Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 31 вопрос по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

      Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов.

      Контент-анализ используется:  
1. Для изучения общественного мнения читателей. 
2. Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе. 
3. Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей. 
4. Анализ программ TV, радио.  
5. Изучение имиджа лидера.  
6. Изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе.

      Использовать  контент-анализ можно как основной метод, как и вспомогательный.

      В качестве анализируемых  документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п. 

      28. Метод наблюдения, его характеристики и особенности.

      Наблюдение - сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой полученного результата.

      Виды  наблюдения:

      1. формализованные и неформализованные,

      2. включенные - когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняют профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.), и не включенные - наблюдение осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые события.

      3. полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, проводимые в специально созданных условиях.

      4. систематические, проводимыми по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематическими (кратковременными), проводимыми на стадии "разведки" в качестве первичной основы для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов и т.д.).

      Каждый  вид (тип) наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнавать все детали событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны - опасность утратить объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью недоступен для наблюдения.

      Невключенное  наблюдение значительно проще, но оно дает поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднено выявление мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

      При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простое и не требующее больших финансовых затрат) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с обеспечением репрезентативности (достоверности) полученных данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения их мотивов. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов все-таки отражает объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и является решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т.п. 

      29. Опрос как метод сбора социологической информации. Виды опросов.

      Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.

      Виды  опросов:

  1. массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса);
  2. экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса);
  3. глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме;
  4. фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов;
  5. социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений.

    Место проведения играет не маловажную роль в определении вида опроса:

  1. в лабораторных условиях;
  2. уличный опрос;
  3. опрос на рабочем месте;
  4. "домашний" опрос;
  5. анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети Интернет).

      Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Особенность связана с тем, что данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.

      При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В  первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study -"поперечное" изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study - "продольное" изучение).

      Методам опроса присущи следующие  достоинства:

    1. Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.
    2. Возможность проведения статистического анали-за заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.
    3. Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).
 

    30. Социологическая анкета: структура и принципы конструирования.

      Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, которые заполняются респондентом самостоятельно.

      Виды  анкетный опросов:

  1. очные – человек сам заполняет анкету, но в присутствии исследователя.
  2. заочные – через посту. Прессу, Интернет.
  3. анонимные.
  4. персонифицированные.

      Структура анкеты:

      1. Вводная часть  (обращение к респонденту, тема и цель опроса, информация о том, кто проводит опрос, информация о том, как будут использоваться данные, инструкция по заполнению).

      2. Вступительная часть (вопросы-контактёры для постепенного вхождения в работу, стимулирования заинтересованности, введения в круг обсуждаемых проблем).

      3. Основная часть  (информационные вопросы: от простых к трудным, от безличных к личным).

      4. Заключительная часть  (нетрудные, закрытые вопросы).

      5. Паспортичка (сведения о респонденте -  пол, возраст и т.п.)

      6. Выражение благодарности. 

      31. Интервью как метод сбора социологической информации.

      Интервью - метод сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.

      Виды:

    1. Нарративное интервью - свободное повествование рассказчика (респондента) без всякого вмешательства со стороны интервьюера.
    2. Полуструктурированное интервью предусматривает составление общего плана разговора с перечислением тематических блоков.
    3. Биографическое - тематические блоки соответствуют жизненным циклам индивида.
    4. Лейтмотивное - отслеживание динамики какого-либо аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути.
    5. Фокусированное - получение более подробной информации об одном из жизненных циклов индивида.
    6. Экспертная оценка - это компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции. Собираются они обычно в ходе экспертных интервью, то есть опросов лиц, профессионально разбирающихся в обсуждаемой проблеме.

      Вопрос  отбора экспертов - это вопрос о том, кого можно считать экс-пертом в данной области - связан с обоснованием применения данного ме-тода и решается каждой раз в соответствии с целями и задачами исследова-ния, сформулированными в программе.

      Среди несомненных плюсов этого метода - тот, что экспертный опрос не требует большого количества участников. Еще одним его плюсом является то, что организация экспертного опроса представляет собой относительно простую работу. После того, как определен круг экспертов, практически все интересующие исследователя вопросы можно адресовать экспертам напрямую. Здесь нет необходимости убеждать экспертов и актуальности проблематики, а также готовить инструкцию.

      Приходится  иметь в виду также и определенную ограниченность экспертного опроса, поскольку это, во-первых, результаты наблюдения со стороны. Надо постоянно помнить, что опрос дает нам не точную копию предметов и фактов поведения, не отражение подлинных мнений и настроений, а показывает субъективную реальность - реальность мнений о поведении, о фактах, о мнениях же. Эта картина рисуется профессионалами, но все же это картина, а не сама реальность. К тому же не следует забывать о трудностях организации встреч экспертов, людей обычно более занятых, чем другие респонденты. 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"