Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

Работа состоит из  1 файл

Осн.соц гос-ва контр раб..docx

— 26.44 Кб (Скачать документ)

   Социальная политика  играет огромную роль во внутренней  политике любого государства,  так как проблемы, возникающие  в социальной сфере, напрямую  связаны с развитием экономической  и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным  индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня  особенно актуален в связи  с необходимостью формирования  новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской  модели, которая существовала в  эпоху СССР, непростой, и прежде  всего требует решения вопрос  о роли государства в новой  социальной политике, его функциях  и взаимодействии с общественными  институтами. 

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком  смысле являясь одним из направлений  макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и  стабильности в обществе. [1]  В  узком смысле социальную политику можно  определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение  занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

Основными индикаторами общественного  развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются:

     - доходы как  материальные источники существования;

    - занятость;

     - здоровье;

     - жилье;

     - культура;

     - образование;

     - окружающая  среда. 

    Социальная политика  государства реализуется через  механизм государственных программ  социального обеспечения и системы  социальных услуг. Социальное  обеспечение включает социальное  страхование и общественное вспомоществование,  направленное на поддержание  дохода беднейших слоев населения  независимо от их участия в  трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы.                          

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию  и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную  и правовую основу. Помимо государства  в решении социальных проблем  принимают участие отдельные  предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

     Степень участия  государственного сектора в социальной  сфере во многом определяет  масштабы и характер проводимой  социальной политики. Расширенная  социальная политика означает  общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной  деятельности государства. Ограничительная  социальная политика предполагает  сведение к минимуму ее масштабов,  содержания и объектов.

     Существуют  различные классификации моделей  социальной политики, но так или  иначе большинство из них базируются  на принципах, вытекающих из  роли и степени участия в  реализации социальной политики  государства, институтов гражданского  общества и отдельных граждан.  Основываясь на геополитическом  аспекте, выделяют скандинавскую,  континентальную и американо-британскую  модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от  той или иной политической  партии, скандинавскую социальную  модель называют также социал-демократической,  континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной  моделью социальной политики. Рассмотрим  их основные черты. 

                                     Скандинавская модель.

        В  модели социальной политики этого  типа значительную часть расходов  на социальные нужды берет  на себя государство, и основным  каналом перераспределения является  бюджет. Государство несет основную  ответственность за социальное  благополучие своих граждан и  является основным производителем  социальных услуг. Услуги (образование,  здравоохранение, забота о детях  и престарелых и т.п.) в большинстве  случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через  перераспределение (например, бюджет  или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания,  Норвегия.

                                          Шведская модель.

         Термин «шведская модель» появился  в конце 60-х годов в связи  с приобретением Швецией статуса  государства, одного из самых  развитых в социально-экономическом  отношении. Именно в Швеции  возникли и получили развитие  понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной  политики являются полная занятость  и выравнивание доходов. [3] Осуществление  целей идет через преднамеренное  перераспределение доходов, прежде  всего через налоговую и трансфертную  политику, для чего были созданы  специальные государственные и  негосударственные институты. Универсальность  модели выражается во всеобщности  и общедоступности социальной  защиты, которая распространяется  на все население. Оказываемая  помощь обеспечивает социальную  защиту населения на уровне  нормального жизненного стандарта. [4]

      Социальное  обеспечение находится на высоком  уровне и предусматривает выплату  пособий по безработице, детские  пособия и ряд других. Пособия  по безработице позволяют сохранить  достойный уровень жизни в  случае потери работы, а сокращение  расходов на выплаты по безработице  достигается за счет развитой  системы служб трудоустройства.  Дети, независимо от доходов родителей,  получают ежемесячное пособие,  которое выплачивается до 18 лет.  Дополнительные пособия получают  семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального  обеспечения действуют негосударственные  организации, выполняющие различные  виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов. 

                                       Социальные услуги.

    Образование в  Швеции охватывает все население  и обеспечивает практически полную  грамотность. Бесплатным является  среднее и высшее образование,  а также программы переквалификации  и ряд других образовательных  программ. Разнообразие форм обучения  взрослого населения дает возможность  непрерывного образования на  протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации  кадров при общедоступности образования  значительно снижают уровень  безработицы и отражают политику  полной занятости населения. В  самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

      На сегодняшний  день социальная модель в Швеции  требует серьезного пересмотра  в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство  в ЕС, которое требует согласия  с его основополагающими неолиберальными  принципами и стандартами социального  регулирования. Возникает вопрос  о слишком высоких социальных  издержках в Швеции по сравнению  с другими членами ЕС, где расходы  на социальную защиту значительно  ниже. В целом ситуацию в области  социальной защиты продолжают  определять принципы солидарности  и социальной справедливости. [5]

                                     Континентальная модель.

