Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение эффективности модели «стационарный» метод ухода на дому за инвалидами и людьми пожилого и старческого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Теоретический анализ проблем медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Разработать модель «стационарный» уход за тяжело больными людьми и инвалидами.
Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.

Содержание

Введение………………….……………………………………………………………6
Медико-социальная работа как отрасль социальной работы…………….….……..9
Организация и содержание медико-социальной работы в России…..……….9
Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом………..16
Технология работы с пожилыми гражданами и инвалидами в условиях
малого города…………………………………………………………………….……20
Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов
в г. Междуреченске…………………………………….……………………………..23
Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому………………………………………………………………..24
Модель – «стационарный» метод ухода за тяжело больным пожилыми
Гражданами инвалидами……………………………………………………………34
Организация эксперимента и методы исследования в
специализированном отделении социально-медицинского обслуживания
на дому…………………………………………………..……………………………..34
Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели
«стационарного» ухода на дому……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………………50
Список литературы…………………...………………………………………..…….

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 9

Кратность посещений  клиентов на дому

п/п

Снижение

 функций

жизнедеятель-

ности

Посещение

медсестра

Посещение

Реабилитолог

(1 раз в день)

Посещение

доставщик     (1раз в день)

Посещение

хозяйствен-

ник (1 раз в день)

Посещение

Финансист(1 раз в день)

посещение санитарка

1.

50-70%

3 раза в

неделю, 1 раз в день

5 раз в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

2 раза в неделю

--

2.

70-85%

3-4 раза в неделю, 1 раз в день

5 раз в неделю

3 раза в неделю

4 раза в неделю

2 раза в неделю

--

3.

85-100%

5 раз в неделю, 1-2 раза в день

3 раза в неделю

3 раза в неделю

5 раз в неделю

1 раз в неделю

Ежедневно

(2раза в день)

4.

Паллиативный

уход

5 раз в неделю, 1 раз в день

-

3 раза в неделю

5 раз в неделю

1 раз в неделю

Ежедневно

(2раза в день)


 

Из Таблицы 9, мы видим, что разрешилась главная проблема одинокого пожилого человека, он перестал быть зависимым от одного социального работника. Так же появилась возможность посещать  больных, нуждающихся в постоянном постороннем уходе 3-4 раза в день. Привлеченные добровольцы навещают эту группу больных в выходные и праздничные дни 1-2 раза в день.

Изменение функциональных обязанностей, проведение с пожилыми людьми различных реабилитационных мероприятий, сделало работу социального работника более интересной. Анализ анкетирования (см. Приложение ), показал, у всех сотрудников учувствовавших в эксперименте снизился психологический дискомфорт, возросла мотивация к трудовой деятельности

Описание работы реабилитолога.

В функциональные обязанности  реабилитолога входило проведение реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей пожилых людей и состояния здоровья.

В начале работы был проведен анализ физического и психоэмоционального состояния клиентов. Учитывая, что у всех клиентов значительное ограничение жизнедеятельности, низкий уровень компенсаторных возможностей, зачастую, отсутствие социальных контактов, было выбрано  направление реабилитационных мероприятий.

Мероприятия были направлены:

- на адаптацию пожилых  людей к условиям функционирования  в социуме, с учетом наличия  у них патологии и ограничений  в повседневной жизни; 

- на развитие у реабилитантов  компенсаторных способностей организма;

- на приобретение или  восстановление утраченных функциональных  навыков по совершению самообслуживания;

- на снятие психологических  симптомов;

- на снижение уровня  тревожности.

Далее была проведена  диагностика клиентов и выделены четыре подгруппы (учитывая тот факт, что реабилитация проводилась на дому). Реабилитолог разработал реабилитационную карту клиента. Совместно с участковым врачом  была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР), для каждого клиента. Так как реабилитантами являлись пожилые больные люди с ограниченными возможностями, В ИПР были включены: медицинская реабилитация, бытовая адаптация, психологическая реабилитация, социальная реабилитация.

Мероприятия по медицинской реабилитации проводила медицинская сестра, они заключались в проведении медицинских процедур, что способствовало замедлению прогрессирования заболевания, в некоторых случаях улучшению общего самочувствия больных.

