Сферы реализации социально-культурной деятельности

Автор работы: a****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание

Сферы реализации занимают одну из важных тем в дисциплине социально-культурной деятельности, так как помогают установить вектор направления этой деятельности и определить область задач, без знания которых действия работника в социально-культурной среде будут расплывчаты и не эффективны. Поэтому необходимо рассматривать социально-культурную деятельность не как единое целое, а разделить ее на сферы применения или, что тоже самое, сферы реализации. Каждая из сфер реализации социально-культурной деятельности несет в себе определенные признаки и выполняет и решает определенные задачи в обществе, так же в каждой из этих сфер используются, наряду со стандартными, и уникальные методы и средства достижения цели, присущие только ей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Досуг и его функции в современном обществе……………………5
Образование как сфера социально-культурной деятельности…....10
Художественная культура и искусство…………………….…...... 14
Физическая культура и спорт………………………………..........18
Социально-культурная реабилитация …………………………... 20
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕР РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Межкультурное сотрудничество и коммуникация………………... 23
Тенденции и перспективы развития в сферах реализации социально-культурной деятельности………………………………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……….….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……….….......36

Работа состоит из  1 файл

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СКД.docx

— 69.33 Кб (Скачать документ)

      Выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы международного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и использования силы; уважение государственного суверенитета: невмешательство во внутренние дела; равенство и право на самоопределение; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обязательств.

    Частные (специальные) принципы сформулированы в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур государств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.

    В настоящее время множество акций, связанных с межгосударственным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, проводится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культуры, широко известной в последние годы под термином «культура мира». Организация Объединенных  Наций объявила  2002-2010  годы «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия».

    Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культуры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, региональном, национальном и международном уровнях развивать партнерские отношения и обмен информацией, участвовать в проведении специальных крупномасштабных мероприятий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколений.

    Человечеству  предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.

    Несколько характерных черт, отличающих программу культуры мира и ненасилия от предшествующего практического опыта в области миростроительства:

    1) это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнообразной по форме и содержанию настойчивой работы;

     2) миротворческая деятельность, в отличие от многих других общественных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общественных отношений - экономических, политических, культурных, социальных;

    3) программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом сообществе в целом.

    Сутью и смыслом доктрины культуры мира должна стать выработка такой системы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах времени могла бы обеспечить возможность представителям различных национальностей:

    1) самоидентифицироваться как носителям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей;

    2) создать условия для их вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением;

    3) включиться в современные общемировые культурные процессы.

      Культуру мира целесообразнее рассматривать не как учебную дисциплину, рассчитанную на преподавание в образовательных и академических учреждениях, не как систему региональных центров на местах, осуществляющих принятые ими собственные локальные программы мероприятий по культуре мира, не как ограниченную временными рамками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции, а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой совокупность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и миростроительства.

    Сферами реализации принципов и идей культуры мира и миротворческой деятельности являются: образование, культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.

    Педагоги  разных стран  говорят о необходимости баланса в популяризации и освоении традиций и опыта разных культур.

    Подрастающему поколению, незнакомому с иными  культурами, кроме своей, грозит вкусовой эгоцентризм, склонность судить о других культурах по собственным стандартам. Отсутствие взаимопонимания, связанное с элементарной поликультурной неграмотностью, может обернуться проявлениями культурной нетерпимости, враждебности и даже действиями антикультурного агрессивного характера.

    Педагоги московского Центра творческо-эстетического центра «Гармония» считают, что поликультурное воспитание и образование детей можно начинать с раннего возраста, но при этом доминирующими должны быть отечественные культурные традиции. Основное время в работе Центра отводится освоению фольклора, сказок, истории христианства, проведению детских праздников музыкально-поэтического и изобразительно-театрального характера.

    Педагоги  в школах США, Англии и ряда других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поликультурного образования, в уменьшении разногласий между учащимися разных национальностей и в устранении проблем в общении.

    Ученые  и практики отмечают важную роль социально-культурного посредничества в достижении взаимопонимания между культурами. Посредники, выступающие в качестве многочисленных субъектов социально-культурной деятельности, являются по существу связующим звеном между культурными системами, давая людям возможность познакомиться с иной культурой, переводя её ценности на язык, доступный восприятию.

    Попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет достигнуто гармоничное воспитание альтернативных культур каждым человеком и в каждой отдельно взятой семье. Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как её примет значительная часть людей, образующих мировое сообщество.

    Формируя  общемировую межнациональную культуру, необходимо иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа.

    Культура  мира начинается с культуры в собственном  доме. Семейная политика становится неотъемлемой частью политики государств мира, а культура брачно-семейных отношений - частью мировой культуры.

    Не  менее важная роль в обеспечении  гармонизации национальных культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной школе, социально-культурному институту образования. Все этносы должны получить равные возможности для удовлетворения образовательных потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического дифференцированного подхода.

    Стержнем  воспитания в такой школе является патриотизм, основанный на национальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении культур народов, их взаимном обогащении.

