Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

Социология(шпоры).doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

       А)  Среди методов индивидуального  опроса наиболее  распространены  два вида экспертизы: интервьюирование  и анкетирование.

       Проведение  экспертной оценки методом   интервью  требует  от  эксперта  умения быстро давать качественные ответы на  поставленные  вопросы.  Можно выделить  следующие  формы  организации  интервью:  свободная  беседа, "вопрос-ответ", "перекрестный допрос". Интервью  позволяет  получить  информацию, которую  трудно  получить  при  анкетном  опросе.  Недостатки: сильное  влияние   интервьюера   на   ответы эксперта, мало  времени  на  глубокое  обдумывание  ответов,  много  времени тратится на опрос всего состава экспертов.

       В  основе большинства экспертных  методов лежит анкета с помощью которой  осуществляется  сбор  необходимой  информации.  Анкета  - набор вопросов, каждый из  которых  логически  связан  с  главной задачей экспертизы.  Содержание  анкеты  должно  быть  предельно  ясным  для опрашиваемого. Анкетный опрос  предполагает  жестко  фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа.

Кроме анкет-вопросников, экспертам  должна  быть  дана  пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах  опроса  объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по  заполнению анкет.

Б) Методы коллективной экспертизы предполагают получение  обобщенного  мнения  в  ходе  совместного  обсуждения   поставленной   проблемы   группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте.  К  этим  методам  можно отнести

1. Совещание - метод  открытого обсуждения, или как   его  еще  называют "метод  комиссий".

2. Метод "мозговой  атаки".

3. Метод "суда".

4. Метод "Дельфи".

"Метод комиссий" предполагает  проведение  общей   дискуссии  с  целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов.

Сущность метода "мозговой атаки"  заключается  в  разделении  решения двух  задач:  генерирования  новых  идей   и   оценки   предложенных   идей.

Метод "суда" основан  на том, организация работы коллектива  экспертов осуществляется  в  соответствии  с  правилами  ведения  судебного  процесса."Подсудимым" является анализируемая проблема.

Метод   "Дельфи" представляет собой ряд последовательно  проводимых процедур, направленных  на формирование группового мнения. Для этого метода характерны:

1) анонимность опросов;

2) регулируемая обратная  связь,  осуществляемая  за  счет  проведения скольких туров опроса;

3) групповой ответ,  получаемый с помощью статистических  методов.

       В)  Под личным (очным) методом  опроса  подразумевается  процедура,  в процессе  которой  организатор  осуществляет  непосредственный   контакт   с экспертом при подготовке ответов на вопросы анкеты.

       Г)  Заочный  опрос  обычно  осуществляется  путем  пересылки   анкеты эксперту по почте. Основные преимущества заочного опроса -  его простота  и дешевизна. Однако некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, и поэтому надежность полученных  данных  может быть  ниже,  чем при очном опросе.

Конечная цель экспертизы - начертание  картины  вероятного  будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и  потенциальных опасностей, которых следует избежать.

36.Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры.

КУЛЬТУРА - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.

Основные элементы культуры: 

    • Язык
    • Знания, убеждения

Убеждение - определенное духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.

    • Ценности

Ценности выступают  как:

а) желательное, предпочтительное для данного социального объекта  состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.;

б) критерий оценки реальных явлений;

в) они определяют смысл целенаправленной деятельности;

г) регулируют социальные взаимодействия;

д) внутренне побуждают  к деятельности. 

    • Идеология

Ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы  в виде строгой, логически обоснованной доктрины. В этом случае мы имеем дело с идеологией.

Субкультура -     это  набор  символов,  убеждений,  ценностей,  норм, образцов  поведения  отличающих  то  или  иное  сообщество  или  какую  либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою  субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры,  но  в тоже  время она имеет свои специфические   отличия.   Эти    отличия    связанные    с    особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т.д.

Для социалогии важно  определить, смешиваются ли эти субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся  друг к другу или же имеют место  культурные конфликты. Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры большинства населения, которые которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Социальные институты и организации. Виды и их функции.

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

К числу общих признаков  социального института можно  отнести:

1.выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

2.определенную (более или менее формализованную) организацию;

3.наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

4.наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Эти признаки вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом  они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований.

К числу важнейших  функций, которые социальные институты  выполняют в обществе, относятся:

  • регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
  • создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
  • обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
  • социализация индивидов.

Можно выделить следующие  структурные элементы социального  института:

  • цель и сферу деятельности института;
  • функции, предусмотренные для достижения цели;
  • нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • средства и учреждения достижения цели и реализации функций.

Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует  интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как: 1) воспроизводство представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей; 3) поддержание стабильности и морального порядка внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они  удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

Фундаментальные потребности общества

Основные социальные институты

Потребности в воспроизводстве  рода

Институт семьи и  брака

Потребности в безопасности и социальном порядке

Политические институты

Потребности в добывании  средств безопасности

Экономические институты

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения

Институты образования

Потребности в решении  духовных проблем, смысл жизни

Институт религии


 

 

 

 

 

38.Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

Социальные конфликты  в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получили в процессе перехода к рыночным отношениям.

Конфликты в современных  условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются  в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

1. Социально-политические  конфликты.

Можно проследить три  аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:

1.конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

2.роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

3.роль государственной власти во многих случаях как посредника.

Основные конфликты  в сфере власти в современных  условиях выступают как:

1.конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной) ;

2.конфликты внутри парламента;

3.конфликты между политическими партиями и движениями;

4.конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.

Эти конфликты могут  развиваться и протекать то спокойно, сглажено, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - неконтролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс, который невозможно будет исправить.

2. Социально-экономические конфликты.

Серьезные предпосылки  к конфликтам содержат в себе социально-экономические  отношения между средними и мелкими  предпринимателями и властными  структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов, огромные налоги.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"