В проведении реабилитационных мероприятий не маловажную роль играет бытовая адаптация, это обучение больного человека с ограниченными возможностями самообслуживанию, жизни в быту и обеспечению его средствами реабилитации. Занятия по бытовой реабилитации следует начинать как можно раньше, так как ее основная цель – устранение беспомощности больного.

Для тренировки навыков самообслуживания реабилитологом использовались бытовые предметы, столовые наборы и т.д., атак же специальные приспособления, упрощающие самообслуживание. Один из методов бытовой адаптации, это трудовая терапия.

Элементы трудовой терапии основаны на тонизирующем и активирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Трудовые задания подбирались в соответствии с характером двигательных нарушений, функциональными биомеханическими особенностями двигательного аппарата на основе точного технологического анализа операций. Нагрузка на больные органы увеличивалась постепенно. Учитывались диагноз, стадия патологического процесса, тяжесть состояния клиента. Например, при спастических параличах применялись методики для восстановления простейших двигательных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, одевание, собирание спичек). Для восстановления функций кисти верхней конечности, применялись (плетение, вязание). В восстановлении моторики пальцев использовались мозаика, геометрические фигуры, «волшебный» мешочек. В первые дни процедур проводились функциональные пробы, для определения объективных критериев функциональных сдвигов в ходе и по окончанию курса реабилитации.

Психологическая реабилитация проводилась психологом.

Методы психологической  реабилитации были направлены на преодоление в сознании больного представления о бесполезности лечения, восстановление и сохранение личности, восстановление социального статуса, стимулирование положительных установок на проведение реабилитационных мероприятий.

Применялись методы: аутогенная тренировка, суггестия, в частности, внушение в состояние бодрствования, рекреационная терапия. Использовались методики: методика Первомайского; прогрессивные матрицы Равена; цветовой тест Люшера.

Было выявлено, что  большинство испытуемых (76%) обладает: слабым типом нервной системы; преобладанием процесса возбуждения над торможением; подвижностью по обоим процессам; преобладанием первой сигнальной системы.

С наибольшим интересом  был воспринят пожилыми людьми (84%), метод рекреационной терапии. Из множества технологий были выбраны музыкатерапия и арттерапия. Музыка выступает как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Арттерапия способствовала преодолению социальной изоляции, повышению самооценки, актуализации жизненного опыта, реализации творческого потенциала. Человеку иногда проще выразить свое эмоциональное состояние на бумаге, например при различных формах афазий, это облегчает взаимопонимание.

Социальная  реабилитация, так же входила в обязанности реабилитолога.

Общепринято, что социальная изоляция является грозным фактором в ухудшении как психоэмоционального  состояния пожилого человека, так  и утяжелении и обострении имеющегося у него заболевания.

С целью расширения социального  общения и снижения уровня тревожности, к работе были привлечены «молодые» пожилые активисты. Данный метод реабилитации был воспринят клиентами не одинаково. Так как многие больные не в состоянии самостоятельно открыть дверь, общение происходило в присутствии социального работника, высвобожденное время позволило использовать такой метод реабилитации. В результате 74% немобильных  пожилых инвалидов получили удовлетворение от данного вида реабилитации, 18% граждан отказались от посещения их активистами, стесняясь своего состояния, 8%, по состоянию здоровья такой вид общения не предлагался.

По завершении эксперимента, клиентам была предложена анкета обратной связи (см. Приложение 5).Проведен сравнительный  диагностический анализ состояния здоровья, динамические показатели отражены на рисунке 5.

Результаты  исследования состояния здоровья клиентов

По результатам диагностики  клиентов первой группы, самочувствие улучшилось с учетом возрастной градации:

55-59 – 2 чел. на 30%;                          65 - 69 – 2 чел .на 15%;

60-64  – 2 чел. на 10%;                         70 - 74 – 1 чел. на 10%

По результатам диагностики  клиентов второй группы, самочувствие улучшилось с учетом возрастной градации:

55-59 – 2 чел. на 70%;                          65 - 69 – 3 чел. на 40%;

60-64  – 3 чел. на 30%;                         70 - 74 – 5 чел. на 20%

У клиентов в возрасте 80-89 лет (5 человек), в обеих группах, состояние здоровья без динамики.

 

Рис. 5. Динамика состояния здоровья пожилых людей

 

Достоинства внедрения  новой модели обслуживания.

- Благодаря функциональным  изменениям обслуживания на дому, у социальных работников появилась возможность для более качественного и своевременного оказания услуг с учетом индивидуальной потребности пожилого человека и инвалида.