    Осмысление  понятия «культура мира» предполагает наличие так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.

    К характерным чертам культурной экспансии  исследователи относят: перенесение образа жизни и потребительских ориентаций стран-«агрессоров» на другие территории, насаждение «своей» культуры как универсальной, исключающей вклад других культур; стремление достичь политических целей, используя культурные связи; развитие одностороннего потока информации - от «центра» к «периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к многочисленной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влияния стран-«агрессоров».

    Практика  социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии.

    Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для нее типа культуры, которая никак не интегрируется  с собственной культурой, не обогащает её и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабляются ее возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.

    Многочисленная  сеть социально-культурных институтов представляет собой фундаментальную базу для разработки и реализации региональных программ в рамках доктрины культуры мира и ненасилия, расширения контактов в информационном и образовательном пространстве (телевидение, радио, пресса, международный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и высшие учебные заведения и др.). Культурное сотрудничество возможно в различных видах и жанрах искусства в области досуга и развлечений (туризм, спорт) и т. д.

    В качестве субъектов и партнеров  в сфере международного культурного сотрудничества выступают международные организации и, прежде всего, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1945 году, множество международных, межгосударственных, межрегиональных ассоциаций, союзов, советов, обществ и других организаций, работающих в области культуры, науки, образования, туризма, спорта, искусства, а также правительственные и неправительственные учреждения и организации в каждой из стран. 
 

       2.2 Тенденции и перспективы развития в сферах реализации социально-культурной деятельности. 

       Способность видеть перспективы, исходя из тенденций развития, становится главным вопросом, так как от этого зависит правильность выбранных решений,  которые способны повлиять на социокультурную ситуацию - в целом и - на отдельные её части.

       В современном мире с его темпами развития  ни одно государство не может обойтись без прогнозирования. Для того, чтобы спрогнозировать социокультурную ситуацию, необходимо учитывать множество факторов.

       Сферы реализации социально-культурной деятельности активно развиваются. Каждая из них движется в своем направлении.

       Сфера досуга, например, развивается наиболее активно  -  об этом говорят социологические  исследования.  Было установлено, что существенное влияние на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. 

       Существуют  определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности городских жителей, но сегодня, когда средства массовой информации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко проникли в село и стали частью их досуга, ситуация меняется.

       Отсюда  можно сделать вывод, что в  этой сфере различия в досуговых  потребностях и культурных предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают, то есть постепенно стирается грань между разными группами населения, и досуг людей становится более однородный.

       Если  говорить о сфере образования, следует  отметить, что именно эта сфера  становится все более и более  актуальной, ведь это необходимое условие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста.

       Система образования должна не только отвечать реалиям сегодняшнего времени, в том числе учитывая глобализацию мира, но и ориентироваться на будущие потребности общества. Исходя из этого, систему образования ждут большие изменения,  в противном случае вся система окажется в очень сложном положении.

       В условиях коренного изменения всего  стиля жизни страны происходит возрождение интереса к национальным корням, традициям, где личность может найти привычную систему ценностей и ощутить себя включённой в вековую традицию.

       Физическая  культура и спорт в наше время получают все большую популярность у молодёжи, но, к сожалению, пока наше государство не запретит рекламу пива и сигарет, которые формируют в сознании подростков, что досуг без алкоголя и курения - это не отдых, результаты останутся не утешительными. 

       Особое  внимание должно быть обращено на сферу  культуры. Эта область является чрезвычайно  сложной и тонкой, поскольку культура и искусство есть единство многообразия: общего и индивидуального, уникального  и массового, изменчивого и неизменного, рационального и эмоционального, творчества и ремесла, единство отражения  и оценки желаемого. Поэтому именно культура способна формировать в  человеке духовно-нравственные качества, а значит, и делать лучше жизнь всего нашего общества. Культура и искусство активно ищут и находят новые формы и виды самовыражения, и в перспективе эти находки необходимо поддерживать и развивать.

       Для всех сфер реализации социально-культурной деятельности общей тенденцией является увеличение разнообразия запросов населения  для  приложения своих сил, талантов, способностей. В перспективе это увеличит рынок сбыта и предложения в непроизводственной сфере потребления. Ускорение и расширение масштабов обмена информацией практически со всеми странами мира ведёт к тенденции быстрого освоения зарубежного опыта в социально-культурной деятельности. Эта тенденция в  перспективе имеет и положительные, и отрицательные последствия. Например, постсоветское культурное пространство всё более подвергается культурной эрозии под влиянием сетевых информационных структур глобального сообщества. Молодёжь, в своём стремлении к познанию, но при отсутствии внятных  ориентиров, становится легкой добычей нечистых на руку дельцов, недружественных влияний, опасных для психики и здоровья объединений и сект. Поэтому использование чужеродных продуктов культурной сферы требует не только избирательности, но и объективной оценки Задача состоит в том, чтобы войти в мировое сообщество, не отрываясь от собственных корней, от национальных и культурных особенностей.

Информация о работе Сферы реализации социально-культурной деятельности