до 80% от постоянного дохода в течение первого года, затем – минимальную оплату и единовременную выплату за рождение ребенка. Государство оплачивает от 30% расходов на медицинские услуги всем гражданам. Образование в Швеции бесплатное, в том числе и высшее.

     В итоге около 30% ВВП шведское государство тратит на социальные расходы. Основной источник – налоги с доходов бизнеса. В Швеции обеспечена практически полная занятость населения. Ни в одной стране мира нет и не было ничего подобного.2

     Еще одна характерная черта шведского социализма - выравнивание доходов между различными группами населения. Результатом этой политики является наименьшая в мире разница в зарплатах между различными профессиями. Так, если уборщица без образования получает в Швеции около $1700 в месяц, то дипломированный руководитель отдела продаж в крупной компании - $5100, что меньше, чем во многих других западноевропейских странах. И уж совсем незначительна в Швеции разница в зарплатах между представителями одной и той же профессии. Принцип "равная оплата за равный труд" зачастую оборачивается уравниловкой.

     Ряд исследователей действительно усматривает  в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды.

     На  практике, однако, эта модель постоянно  подвергается жёсткой критике как  «справа», так и «слева».

     Критики «справа» (неолибералы) отмечают, что в сущности такая система осуществляет «скрытую экспроприацию», при которой имущие вынуждены платить за неимущих, и является тупиковой. Отмечается, что «конфискационное налогообложение» душит экономику и уже привело к прекращению экономического роста, а «государство всеобщего благоденствия» приводит лишь к массовому иждивенчеству и апатии населения, большая часть которого живёт преимущественно на государственные дотации и не имеет никакого стимула к деятельности.3

     С противоположной стороны, от более  радикальных социалистов и коммунистов, в свою очередь исходят утверждения, что «шведская модель» — это «политическая маскировка буржуазного паразитизма» и «оправдание грабежа трудящихся», являющаяся лишь мелкой уступкой капитализма с целью сохранить текущее положение вещей.4 Отмечается, что, во-первых, «шведская модель» никак не устраняет отчуждение и эксплуатацию трудящихся, что является одной из главных задач социализма, а лишь сглаживает их последствия, во-вторых — выгодна в первую очередь крупному бизнесу, так как создаёт ему стабильный рынок сбыта и поддерживает народные массы в относительном спокойствии, при этом все отрицательные явления бьют больнее всего по самим народным массам — «потери при капитализме всегда обобществляются, а прибыли остаются частными».

     Менее радикальные критики «слева»  отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и  в том числе СССР, в Швеции госсектор  отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет — 50-65 %, служащего — до 80 %.5 Вывод делается следующий:

     Социальные, или как их именуют социал-демократы  «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми  и в долгосрочной перспективе  — непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наемных работников

     Американский  социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»: «Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит [англ. transfers] эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества.6

     Лишена  такая «перераспределительная»  социальная система, стоящая на ориентированном  на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ — в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народохозяйственного организма.

     Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе  проблемы, как огромный рост бюрократизации, сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и так далее.

Информация о работе "Шведский социализм": история и современность социальной политики в Скандинавии