Этапы развития отечественной социологии организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:19, реферат

Описание

Цель данного реферата – определить и охарактеризовать основные этапы становления отечественной социологии организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность социологии организаций как специальной социологической дисциплины;
2) выделить основные этапы становления и развития отечественной социологии организаций и дать им характеристику.

Содержание

Введение 3
1. Социология организаций как специальная социологическая наука 5
2. Становление и развитие отечественной социологии организаций 9
2.1. Оформление проблематики социологии организации в рамках научной организации труда 9
2.2. Определение задач социологии организации в других научных областях... 11
2.3. Становление социологии организации как научной дисциплины 15
2.4. Постперестроечный этап развития отечественной социологии организации… 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Реферат СО.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

2) вторая половина 60-х  - середина 70-х гг., когда социология  организаций еще не выделилась, но отдельные ее проблемы уже  прорабатывались в рамках других направлений, в частности, исторического материализма, научного коммунизма, общей теории систем, кибернетики, экономики, социологии труда, социологии профессий, теории социального управления;

3) вторая половина 70-х  - середина 80-х гг., когда в общих чертах определились проблематика и название этой науки;

        4) постперестроечный этап - с конца 80-х гг. и до настоящего времени.

    1. Оформление проблематики социологии организации в рамках научной организации труда

 

На первом этапе изучением социолого-организационной проблематики, кроме нотовцев, у нас занимались и философы, среди которых надо, прежде всего, назвать А.А. Богданова, сыгравшего важную роль в развитии этой дисциплины. Он пытался создать всеобщую организационную науку - тектологию. Правда, организация и организованность в его работах еще не рассматривались как специфические социальные явления. Его теория предлагала ряд универсальных принципов понимания природы и принципов организации - и как системы и как динамического процесса. Богданову удалось предвосхитить ряд положений системной теории и кибернетики, которые позже оказали сильное влияние на развитие социологии организаций. В частности, он ввел понятие «организационный комплекс» (аналог понятия «система»), который определялся на основе того, что позже получило название синергического эффекта. Им был предложен анализ интеграционных механизмов (конъюгация), дезинтеграционных механизмов (распад комплекса), а также принцип строения комплексов - вхождения одного элемента в другой (ингрессия). В результате возник оригинальный синтез управленческих принципов, научной организации труда, социолого-психологических идей (знаменитая концепция социальной установки А. Гастева) и общей теории систем (кибернетики), получивший название социальной инженерии.

Среди представителей советской  концепции НОТ особняком, пожалуй, стоят две фигуры П.М. Керженцева, теоретические работы которого во многом предопределили развитие сталинской модели организации и управления, и Н.А.Витке, оказавшегося на уровне самых современных идей западной организационной науки того времени. Оба, не упуская из виду организацию как процесс, уделили пристальное внимание проблеме формирования и функционирования организации как коллективного социального субъекта.

Организационная концепция П.М. Керженцева, хотя и развивалась под мощным влиянием «классической» школы, особенно работ А. Файоля, представляла собой достаточно самостоятельное явление. Он первым выделил в качестве отдельной сферы НОТ изучение организационных принципов (научная организация управления) и человеческого фактора (личный фактор производства), с одной стороны, и вещные факторы организации - с другой. Акцент был сделан именно на социально-управленческой стороне организации: приемы управления, формирование структуры управления, система правильного распределения обязанностей и ответственности, подбор и расстановка кадров - т.е. на том, что А. Файоль называл административным управлением. П. Керженцев попытался выделить универсальные принципы управления, применяемые вне зависимости от сферы и отрасли деятельности, и сформулировал принцип оправданности переноса организационного опыта из одной отрасли в другую.

Среди общих признаков  организационного порядка он «выделил установление цели и задач, выбор типа организации (инструментальный взгляд на организацию), выработку плана (планированию он уделял особое внимание), методы работы с людьми, использование человеческих и материальных ресурсов, постановку учета и контроля»3. В русле организационно-управленческой проблематики «классической» школы лежат также анализ особенностей линейной и функциональной структуры управления и практическое применение принципов линейно-штабной структуры.

Положения теории Н.А. Витке, с одной стороны, тоже корреспондируют с работами представителей «классической» школы (прежде всего А. Файоля), а с другой - предвосхищают идеи «общинной» модели организации. Его важнейшим достижением была концепция использования природы человеческого фактора в организации, выдвинутая в конце 20-х - начале 30-х гг. Отчасти она напоминала принципы школы «человеческих отношений». Правда, свои идеи Н.Витке выдвинул раньше Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера.