- Удалось сократить  непроизводительные потери рабочего времени.

- Клиент перестал находиться  в психологической зависимости  от одного социального работника.

- Появилась возможность  осуществлять более полный уход  за тяжело больными клиентами в течение всего рабочего дня.

- Так как работа  санитарки практически сводится  к чисто механическим элементам, возможно привлечение сотрудников со сниженным профессиональным уровнем.

Недостатки  данного метода работы.

- Элемент психологического дискомфорта у клиента, так как отчасти нарушается ранее определенно сложившийся уклад жизни, необходимость общения с большим количеством социальных работников требует временного психологического привыкания.

- В вечернее, ночное время, в  выходные и праздничные дни, клиент остается без посторонней помощи.

Таким образом, проанализировав достоинства  и недостатки проведенного эксперимента, для организации более полного, качественного, долговременного ухода  и реабилитации клиентов пожилого, старческого возраста, инвалидов, мы предлагаем следующее.

Используя опыт зарубежных стран, отечественных  инновационных технологий в социальной работе, мы предлагаем, привлекать волонтеров, имеющих разный возраст и опыт, к осуществлению ухода за престарелыми гражданами на дому. Мы предлагаем:

- заключить соглашение с Центром  занятости населения, на создание  дополнительных рабочих мест, за счет средств выделенных на организацию общественных работ, для ухода за более нуждающимися клиентами на дому.

- создать службу сиделок  на хозрасчетной основе, для обеспечения круглосуточного обслуживания на дому клиентов, нуждающихся в паллиативном уходе.

- на основании полученных данных  исследования, разработать рекомендации и предложения для открытия в городе Хосписа. 
Заключение

 

 

Системный кризис современного общества, дестабилизация большинства его социально-экономических структур, неопределенность ближайших и отдаленных перспектив обуславливают особое внимание к вопросам социальной защиты населения. Снижение здоровья населения выводит на первый план проблему реорганизации медико-социальной помощи [48; 69].

Анализируя зарубежный опыт профессиональной социальной работы с целью использования его в российских условиях, необходимо учитывать специфику теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным явлениям и процессам, технологию оказания социальной помощи на индивидуальном, личностном уровне, а также методы и формы работы.

В России и за рубежом  сложились свои традиции, собственный  опыт социальной работы и медико-социальной помощи, которые тесно связаны с имеющимися социальными институтами и возможностями здравоохранения [42; 59].

Несмотря на значительные различия медико-социальной реабилитации в разных странах, все шире развивается  международное сотрудничество в  этой сфере, все чаще поднимается вопрос о необходимости международного планирования и разработки координированной программы реабилитации физически и психически неполноценных лиц [59].

В реабилитации инвалидов  и лиц пожилого и старческого  возраста достигнуты определенные успехи, но эта проблема требует решения еще многих задач организационного и методического порядка. Но уже сделанные шаги по внедрению социальной работы в Центрах социального обслуживания, что вселяет надежду на то, что со временем она займет положенное ей место и станет неотъемлемой частью в процессе полноценной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста, инвалидов. Хочется надеяться, что эффективность социальной работы в дальнейшем будет только повышаться, и деятельность специалистов станет неотъемлемой частью помощи лицам, столь нуждающимся в поддержке [53; 54; 55].

Современное состояние  в структуре социальных служб  служит предпосылкой для создания новых форм и методов работы. Для успешного решения задач необходимо значительно расширить и улучшить систему реабилитации. Старые методы и формы организации лечебного процесса не удовлетворяют ни больных, ни их родственников, больные предпочитают лечиться в поликлиниках, стационарах либо в домашних условиях [25; 21].

Недостаточность предоставляемых  медико-социальных услуг накладывает  отпечаток на эффективность всех реабилитационных мероприятий. Выявление основных противоречий между реально сложившийся практикой медико-социальной реабилитации и потребностями клиентов, выше описанных категорий, является актуальной задачей на сегодняшний день, особенно для учреждениях социальной защиты. Современные подходы к оказанию подобного вида социальной помощи различны и многообразны, и для предоставления эффективной медико-социальной реабилитации необходимо определить уровень удовлетворенности потребителей медико-социальных  услуг [32].

Информация о работе Халықтың өмір сүру деңгейін көтерудің әлеуметтік-экономикалық аспектілері