Сферы реализации социально-культурной деятельности

Автор работы: a****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание

Сферы реализации занимают одну из важных тем в дисциплине социально-культурной деятельности, так как помогают установить вектор направления этой деятельности и определить область задач, без знания которых действия работника в социально-культурной среде будут расплывчаты и не эффективны. Поэтому необходимо рассматривать социально-культурную деятельность не как единое целое, а разделить ее на сферы применения или, что тоже самое, сферы реализации. Каждая из сфер реализации социально-культурной деятельности несет в себе определенные признаки и выполняет и решает определенные задачи в обществе, так же в каждой из этих сфер используются, наряду со стандартными, и уникальные методы и средства достижения цели, присущие только ей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Досуг и его функции в современном обществе……………………5
Образование как сфера социально-культурной деятельности…....10
Художественная культура и искусство…………………….…...... 14
Физическая культура и спорт………………………………..........18
Социально-культурная реабилитация …………………………... 20
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕР РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Межкультурное сотрудничество и коммуникация………………... 23
Тенденции и перспективы развития в сферах реализации социально-культурной деятельности………………………………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……….….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……….….......36

Работа состоит из  1 файл

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СКД.docx

— 69.33 Кб (Скачать документ)

 

       

    1.  Образование как сфера социально-культурной деятельности
 

       Образование является одной из важнейших сфер общественной практики, где реализуется  социально-культурная деятельность. Существуют следующие составляющие ступени образования:

    • дошкольное,
    • школьное,
    • дополнительное,
    • среднее специальное,
    • профессиональное,
    • вузовское
    • послевузовское (повышение квалификации)
    • второе (дополнительное)

       В основе государственной политики в  области образования лежат два  определяющих тезиса: «Образование - неотъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образования является государство».

       Образование становится в один ряд с последующей  профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального  роста кадрового пополнения, приходящего  в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры.

       Суть  характеристики образования -  это  творческая деятельность, рассчитанная на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающая личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. Целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.

       Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостыо. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования.

       В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза:

         Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг;

       Второй  - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности;

       Третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.

       Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования. Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества.

       Базовый уровень образования - это тот  исходный уровень образованности, который государство обязано обеспечить всем своим гражданам. Этот уровень - минимальный, поскольку без него нет образованного человека и полноправного гражданина. Это предел, не достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании человека, не рискуя вызвать процессы деградации личности. Ниже этого уровня опускаться нельзя, а подниматься выше него - сколько угодно и в каком угодно направлении. Этот уровень образованности - исходный. Он призван обеспечить человеку возможность активно включаться в разнообразные сферы и формы организации социально-культурной деятельности; это тот уровень, который должен позволять любому человеку самостоятельно определять свой жизненный путь и направления продолжения своего образования. Данный уровень образованности не является личным делом каждого - за его достижение именно государство отвечает перед обществом.

       В базовом уровне образования выделяется так называемый региональный компонент. Благодаря региональной системе образования люди получают возможность беспрепятственно включаться в те области и формы организации социально-культурной деятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. За достижение регионального компонента в уровне образованности ответственность несет уже не государство, а та или иная региональная общественная система, ставящая перед собой задачу самовоспроизводства.

       Понятие «образовательная среда» вводится для обозначения всей совокупности различных систем мыследеятельности, в которые оказывается «погружено» подрастающее поколение и где происходит его «встреча» и присвоение им ценностных ориентиров, проблемно-целевых установок, способов и методов мышления и деятельности, которые были характерны для той или иной региональной общественной системы. Образовательной среде противостоит продуктно ориентированная педагогическая технология (своеобразная «обучающая машина»), которая рассчитана на поточную унифицированную работу со стандартным ребенком.

       Образование  -  это сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в  его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.

 

       

    1. Художественная  культура и искусство

       Художественная  культура и искусство являются одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность.

       Говоря  о социально-культурных истоках искусства, стоит обратить внимание не только на исторический аспект, но и на сущность, ведь искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, поскольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

       Как специфическая форма общественного  сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира.

       Сегодня народная художественная культура и  профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ.

       Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства.

       Характерной сферой реализации социально-культурной деятельности является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах.

       Современная музыка выступает группообразующим фактором в молодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клубы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписаный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою социальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» свои отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения, и др.

       Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.

            Социальное творчество - это общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда  относится участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений.  Социальное творчество оказывает большое влияние на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.

       Обширную  сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.

       Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь, молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

         Социально значимой является  такая особая сфера творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

       Прикладным  творчеством являются фольклор, различные  виды народных промыслов и ремесел.

       Основной  акцент в фольклорно-этнографической  деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное культуротворчество самого населения. Это культуротворчество характеризуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения.

       Фольклорное движение, объективно связанное с  повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.

Информация о работе Сферы реализации социально-культурной деятельности