Поставив в центр  управления работника, а не орудие труда  и технику, и рассматривая его  как активного субъекта деятельности, Н.Витке предложил необычную для тех лет трактовку организации как своеобразного сочетания людских воль. Суть же организационно-управленческой деятельности, по его определению, - в направлении человеческой энергии к достижению определенной цели. Важнейшей чертой его концепции было также то, что вместо проблем организации деятельности отдельного человека (что было характерно для школы Центрального института труда и большинства представителей «классической» школы) он впервые обратил внимание на управление социальной общностью (система взаимодействия людей, трудовая кооперация), подчеркивая, что всякий работник находится в непрерывной связи и взаимодействии с другими людьми. При этом он рассматривал основную проблему целесообразной организации деятельности людей как проблему создания трудовой кооперации.

Н. Витке использует концепцию пяти универсальных функций управления А. Файоля и вслед за ним проводит разграничение сфер управленческой деятельности, особо выделяя административную. Функцию последней он связывает, прежде всего, с задачей интеграции и координации деятельности. Другим аспектом административной деятельности он считал конструирование человеческих отношений: содержание административной работы - в создании благоприятной социально-психологической атмосферы и мотивации работников. «Описывая соотношение административной и материально-технической деятельности в работе управленца, он формулирует тезис о том, что чем выше положение руководителя на служебной лестнице, тем выше в его работе доля административных функций по сравнению с инженерными»4. Н. Витке много рассуждал о роли неформального авторитета и неформального лидерства.

    1. Определение задач социологии организации в других научных областях

 

Второй этап развития социологии организаций (с середины 60-х до середины 70-х гг.) развертывается после длительного перерыва. За это время управленческие науки на Западе ушли далеко вперед, а на стыке теории организаций и социологии выделилось особое направление - социология организаций. Данный этап можно обозначить как период:

 а) освоения теоретического  и практического багажа, накопленного западной наукой;

б) создания универсальных  методологических принципов научного анализа и управления сложными системами;

в) подготовки создания целостной  концепции социологии организаций.

Освоение «западного багажа» происходило в условиях, когда в стране активно развивались, с одной стороны, идеи кибернетики и общей теории систем, а с другой  - общей социологии. Такое освоение разворачивалось под лозунгом критики буржуазных идей менеджеризма. В этот период выделилось несколько направлений в разработке социальной проблематики организаций.

Первое направление  связано с развитием методологических принципов анализа организационных  систем, прежде всего системной методологии  и кибернетики. Можно отметить вклад таких ученых, как П.К. Анохин, И.В.Блауберг, Б.В.Бирюков, Н.Ф.Овчинников, В.И. Свиридовский, Б.А. Розенфельд, М.И.Сетров, В.Н.Садовский, А.И.Уемов, А.Д.Урсул, Б.С.Украинцев, Г.П.Щедровицкий, Б.Г.Юдин. В их работах подробно проанализированы такие понятия, как система, целостность, элементы, структура, функции, уровни, цель, взаимосвязь, равновесие, динамика, сложность, организованность.

Особо надо выделить разработки М.И. Сетрова, занимавшегося проблемами функционального анализа динамичных систем в рамках общего системного подхода. Его работы следует трактовать как определенную попытку вернуться к проблематике А.А. Богданова, но на современном уровне. Идеи Сетрова оказали влияние на становление системной версии социологии организаций в конце 70-х гг. Опираясь на труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, работавших в системной парадигме, и рассматривая системный подход как универсальный способ анализа сложных объектов, М.Сетров оперировал в своем исследовании такими понятиями, как системность, организованность, структура, функции, регуляция, управление, равновесие, изменчивость. Автор рассматривает организованность как атрибутивный признак систем, а сами организации - как тип сложных динамичных систем. Он описывает организацию в двух срезах:

1) как свойство, расположение и взаимосвязь элементов некоторого комплекса (структурный аспект организации);

2)   как действие или взаимодействие, которые обусловлены единством цели и выполняемыми функциями (функциональный аспект).

«Структура понималась им как один из способов выделения отношений объекта, система - как способ агрегирования объекта исследователем, а не свойства объекта. В качестве исходных принципов организации системы были выделены: а) принцип совместимости как условие возникновения и сохранения системы (возможность взаимодействия); б) принцип актуальности выполняемых функций»5.

Одним из центральных  свойств системы, по М. Сетрову, является ее устойчивость. Организованность системы тем выше, чем выше устойчивость структуры и ее элементов и лабильность их функций. Он использует кибернетическое понимание регуляции, видя в ней специфическую функцию, направленную на поддержание устойчивости системы. Автор выделяет два противоположных аспекта сохранения устойчивости системы: 1) в пределах выполнения наличных функций (гомеостазис), 2) в границах программы ее преобразования (управление системой). Регуляция - процесс изменения взаимосвязи (структуры) элементов системы.