    В этой модели  государство, как правило, несет  ответственность только за выдачу  социальных пособий получателям,  то есть за социальное обеспечение,  но не организует социальные  услуги. Здесь бюджетные отчисления  и страховые взносы работника  и работодателя на социальные  мероприятия примерно равны, и  основными каналами перераспределения  являются как государственные,  так и частные (но находящиеся  под контролем государства) социально-страховые  фонды. Этой модели следуют  Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

                  Немецкая модель социального рыночного хозяйства.

      Понятие  “социальное рыночное хозяйство”  было введено в 1946 г. Альфредом  Мюллером-Армаком для определения  парадигмы экономической политики, сочетающей принципы “рыночной  свободы” и “социального выравнивания”.  Целью такой социальной политики  является создание условий для  активной самореализации каждого  члена общества в экономической  сфере. Для этого требуются  общие институциональные условия,  которые регулируют хозяйственную  деятельность индивидуумов. На первый  план выходит не перераспределение  дохода через бюджет и бесплатные  социальные услуги как в шведской  модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.

                                     Социальное обеспечение.

     В Германии  действует 4 вида социального  страхования: пенсионное, медицинское,  от безработицы и от несчастных  случаев. Социальное страхование  финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками  и дифференцируется по видам  деятельности. Принцип страхования  означает право на получение  услуг теми, кто делает взносы  в соответствующие фонды. Уплата  взноса дает право на соответствующую  услугу независимо от действительной  потребности в ней. Система  социального обеспечения включает  также государственные средства, отпускаемые в виде пособий  на детей (единовременные выплаты  при рождении ребенка, дотации  малообеспеченным и многодетным  семьям), помощь беженцам, пособия  для получения образования, помощь  молодежи, пособия на лечение,  пенсионные субсидии, помощь жертвам  войны, инвалидам, а также социальную  помощь малообеспеченным гражданам. 

                                        Социальные услуги.

     В системе  здравоохранения действует система  обязательного медицинского страхования,  в результате 90% населения охвачено  обязательным страхованием, 8% –  частным и за 2% неимущих граждан  платит государство. В системе  образования главным является  принцип “академической свободы”, т. е. в образовательное учреждение  может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем  условиям допуска. Среднее и  высшее образование является  бесплатным.

       Германия  в конце 1990-х гг. достигла определенного  пика развития своей социально-ориентированной  экономики, которая теперь, как  и шведская модель, нуждается  в серьезной модернизации. Политику  социального рыночного хозяйства  Германии усложняет проблема, связанная  со структурными преобразованиями  в Восточных землях, где продолжается  закрытие неконкурентоспособных  производств, идет рост безработицы  и социальной напряженности. На  ближайшие годы в Германии  намечена окончательная интеграция  новых федеральных земель в  экономическую систему единой  Германии, снижение безработицы  и проведение пенсионной реформы,  где наряду с государственным  социальным страхованием будет  развиваться частная система  страхования. 

                                       Американо- британская модель.

       Данная  модель характеризуется минимальным  участием государства в социальной  сфере. Финансовую основу реализации  социальных программ составляют  в первую очередь частные сбережения  и частное страхование, а не  средства государственного бюджета.  Государство берет на себя  ответственность лишь за сохранение  минимальных доходов всех граждан  и за благополучие наименее  слабых и обездоленных слоев  населения. Однако оно максимально  стимулирует создание и развитие  в обществе различных форм  негосударственного социального  страхования и социальной поддержки,  а также различных средств  и способов получения и повышения  гражданами своих доходов. Подобная  модель социального государства  характерна для США, Англии  и Ирландии.

                 Британская модель государства  благосостояния. Социальное обеспечение. 

   Социальные программы  строго индивидуализированы, и  большинство из них приватизированы.  Вместо равенства возможностей  для всех групп нуждающихся  введен принцип выборочной помощи  отдельным категориям населения.  К ним отнесены пенсионеры, инвалиды, больные и недееспособные лица, малооплачиваемые семьи с детьми, неполные семьи. В настоящее  время пособия на детей выплачиваются  всем детям до 16 лет, а также  малообеспеченным семьям, но только  в том случае, если семья является  полной. Пособие выплачивают и  после 16 лет, если ребенок учится  в дневном колледже.

Информация о работе Социальная политика