Хотя разработки М. Сетрова не лежат непосредственно в плоскости социологии организаций, но предложенный им понятийный аппарат в ней активно использовался, начиная с середины 70-х гг. Определенное влияние на развитие социологии организаций оказала его логика функционального анализа

Вторым направлением стало освоение и трансляция зарубежных социолого- и психолого-организационных концепций. Конкретный опыт управления, пригодный в социалистической практике, преподносился как критика «буржуазных» концепций организации. Среди многочисленных публикаций, оформленных именно таким образом, можно выделить книги Д.М.Гвишиани, О.Н.Жеманова, Н.М.Кейзерова, А И Пригожина, С.И.Эпштейна, пытавшихся донести до читателя наиболее популярные в те годы западные идеи. Ни один из них не мог еще рассматриваться как представитель социологии организаций.

Безусловно, наиболее значимыми  работами данного периода (по масштабу, широте охвата, содержательности и  серьезности анализа) являлись книги Д.М. Гвишиани  «Социология бизнеса»  и «Организация и управление». Материалом для анализа послужил в основном зарубежный опыт, и именно из его трудов широкие круги читателей получили представление об этом направлении социологических исследований.

В своей книге «Социология бизнеса» Д. М. Гвишиани дал развернутое исследование социологии американского менеджмента. Автор в этой работе подчеркивает значение некоторых принципов и закономерностей управления, присущих всякому современному производству. В книге проводится мысль о неизбежности отделения функции управления от технократической деятельности. «Менеджеры как социальный слой не совпадают с категорией технократов. Показано, что сами теоретики менеджмента рассматривают его специфическую природу как искусство управления людьми в отличие от инженерной, технической деятельности. И далее: то обстоятельство, что функции и характер деятельности руководителя производства все еще часто отождествляют с инженерной работой считается признаком общей незрелости суждений. В центре внимания менеджера — человек, работнике его мотивацией и способностями»6.

Еще полнее раскрывается проблематика зарубежной социологии организаций в другой книге Д. М. Гвишиани – «Организация и управление», вышедшей в 1972 году. Она служила своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли, по крайней мере, для трех поколений социологов. И по сей день она представляет большой интерес для специалистов. В ней изложены история возникновения, основные персоналии и положения научных школ менеджмента, таких, как классическая модель организации, школа человеческих отношений, школа социальных систем, социотехнический подход, эмпирическая школа. В центре оказывались проблемы синергии, логика возникновения и соотношения формального и неформального в организации, проблемы равновесия и баланса, идентификации работника с организацией, модели выживания организации, рациональные и естественные модели в организации. В книге освещались практически не известные тогдашнему читателю воззрения Ч.Барнарда, Ф.Селзника, Г.Саймона, А.Гоулднера, А.Этциони, Р.Дабина, П.Друкера.

Здесь впервые в советской  литературе дан систематизированный анализ эволюции и современного состояния западной социологии организаций. В ее эволюции автор выделил несколько этапов, каждый из которых представлен как самостоятельная школа: «классическая» теория, доктрина «человеческих отношений», «эмпирическая» школа, школа «социальных систем»,  «новая» школа. Показано, что смена их тесно связана с развитием самого капитализма, конкретными этапами и состояниями индустриального производства.

Фактически именно этими  трудами Д. М. Гвишиани, а также  его лекциями в 60-х годах на философском факультете МГУ и было положено начало формированию социологии организаций в нашей стране. Началась специализация студентов, а затем аспирантов в этой области знания.

Несколько позже стали  развиваться теоретические и  эмпирические исследования, разрабатывающие проблематику социологии организации применительно к проблемам советского общества по разным направлениям.

Значительный вклад  в становление социологии организаций был сделан В.Г. Подмарковым. В его монографии «Введение в промышленную социологию» (1973 год) понятие «промышленная социология» трактуется довольно широко, как «наука о содержании и значении человеческого фактора в промышленности». Поэтому в книге представлены проблемы содержания труда и отношения к нему, профессиональной структуры трудящихся, внутриколлективных отношений, рабочего и свободного времени, социального планирования и другие. Видное место отведено в ней и социальным проблемам организации. Автор выделял в организационной структуре предприятия информационные и регулировочные процессы, производственно-экономические и социальные функции. В системе социальных связей на предприятии он различает связи формальные (закрепленные в служебных инструкциях), неформальные (межличностные), полуформальные (общественные организации), внеформальные (достижение формальных целей неформальными средствами), официальные (административно признанные формальные связи), неофициальные (без административного признания).

Информация о работе Этапы развития отечественной социологии организаций